Инновационные технологии в ДОУ.
компьютерная программа по информатике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. На основании мониторинга выявлена проблема в развитии речи детей. По этому, я решила создать условия и помочь детям, в преодолении данной проблемы, через использование современных информационных технологий.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования схем, при составлении рассказов, ИКТ технологии.
Применение ИКТ усиливает:
1. Положительную мотивацию обучения.
2. Активизирует познавательную деятельность детей.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
способствует повышению качества образования.
Цель проекта: является развитие речи дошкольников посредством икт технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)
-воспитывать интерес, усидчивость, внимание, желание научится работать за компьютером.
Объект: развитие речи дошкольников в средней группе «Лисята» .
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников. Активизация и обогащение словарного запаса детей, ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств.
- привлечь родителей стать участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников с помощью икт технологий.
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников с помощью интернет ресурсов;
- разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru
Это иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:
подбор иллюстраций к заданной теме,
подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,
просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.
Сюжетные альбомы для развития речи предназначены для развития связной речи детей.
Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:
Отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),
просмотр отобранного,
набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.
«РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
«Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и многое другое!
«Букашка» - сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
«Обучалки и развивалки для детей». Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...) .
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
-в обобщении и распространении опыта работы.
- Формирует навык исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
- активизация и обогащение словарного запаса детей, орентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств.;
- привлечь родителей стать участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников спомощью икт технологий.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1этап - подготовительный этап.
- изучение методической литературы;
- проведение педагогической диагностики;
- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи;
- создание речевой среды.
2 этап — основной этап.
- Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста и взаимодействие с их родителями.
- Разработка системы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, по развитию речи.
Обогащение предметно – развивающей среды:
- оформление электронной библиотеки, электронные картотеки с играми, приобретение нового наглядного материала по данной теме; речевые уголки.
- оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
- занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением инновационных технологий: презентации, игры, посещение развивающих сайтов.
Работа с родителями:
- Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи».
- «Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы», «Игровой пальчиковый массаж».
- памятки: «Ваш ребенок левша», «Пальчиковая гимнастика», «Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».
- Родительские собрание: Методическая разработка: Родительское собрание «Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет» с использованием ИКТ.
- Родительское собрание: «Семья – здоровый образ жизни» с использованием ИКТ.
- Мастер класс для родителей работа в сети интернет на сайтах для детей.
3 этап — заключительный этап.
- Открытое занятие по развитию речи. Тема: В гости к сказке «Маша и медведь», с применением икт технологий.
- анализ проведенного проекта.
- По доминирующей деятельности: проектно-ориентированный; познавательный; исследовательский.
- По продолжительности: долгосрочный (сентябрь - май)
- Материал и оборудование: ноутбук, проектор, телевизор, презентации выполненные в программе Мicrosoft, Power Point, интернет ресурсы.
Участники проекта: воспитатель, дети дошкольной группы 4-5 лет, родители.
Ожидаемый результат:
- активизация и обогащение словарного запаса детей, орентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией,развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств.;
- привлечь родителей стать участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников с помощью икт технологий.
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедиа сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедиа в сети позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
К концу года ребенок проявляет инициативность самостоятельность в работе за компьютером, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать в построении речевого высказывания в может выделять звуки в словах.
Планируемая смета на обеспечение общеобразовательной деятельности в МБДОУ «Дульдургинском детском саду«Ромашка» в средней группе «Лисята»
№ | Наименование | Количество | Цена |
1 | Компьютеры | 10шт | 19000 |
2 | Мышь | 10шт | 2500 |
3 | Интерактивная доска | 1шт | 44000 |
Итого: | 65500 |
Список используемой литературы
1. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста, М. 2001.
2. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей.
М. Педагогика, 1999.
3. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр".
Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
4. Новицкая Н., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой
играть. - М.: Просвещение, 1995.
5. Интернет ресурсы.
6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
7. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
8. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
9.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.
10. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.
11. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ.:ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.
12. Атемскина Ю. В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ.: ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей
Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».
В сов В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...
Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...