«Использование компьютера в познавательном развитии дошкольников»
методическая разработка по информатике на тему
Данный проект содержит в себе рекомендации по использованию компьютера и техника безопасности при работе с ними, дают рекомендации по применению различных методов обечения детей с помощью компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 56 «Солнышко»
Творческий проект
«Использование компьютера в познавательном развитии
Дошкольников»
Выполнила:
Гончарова О.В., воспитатель МБДОУ д\c №56 «Солнышко»;
Белгород
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......ГЛАВА I. Методологические основы развития познавательного интереса дошкольников через внедрение информационных компьютерных технологий. 1.1. Компьютерные среды в познавательном развитии дошкольников.… 1.2. Использование ИКТ современным педагогом в образовательном процессе ……………………………………………………………………… 1.3. Влияние компьютера на здоровье дошкольников……………………. ГЛАВА II. Информационные коммуникативные технологии как средство познавательного развития дошкольников 2.1. Применение компьютера в практической деятельности педагога…... 2.2. Творческая игра важнейшая форма индивидуальной игры дошкольника через внедрения информационных технологий…………… 2.3. Рекомендации по использованию компьютера и техника безопасности при работе с ними…………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. | 3 5 8 10 14 18 20 24 25 |
Введение
Тот факт, что на смену индустриальному веку пришел информационный, - объективная реальность. Сегодня материальные и духовные ценности во многом определяются средствами информатизации. Информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей.
Наиболее важными целями информатизации дошкольного уровня образования в России можно считать (в соответствии с Федеральными государственными требованиями):
- повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий;
- определение эргономических и медико-биологических требований к организации и использованию компьютерных комплексов в детском саду;
-создание для дошкольников системы развивающих компьютерных игр;
- разработка методики применения игровых компьютерных программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.
Необходимо отметить, что многие из проблем компьютеризации дошкольного уровня образования поставлены, но еще не решены.
Одним из актуальных направлений является изучение особенностей развития и содержания процессов обогащения познавательной сферы дошкольников в условиях применения компьютерных игровых средств; определение эффективных методов руководства игровой деятельностью, опосредованной компьютером, что и стало проблемой нашего исследования.
Цель работы: освоение современных компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить методическую литературу по теме исследования;
- выявить особенности создания компьютерной среды;
- определить степень влияния компьютера на здоровье дошкольников.
- описать технологию использования компьютера в процессе познавательного развития дошкольников;
ГЛАВА I . Методологические основы развития познавательного интереса дошкольников через внедрение информационных компьютерных технологий
- . Компьютерные среды в познавательном развитии дошкольников
Как помочь маленькому ребёнку, входящему в жизнь взглянуть на неё широко распахнутыми от удивления и восхищения глазами, всегда волновал людей творческих и неравнодушных - педагогов, воспитателей детского сада. Ответ же давала сама жизнь: сделать это интересно и познавательно, можно сочетая традиционные занятия с играми, путешествиями, экскурсиями, наблюдениями, увлекательным погружением в мир детской литературы, устного народного творчества.
Широкое применение ПК с целью воспитания и обучения детей стало возможным с появлением современных мультимедийных компьютеров, которые работают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); рисунки, картинки, видеофильмы).
Уже созданы несколько серий программ для дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, можно разделить на следующие группы:
- обучающие – имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;
- развивающие – побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;
- диагностические – позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка.
В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления.
В настоящее время наметились три основных подхода, связанных с применением Научно - информационными технологиями в младшем школьном и дошкольном возрасте.
Первый подход - направлен на создание и внедрение компьютерных игровых учебных сред в обучение младших школьников, охватывающих и шестилетних детей /В.Г. Болтянский, В.В. Рубцов; г. Москва/; /А.М. Довгелло, Э.Л. Ивахненко, Е.Д. Маргулис; г. Киев/.
Второй подход - связан с применением компьютера с целью развития творческих способностей детей, предполагающий широкое использование калькулятора, графического и музыкального редактора /Я.М. Марголис, А.М. Иванов, Э.С. Баранкина; г. Самара/.
Третий подход - предполагает применение компьютера как средства амплификации когнитивного развития дошкольника /НИИ дошкольного воспитания/. Основной целью этого подхода является формирование мотивационной, интеллектуальной и психологической готовности дошкольников к использованию компьютера для решения задач своей деятельности /С.Л. Новоселова/. Содержательной основой осуществления этого подхода является организация компьютерно-игровых комплексов /КИК/ в детских дошкольных учреждениях. В рамках этого подхода проведено и наше исследование.
На данный момент определены цели, задачи и система организации компьютерно-игрового комплекса /С.Л. Новоселова/; обоснована возможность включения компьютера в сферу игры - ведущей деятельности ребенка-дошкольника /С.Л. Новоселова/; определены психолого-физиологические и педагогические принципы создания компьютерных программ для дошкольников Д.Д. Чайнова, В.М. Бондаровская, С.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина и др./; разработаны единые санитарно-гигиенические нормы и правила применения НИТ в детском саду /Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович и др./; изучаются психологические последствия компьютеризация /О.К. Тихомиров, И.Г. Белавина/; расширяется организационная и экономическая база внедрения НИГ в систему дошкольного воспитания /В.Ю. Демьяненко и др./
Можно использовать на занятиях компьютерную программу Microsoft Power Point, создавать мультимедийные презентации, помогающие детям овладевать навыками рассказчика, пользователя ПК, коммуникативными умениями.
Методики, отлично зарекомендовавшие себя в практике работы учителей-логопедов, становятся сейчас востребованными педагогами, работающими, на первый взгляд, с детьми беспроблемными, но почему-то плохо запоминающими стихи, не умеющими рассказывать сказки, передавать впечатление от увиденного.
В последнее время на помощь воспитателям и его воспитанникам приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Неоспоримым преимуществом внедрения ИКТ, в отличие от использования традиционных наглядных пособий и других технических средств является, наряду с простой трансляцией и пассивным восприятием информации, её значительное преобразование. Использование ИКТ имеет следующие преимущества:
- интерактивность - возможность взаимодействия посредством интерфейса, открывающая пользователям значительные возможности по увеличению количества вариантов;
- моделинг - использование специальных средств для моделирования ситуаций;
- коммуникативность - доставка больших объёмов мультимедийной информации с помощью локальных и глобальных информационных сетей.
К дидактическим возможностям ИКТ относятся:
- незамедлительная обратная связь;
- компьютерная визуализация учебной информации;
- компьютерное моделирование изучаемых и исследуемых объектов;
- архивирование - хранение огромных объёмов информации с возможностью лёгкого доступа к ней;
- автоматизация информационно-поисковой деятельности;
- автоматизация процессов организации, управления коррекционно-педагогической деятельностью и контроля за её результативностью.
1.2. Использование ИКТ современным педагогом в образовательном процессе
Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Помощь современному педагогу в его работе:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;
- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Применение ИКТ:
опосредованное | непосредственное |
Интернет Ведение документации
| Использование развивающих компьютерных программ Использование мультимедийных презентаций |
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- исследовательский характер;
- легкость для самостоятельных занятий детей;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- возрастное соответствие;
- занимательность.
Классификация программ:
- развитие воображения, мышления, памяти;
- говорящие словари иностранных языков;
- простейшие графические редакторы;
- игры-путешествия;
- обучение чтению, математике;
- использование мультимедийных презентаций.
Ошибки при использовании ИКТ:
- недостаточная методическая подготовленность педагога;
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- бесплановость, случайность применения ИКТ;
- перегруженность занятия демонстрацией.
1.3. Влияние компьютера на здоровье дошкольников
В наши дни решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Пользоваться этой информационной инфраструктурой и обогащать ее будут завтра сегодняшние дошкольники. Компьютер может быть применен как средство расширения возможностей воспитательно- образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до средней школы и вуза. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, в связи с этим возникла необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным.
Для оценки влияния игровых занятий с использованием КИК до и после этих занятий у детей определялись функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной системы (ЦНС) и умственная работоспособность. В процессе игровой деятельности проводились хронометражные наблюдения за поведением дошкольников, в том числе и за характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования умственной работоспособности в течение всего дня пребывания в детском саду. Результаты показали: доля непосредственного общения дошкольников с экраном дисплея во время занятий высока и составляет 78-82%. Для определения допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-минутных занятий с компьютером. Продолжительность игровых занятий в 5 минут не вызывала неблагоприятных изменений в организме детей: функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора практически не изменялось. При 10 -минутной игре внешние признай» утомления (двигательное беспокойство, отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры на последней минуте. Однако были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5% случаев) и отмечено ухудшение показателей состояния аккомодационного аппарата глаза (в 20% случаев), что особенно нежелательно для детей этого возраста.
Таким образом, 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая четкое рассматривание предметов на близком расстоянии. Это может привести к развитию близорукости.
При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10 — 12-й минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей зрительного анализатора и ЦНС.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.
Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмечались преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижался уровень умственной работоспособности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина отмечалась и в понедельник. Таким образом, в качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей шестого — седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься с компьютером лишь один — два раза в неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись.
Полученные медицинские данные позволяют сделать следующие выводы:
- занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);
- нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 10 минут (это снизит элемент напряженности у детей);
- при работе с видеотерминалами перспективно использование физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов за 30 минут до занятий.
Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно- игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:
- Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.
- Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.
- Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.
- Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютерные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно- образовательной работы.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы позволило рассмотреть различные точки зрения к пониманию сущности, структуры, содержания внедрения информационно-коммуникационных технологий, а также необходимых условий организации непосредственной образовательной деятельности с использованием компьютера в познавательном развитии дошкольников.
В ходе теоретического анализа литературы были выделены и раскрыты педагогические условия, способствующие эффективному использованию компьютера в развитии познавательной активности дошкольников.
Глава II. Развитие познавательного интереса дошкольников через внедрение информационно – коммуникационных технологий
2.1 Применение компьютера в практической деятельности педагога
В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для приобщения дошкольников к информационной культуре.
Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает воспитателю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на занятии позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Опыт работы педагогов ДОУ в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса воспитанников.
Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес детей, создаёт положительную мотивацию к обучению.
Преимущества ИКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.
Проектируя будущее мультимедийное занятие, воспитатель проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на занятии, обратную связь с детьми, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, развивать образное мышление, память.
Одним из очевидных достоинств занятий с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса дошкольников, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Меди пособия, создаваемые нашими педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания. Обучающий эффект уроков с меди поддержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают дошкольников на диалог, комментирование происходящего.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность детей, учитывают возрастные особенности.
НОД с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения познавательного материала.
Для обобщающих занятий по некоторым темам можно использовать электронное учебное пособие в группе, оснащенной одним компьютером, подключенным к аудио проектору. В этой ситуации будет предпочтительна фронтальная форма работы, в рамках которой может быть организована систематизация, обогащение или углубление знаний дошкольников (при предъявлении демонстраций).
При наличии одного или нескольких компьютеров воспитатель имеет возможность организовать самостоятельную работу некоторых детей с электронным учебным пособием. Это будет эффективно, если педагогом будет предлагаться индивидуальная серия заданий для конкретного ребенка, нацеленная на коррекцию его типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать задания более высокого уровня сложности наиболее успешным дошкольникам.
Множество загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти ответы на интересующие их вопросы. Дошкольники с удовольствием принимают участие в различных исследованиях. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность детей, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, ведь когда он заинтересован, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса развития можно достичь при условии погружения воспитанников в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. В результате проектной деятельности дошкольники становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают готовый материал, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения звука.
Важно отметить что, для педагога использование компьютера — это, несомненно, определенная ступень развития самого педагога. Компьютер позволяет сохранять необходимую информацию — методические разработки, прочую документацию, которая в любой момент может быть подвергнута изменениям, извлечена и использована. Компьютер для педагога — это удобное средство для работы.
Какие же подходы к применению компьютера в дошкольном возрасте наметились в настоящее время? Их три.
- предполагает изучение компьютера и его возможностей, формирование первых навыков программирования на доступном для детей языке;
- применение компьютера как средства развития основная цель которого использование компьютерных программ при формировании способностей детей к учебной деятельности;
- использование компьютера как средства познавательного развития ребенка.
Каждое из перечисленных выше направлений имеет конкретные задачи, содержание и методы. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном возрасте — использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики детского сада.
Результаты комплексных междисциплинарных исследований послужили научной основой для создания Ассоциацией «Компьютер и детство» (КИД) при участии НИИ дошкольного воспитания АПН, позднее центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца, более 200 компьютерных программ. Условно их можно разделить на три группы:
1.обучающие программы, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.;
2.развивающие программы, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим играм;
3.диагностические игры, применяемые для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д. В основном используются специалистами для решения специфических задач, в том числе в дошкольной коррекционной педагогике.
2.2.Творческая игра важнейшая форма индивидуальной игры дошкольника через внедрения информационных технологий
Важно отметить, что основа жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте это игра. По мнению Выготского Л.С.: «Детская игра — вот та сфера, в которой фантазия находит свое наиболее полное обнаружение, и где она всецело протекает в своих берегах», «детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре». В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.
В нее начинают играть дети с 2-3-летнего возраста, и продолжается она в дошкольные годы, а если есть условия, то и в младшем школьном возрасте. Такая игра определяется как игра без партнера, игра, где ребенок одновременно и актер, и сценарист, и режиссер. Для самого ребенка роли безразличны. Его захватывает возможность практического воплощения в деятельности своих знаний (о жизни взрослых и детей, о море, животных, событиях, интересных ребенку). Такая игра, как и сюжетно-ролевая, характеризуется наличием мнимой или воображаемой ситуации, игровыми действиями. Используя возможность по-своему строить сюжет игры, ребенок может полностью выразить свою фантазию.
Главный вопрос, который волнует ученых педагогов и родителей это насколько полезны ребенку компьютерные игры, каковы возможные последствия увлечением этими играми. Наряду со многими положительными моментами есть и немало отрицательных. Однако в последнее время появилось новое поколение компьютерных игр, разрабатываемых совместно программистами, педагогами и психологами, учитывающими возрастные особенности детей, закономерности их развития, воспитания и обучения.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям могут быть предложены игры «Мир вокруг нас», «Космос», «Урожай», «Построй город», «Карта» и «Лото растений».
Игра «Мир вокруг нас» наиболее простая, ориентирована на детей младшего возраста или на детей, только начинающих знакомство с компьютером. В ней ребенку надо определить место животных, предметов и людей в окружающей обстановке. Для этого малышу надо распределить предложенные изображения между двумя картинками, на которых представлены различные природные системы. Игра «Мир вокруг нас» может быть использована перед тем, как дети перейдут к моделям взаимосвязей в экосистемах.
В игре «Космос» ребенок должен собрать вещи, необходимые для путешествия на планеты Горы, Пустыня, Океан и Льды. Для того чтобы правильно подобрать необходимые предметы, он должен понимать, что характерно для климата каждой из планет. Эта игра может быть использована также для отработки и диагностики полученных знаний.
В игре «Построй город» ребенку нужно разместить различные здания, учитывая рельеф местности, на компьютерной карте. При сооружении зданий ему нужно учитывать извержение вулкана, землетрясение и наводнение. Данная игра используется для упражнения и для демонстрации действия природных взаимосвязей, влияющих на жизнь в определенных экологических системах, о которых говорилось на предыдущих занятиях.
Интересной для дошкольников и младших школьников несомненно будет и игра «Урожай». Чтобы вырастить и собрать урожай, посадить озимые, сделать запасы зерна на весну на случай гибели озимых, надо умело управлять явлениями природы (дождь, снег, солнце), влияющими на урожай. В этой игре все явления и события, происходящие на экране, взаимосвязаны и моделируют взаимозависимость природных процессов. Понимание сути такой взаимосвязи, умение управлять ситуацией в зависимости от сочетания различных факторов способствуют экологическому воспитанию и образованию детей, начиная уже с дошкольного возраста.
2.3. Рекомендации по использованию компьютера и техника безопасности при работе с ним
Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.
НОД построена на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:
Максимальная одноразовая длительность работы :
Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день
Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день
Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска
по состоянию зрения 10 минут в день
Для детей 5 лет, относящихся к группе риска
по состоянию зрения 7 минут в день
В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:
- первая половина дня – оптимальна
- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей
6 лет – 2 раза в неделю.
Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:
вторник, среда,четверг – оптимальные;
понедельник – допустимый.
Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.
Требования к организации компьютерного обучения:
1. Дошкольное учреждение, приобретающее компьютерно – игровой комплекс (КИК), должно иметь в штате воспитателя-методиста для работы с детьми в компьютерном комплексе.
2. Для оборудования компьютерно-игрового комплекса должны быть выделены специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, а также зал для психологической разгрузки. Нельзя устанавливать компьютеры в игровых комнатах, в тесных помещениях.
Требования к компьютерному залу.
1. Площадь зала должна быть достаточной для размещения 6—8 компьютеров 5—6 м2 на каждую ЭВМ.
2. Стены и потолок должны быть окрашены в пастельные тона и иметь матовую фактуру без блеска и бликования.
3. Покрытие пола должно обладать антистатическими свойствами. Это могут быть деревянные полы, покрытые специальным линолеумом.
4. Освещение рекомендуется оборудовать слева по отношению к ребенку, сидящему за компьютером. Нельзя допускать, чтобы дети наблюдали за изображением в условиях бликования или слабой освещенности экрана.
Освещение зала — в пределах 400 люкс, рабочего места ребенка — 250 люкс.
5. В компьютерном зале необходима хорошая вентиляция воздуха.
6. Суммарное время, проводимое за компьютером, не должно превышать 15 минут в неделю на одного ребенка.
Итак, становится очевидным, что компьютер как средство деятельности является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Рекомендуется применять в ДОУ компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психофизиологическим возможностям ребенка.
Заключение
Очевидно, что в наше время проблемы информатизации дошкольного уровня образования вышли на первый план, так как на смену индустриальному веку пришел информационный и введение ИКТ в образовательный процесс ДОУ определено ФГТ.Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемы информатизации образования дошкольников широко исследуются в настоящее время.
Нами было установлено то, что использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании возможно при соблюдении СанПиН так как оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможность освоения старшими дошкольниками компьютера как средства развития познавательного интереса. Установлено, что использование занимательного материала, наглядности, анимационных эффектов, возможность самопроверки по образцу с применением электронных ресурсов повышает уровень качества усвоения программного материала.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что применение новых информационных технологий в практике воспитателя служат целям обогащения познавательной основы личности ребенка, что является важным условием и поддержкой развития его одаренности; является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях.
Таким образом, результаты исследования позволяют говорить об успешной реализации информационных коммуникативных технологий в образовательной деятельности педагогов и эффективном развитии познавательной активности дошкольников. Анализируя результаты проведенной работы, можно констатировать, что в целом поставленные задачи решены.
Библиографический список
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.,1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие
/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
8.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660 – 10
9.Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». URL: http://journal.kuzspa.ru/
Лесневский А.С. Информатика и диалектика// Информатика и образование. 1996, №6
10.Рекомендации для педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технических средств обучения в ДОУ Опубликовано 16.12.2012 - 0:05 – // Сычева Е.К.
11. Использование компьютерных развивающих и обучающих программ в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации. - М.: 1989, с.12-19 /в соавторстве/, с.19-34.
12. Использование компьютерных развивающих и обучающих программ в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации. Выпуск 2. M.t 1989, с.9-11. с. 18-25, 27-30 /в соавторстве/.
13. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она ? // Дошкольное воспитание. - 1989. - * 9. -С.73-76. /в соавторстве/.
14. Особенности использования компьютерно-игровых программ в игре детей старшего дошкольного возраста. //Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания: материалы научно-практического семинара. - М. г НИИ "Электроника", 1889. С. 47-49.
15. Методические рекомендации к режиссерской игровой компьютерной программе "Море" /Игра дошкольника. ~ М.: Просв., 1989. С.281-283.
16. Компьютерные игры - особенности использования в дошкольном возрасте. / Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. Сб. научи, тр. - М.: Изд. АПН, 1990, с. 113-119.
17.Гриншпун Б.М., Селивёрстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. // Дефектология - 1988.
18.Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. // Логопед - 2008.- №5
19.Терещенко А.В. Мультимедийная поддержка коррекционного процесса. Лекция в ВГИПК РО - декабрь 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки для познавательного развития дошкольников. (Из опыта работы)
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с р...
Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников
Серафима Тарара Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольниковСамоанализ работы над темой.Тема «Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников» мною была выбрана не слу...
Презентация "Возможности использования ИКТ в познавательном развитии дошкольников"
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...
Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»
представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...
Консультация для педагогов «Использование беседы в познавательном развитии дошкольников»
Эффективность беседы обусловлена правильной постановкой и отбора вопросов. К.Д. Ушинский подчёркивал, что без ошибок поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Задать детям вопрос это ...