методическая разработка на тему: "Использование ИКТ в обеспечении высокого уровня воспитания и образования дошкольников".
методическая разработка по информатике (старшая, подготовительная группа)
Компьютер в детском саду
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_obespechenii_vysokogo_urovnya_vospitaniya_i_obrazovaniya_doshkolnikov.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение – «Детский сад № 57
комбинированного вида»
Ново-Савиновского района
города Казани
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ ПО ТЕМЕ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОГО УРОВНЯ
ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель
высшей квалификационной
категории
Кузнецова Л.И.
г. Казань
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ ПО ТЕМЕ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОГО УРОВНЯ
ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.
В Письме Министерства образования РФ от 25.05.2001 г. № 753/23-16 говорится о необходимости использования НИТ (новых информационных технологий) в детском саду с целью преобразования предметно-развивающей среды ребенка, создания новых, научно обоснованных средств для его развития, а не обучению детей школьным основам информатики и вычислительной техники.
Основными задачами моих разработок являются вопросы введения ребенка в мир компьютера, практического применения компьютерных и мультимедийных систем как систем дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника.
Современные технологии передачи информации открывают перед нами
совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников математике, ИЗО, обучению грамоте, правилам дорожного движения, воспитанию культуры поведения на улицах города и в общественных местах является использование информационно-компьютерных технологий.
С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Цель данных разработок - возможность применения информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ:
- на занятиях по формированию элементарных математических представлений,
- на занятиях по изодеятельности,
- на занятиях по ознакомлению с окружающим,
- на занятиях, в беседах по знакомству детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города.
Причем для обучения детей с использованием новых технологий в дошкольном учреждении достаточно иметь один компьютер, монитор, проектор и экран. И просторный, хорошо освещенный и проветриваемый кабинет с определенным уровнем влажности.
Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий. Для проведения таких занятий необходим специально оборудованный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м. на одно рабочее место,
с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Практической значимостью разработок по использованию компьютерных технологий в воспитании и обучении дошкольников является то, что разработанные материалы с использованием компьютера в обучении старших дошкольников могут быть применены на практике воспитателями детских дошкольных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Письмо Министерства образования РФ «Об информатизации системы дошкольного образования в России» от 25 мая 2001 г. N 753/23-16
2. Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения. Начальная школа, 2003, № 3.
3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.
4. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
Введение
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Затрагивая вопросы качества образования, нельзя не отметить использование в работе с детьми современных технологий дошкольного образования, реализующих принципы развивающего характера образования, интеграции содержания основного и дополнительного образования, деятельностного подхода.
Что нового дает компьютер в образовании? Позволяет одновременно увидеть и реальный мир, и его абстрактную модель. Где еще без усилий (возьмем в качестве контрпримера обычный мультфильм) можно одновременно продемонстрировать полет брошенного под углом к горизонту тела и показать в виде векторов действующие на него силы? Только на экране компьютера. И это главное – компьютер позволяет создавать одновременно и реалистичный образ изучаемого предмета, и его абстрактную модель. Даже если в компьютерных инструментах использовать только этот прием—успех будет обеспечен.
Но стоит заметить – не дело учителя создавать виртуальные лаборатории, поскольку основная задача учителя, воспитателя — грамотно использовать их. Дай Бог, если найдутся преподаватели способные создавать новые лаборатории.
Если не отрываться от грешной земли, то сейчас основные усилия следует направить на совместное (программистов и педагогов) создание виртуальных лабораторий не только для школьных уроков, но и для предшкольного образования, на исследование их пригодности для учебно-воспитательного процесса.
Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
В качестве рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан обществом как необходимость. В сфере образования компьютер завоевывает прочные позиции. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт (60-е г. прошлого столетия) пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде.
Если ребенок есть «зодчий собственного интеллекта» (Ж. Пиаже), то под рукой у него должно быть все необходимое для работы, и, прежде всего – «переходные объекты», служащие нам теми метафорами, с помощью которых мы превращаем опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции. Но как выяснить, что может послужить для ребенка «переходным объектом»? Прогресс вычислительной техники сделал подобную идею не столь уж фантастичной.
Теперь с этой задачей может справиться компьютер, сущность которого – в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов и запросов.
В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека на столько велик, что людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.
Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем
меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.
Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе неединичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и
долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание.
Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Целью данной работы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:
I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.
Задачи:
1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом
для обработки информации:
- познакомить с историей ЭВМ;
- познакомить с назначением ЭВМ;
- познакомить с устройством ЭВМ.
3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между
ребенком и компьютером.
4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
- познакомить с клавиатурой;
- познакомить с манипулятором ("мышь").
II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.
Задачи:
1. Формировать навыки учебной деятельности:
2. Учить осознавать цели;
3. Выбирать системы действий для достижения цели;
4. Учить оценивать результаты деятельности.
5. Формировать элементарные математические представления:
6. Совершенствовать навыки счета;
7. Изучать и закреплять цифры;
8. Проводить работу с геометрическими фигурами;
9. Решать простейшие арифметические задачи;
10. Развивать умение ориентироваться на плоскости;
11. Закреплять представления о величине предметов.
12. Развивать речь:
13. Расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
14. Формировать звуковую культуру речи;
15. Формировать грамматический строй речи.
16. Развивать сенсорные возможности ребенка.
17. Формировать эстетический вкус.
18. Развивать знаковую функцию сознания.
19. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:
20. Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
усидчивость;
21. Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Группа задач творческого цикла.
Задачи:
1. Развивать конструктивные способности.
2. Тренировать память, внимание.
3. Развивать воображение.
4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное
мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
5. Развивать потребности к познанию.
Работа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их
реализации.
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер.
Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для
достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
После каждого занятия проветривание помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.
Для нормального функционирования и эффективного обучения детей
компьютерной грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
I. Компьютерно-игровая комната..
1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения 4-8 шт.
2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения 1 шт.
3. Принтер цветной струйный HP или EPSON 1 шт.
4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта 1 шт.
Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII имеется защитный экран, либо мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, КИК оформлена кактусами, имеет вентилятор, аквариумы с водой для поддержания воздушного режима. Мебель в КИКмодифицируется в зависимости от роста детей.
II. Игровая комната - комната для предкомпьютерной подготовки и
послекомпьютерной релаксации.
1. Раздаточный материал на каждого ребенка.
2. Дидактические игры.
3. Разнообразные игрушки.
4. Средообразующие модульные предметы.
5. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.
6. Мягкая мебель.
Комната оформлена обилием разнообразных цветов.
IV. Техническое помещение.
V. Сан. узел.
Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы "Практического применения компьютера в детском саду" проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Диагностика проводится 3 раза в год.
В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.
1) Изучение личности:
- изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
- изучение самоконтроля.
2) Изучение познавательной сферы:
- оценка уровня общего психического развития;
- изучение объема произвольного внимания;
- изучение устойчивости и распределения внимания;
- изучение зрительной и слуховой памяти;
- изучение оригинальности воображения;
- изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;
- изучение умственной работоспособности.
- изучение физического развития:
- изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;
- изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.
В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:
- изучение грамматического строя речи;
- изучение звуковой стороны речи;
- изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
- изучение коммуникативных умений.
В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.
1) Изучение личности:
- изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;
- изучение целенаправленности деятельности.
- изучение познавательной сферы:
- оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);
- изучение общей способности к обучению;
- изучение устойчивости внимания;
- изучение объема памяти;
- изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;
- изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно- логическим мышлением.
- изучение физического развития:
- изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.
В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.
Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.
Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия, игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники, так и без него):
1. Реши кроссворд "Компьютерный мир".
2. Математический КВН.
3. Развлечение "Звуковая дорожка".
4. Страна "Воображалия".
5. Путешествие с Винни-Пухом. (Выбор самых внимательных детей и
награждение памятными эмблемами.)
6. Итоговое развлечение "Какими были, какими стали!" (Повторение
любимых физ. минуток, игр, награждение памятными подарками,
сладкими призами.)
В настоящее время «информационное общество» требует по-новому образованных людей, поэтому мы уже нисколько не сомневаемся в том, что компьютерные технологии в дошкольном образовании являются дополнительным средством обогащения познавательной деятельности детей, способствуют развитию творческой личности. В дошкольном учреждении, где установлены компьютеры, дети общаются по - другому. В чем это проявляется? В том, что дети активно обсуждают новые игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышается уровень произвольности и осознанности действий. Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка, потому что многовариантность компьютерных программ позволяет каждому малышу побывать в ситуации «успеха».
ЛИТЕРАТУРА
1. Б.П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.
2. Димитр Павлов. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.
3. А. Зарецкий, А. Труханов, Л. Зарецкая. Энциклопедия профессора Фортрана.
4. З. М. Бугуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
5. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1990.
6. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. Математика для дошкольников.
7. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992.
8. Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Визуальное моделирование сложных динамических систем.— СПб.: «Мир и семья и Интерлайн», 2000.
9. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду //Информатика и образование. – 2003.- №4.- С.89-95; №5.- С.83-89.
10. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры //Дошкольное воспитание. - 2000.-№8.- С.61-68.
11. Л.А.Венгер, О.Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умствен-ных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для вопитателя детского сада. М.: просвещение, 1989г.,127с.
12. Горвиц Ю.М., Л.Д.Чайнова, Н.Н.Поддьяков идр. Новые информацион-ные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998, 328с.
13. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. Математика для дошколь-ников.– М.: Просвещение, 1992г.,192с
14. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4.
15. Дворчик, Шейла, Василенко Л., Мишка программишка в
стране Информатике. –М., 1990.
16. Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем. –М., 1996.
17. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с
клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
18. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения. –М.: Педагогика, 1988.
19. Петров Ю.А. Культура мышления: методологические
проблемы: научно-педагогические работы. –М.: Изд. МГУ. – 1990.
20. Петухов В.В. Психология мышления. Учебно-методическое
пособие. –М.. 1987.
21. Прохоров А.О. Особенности психических состояний
пользователей ЭВМ в процессе компьютерного обучения. //Вопросы психологии. – 1995. - №3.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., – Т. I – М.,1990 (Ощущение и восприятие: 208-300).
23. Сафьянинов П.С. Забавный компьютер. //Информатика и
образование. – 1993. №4.
24. Солпостер Джуди. Дети и компьютер. –М., 1996.
25. Информатика в начальном образовании. №3-2001.
26. www.edu.rin.ru
30. http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему использования программы Мимио-студио для обучения дошкольников
Данный методический материал рекомендуется для использования в ДОУ...
Методическая разработка по теме: «Использование оздоровительных игр в работе с дошкольниками» (к семинару)
Материал к семинару...
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Методическая разработка по теме: «Использование интерактивной доски в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Эффективное использование интерактивной доски в занятиях по рисованию во 2-ой младшей группе....
Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками"
Данная разработка представляет собой педагогический опыт использования ЭОР в практике работы с детьми дошкольного возраста. Презентация обогащает впечатления детей, развивает фантазию, пробуждает твор...
К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОГО УРОВНЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...
Методическая разработка на тему: «Использование макетной игровой технологии в ознакомлении дошкольников с подводным миром как эффективный фактор экологического воспитания».
Подводный мир с его обитателями, взаимосвязями, экологическими проблемами очень интересен и таит в себе неиссякаемый источник вопросов, ответов, новых тем для исследования, познания. ...