Перспективные планы работы
материал по окружающему миру по теме
Перспективный план работы по теме "Развитие позновательно - исследовательской деятельности детей на прогулке "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pp_po_tvorcheskoy_teme.docx | 92.23 КБ |
pp_po_tvorcheskoy_teme_srednyaya_gruppa_shapovalova.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Опытно – исследовательская деятельность на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»
Исполнители: воспитатели, родители, дети.
В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой наш детский сад.
Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка.
Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.
При проведении исследовательской деятельности я использую великую формулу «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, которая приоткрывает завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Цель:
Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Прогноз:
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
Здоровьесберегающая (через беседы о свойствах и назначении объектов исследования: вода в лужах, снег, лёд, сосульки – холодные, грязные; лёд скользкий, надо быть осторожным и т.д. )
Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения
*Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма;
- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
*Для родителей:
- повышение уровня экологического сознания;
- расширение опыта взаимодействия с детьми.
Раздел программы:
Развитие сенсорной культуры. ( Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.)
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе – образовательная область «Познание»
Тематическое поле: Окружающий мир, мир природы, рукотворный мир.
Актуальность.
Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
Этапы реализации
1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ .
Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,
разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
Используемая литература.
- Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» М.,ТЦ «Сфера»,2005
- Гончарова Е.В. «Экология для малышей» Х-М., «Полиграфист»,2005
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М., ТЦ «Сфера»,2004
- Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду»М., ТЦ «СФЕРА»,2009
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,М..»Новая школа»,1995
- Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка» М., «LINKA-PRESS» ,1998
ст.гр.
ФЦКМ –Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года
Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Подготовительная группа.
Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей
Знает признаки времён года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений
Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Устанавливает элементарные причинно – следственные связи между природными явлениями
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать
Способен действовать самостоятельно(в повседневной жизни, в разных видах детской деятельности)
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Структура исследовательской деятельности на прогулке по разделам: «Живая природа. Неживая природа»
в старшей, подготовительной к школе группах.
Неживая природа | ||
Объекты исследования | Старшая группа Содержание работы (что исследуем) | Подготовительная группа Содержание работы (что исследуем) |
«Почва» |
|
|
«Воздух» |
|
|
«Вода» |
|
|
« Земля, космос» |
| |
Живая природа | ||
Объекты исследования | Старшая группа Содержание работы (что исследуем) | Подготовительная группа Содержание работы (что исследуем) |
«Растения» |
|
|
Перспективный план работы с детьми по исследовательской деятельности на прогулке
(старшая группа)
Сентябрь.
1.Раздел: «Почва»
2. Раздел: «Растения»
Тема недели, литература | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1-2 неделя Мониторинг | Уточнить знания, навыки детей детей | Дидактические игры и упражнения (см.приложение1) см.папку «Моё» | |
3.Знакомство с участком «Растения вокруг нас» | Обратить внимание детей, что на участке есть трава, цветы, деревья, кустарники. Всё это одним словом называется «Растения» | Игровая: Д/и «Разведчики» (Найди и прибеги к дереву, кустарнику, покажи траву и т.д.) | |
4..«Почва». Гончарова Е.В. «Экология для малышей»,с.50 | Уточнить состав почвы на участке. Материал. Баночки для сбора образцов почвы на участке | Исследовательская деятельность: Исследуем участок, собираем образцы почвы | Почва на участке состоит из песка, глины, чернозёма на клумбах с цветами и около деревьев, из камней |
Октябрь
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1. «Растения вокруг нас» | Напомнить о растениях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Выявление основных функций частей растения. Материал. Лупа | Исследовательская деятельность: рассматривание деревьев, кустарников. Коммуникативная: Для чего дереву нужен ствол? Ветки? Зачем дереву корни? Игровая: «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. | У растений есть корни. Которые их питают и удерживают на месте. По стволу питание поднимается вверх по растению. На ветках растут листья, которые вырабатывают кислород, чтобы воздух был чистым. |
2. «Наблюдение за дождем». | Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь. Материал. Алюминий, пластмасса, бумага(картон) | Исследовательская деятельность: «Музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности. Дидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь – сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный. | Вывод:Звук дождя зависит от материала, на который попадают дождинки. Он может быть глухим, звонким,тихим. |
3. «Почему опадают листья». | Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь. Материал. Коробка для сбора листьев | Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету. | Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают. Листья на дереве меняют цвет постепенно. |
4. «Наблюдение за почвой». | Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды. Материал. 3 стеклянные баночки | Исследовательская деятельность: Взять на прогулку три стеклянные баночки. Предложить детям насыпать в одну из них песчаную землю, в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок скоро осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно узнают, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третью баночку положить огородную землю. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Воспитатель объясняет, что это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества. | Дети отмечают, что земля теплее там, где ее нагрело солнце, она сухая – рассыпается в руке, светло-серого цвета. В огороде цвет и состав земли другой, не похож на песчаную и глинистую почву. |
Ноябрь
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду»,с.27 | Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Материал. Лупа | Исследовательская деятельность: как закреплены на ветке листья у берёзы и осины Игровая: «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к дереву беги!» - они бегут и останавливаются у березы, осины | Как узнали березу: у березы белый ствол; у нее желтые листья; листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые. У осины ствол гладкий, серо – зелёного цвета. Листья осины дрожат. Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы |
2. «Песок, глина – наши помощники». ГончароваЕ.В.,с.50-51
| Уточнить представления о свойствах песка и глины. Материал. Формочки для песка | Исследовательская деятельность: Экспериментирование с мокрым песком. Знакомимся с глиной. Рассматривание глины через лупу Свойства сухой и мокрой глины. | Мокрый песок принимает любую нужную форму, пока не высохнет. Глина плотная, сухой комок не меняет форму, мокрая глина как пластилин, из неё можно лепить |
3. «Наблюдение за осенними цветами. Сбор семян». | Цель: Познакомить детей с названиями осенних цветов – бархатцы, ноготки (календула). Закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «длинный – короткий» (стебель). Материал. Коробка под семена,лупа. | Исследовательская деятельность: Выделить основные части растений, предложить им показать и назвать: «Стебель, листья, цветок». Коммуникативная: Что происходит с цветником? Почему завяли цветы? Можно ли будет следующим летом вырастить цветы опять? Как это сделать? | Осенью растения погибают, потому что дни становятся короче, ночью становится холодно. Но чтобы растение выросло, оно оставляет свои семена, которые люди собирают, а весной высаживают в землю. |
4. «Наблюдение за ветром». | Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; научить определять силу ветра. Материал. Султанчики | Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец. Дидактическое упражнение «Какой бывает ветер»? *Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра. Игровая: «Ветер и лужа». | Ветер – движение воздуха. Дети отмечают, что деревья качаются, гнутся, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Ветер летом был совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. |
Декабрь
1.Раздел «Растения вокруг нас»
2.Раздел «Вода»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1. « Почему снег мягкий?» | Цель. Совершенствовать знание детей о снеге. Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. | Трудовая:Дети сгребают снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Исследовательская деятельность: Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. | Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. |
2.« Где лучики?» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки. | Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Исследовательская деятельность: Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу. | Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра. |
3. «Чем ель не похожа на другие деревья» | Уточнить знания об отличии натуральной ёлки от игрушечной. Материалы Лупа, искусственная ёлочка | Исследовательская деятельность: Рассматривание через лупу еловых иголок, тактильное исследование. Коммуникативная: Почему ель относят к хвойным деревьям? Сравните деревья. В чём их различия? Как вы узнали, какое дерево искусственное? Живое? Беседа: Почему на Новый год лучше нарядить дома искусственную ёлочку, а не настоящую. | Вывод: Живая ель растёт на участке, кроме ствола, веток, иголок, у неё есть большие корни, которые получают влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживают её на одном месте. Искусственная ёлочка сделана из пластмассы, у неё нет корней, она не растёт. |
4. «Какой снеговик быстрее растает?» | Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). Материалы. Подносы для снеговых фигурок. | Собирая детей на прогулку, предупредить: «На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушать мнения детей, предложить: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Исследовательская деятельность: Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, — и тепло, и холод. | Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла. |
Январь
1. Раздел «Растения вокруг нас»
2.Раздел «Вода»
3. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.« Почему снег греет?» | Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой. | Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Исследовательская деятельность: Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. | Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло. |
2. «Воздух»
| Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни. Развивать наблюдательность и интерес к природе. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение воздуха. | Исследовательская деятельность: Предложить сделать несколько глубоких вдохов, выдохов. Коммуникативная: Что мы делаем? Чем мы дышим? Предложить задержать дыхание. Можно ли прожить, если не дышать? Каким должен быть воздух для дыхания? Кому ещё нужен воздух? Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих воздух). | Вывод: воздух – необходим для всего живого. Он нужен человеку, животным, насекомым, растениям. Деревья очищают воздух от вредных веществ. Поэтому очень важно беречь и охранять природу. |
3.«Наблюдение за деревьями». | Расширить знания детей о хвойных деревьях; почему называются хвойными; уточнить понятия (ствол, крона, хвоя, шишки и т.д.). Материал. Лупа, коробка для сбора хвоинок. | Исследовательская деятельность: На прогулке рассмотреть хвоинки и шишки хвойных деревьев: ели, сосны и лиственницы, сравнить их между собой. Воспитатель предлагает детям отогнуть чешуйки шишек и рассмотреть семена. Игровая:С шишками можно провести интересные игры: располагать их по величине, форме, цвету. Составить с детьми коллекцию хвоинок и шишек. Такая коллекция даст детям возможность подбирать к хвоинкам шишки. | У всех хвойных деревьев хвоинки разные по размеру. Отличаются также и плоды (шишки). |
4. «Ледяной секретик» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают). | Исследовательская деятельность: Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-подо льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки. | Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность. |
Февраль
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Жизнь под снегом» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. | Коммуникативная: Вспомните, что росло летом на этом месте? Что стало с травой осенью? Как вы думаете, что находится под снегом сейчас? Исследовательская деятельность: Раскопать снег в том месте, где летом росло много травы. | Вывод: Под снегом теплее, чем на поверхности, потому, что там появились зелёные ростки травы. |
2. «Сосульки» | Закреплять знания о различных состояниях воды. | Исследовательская деятельность: Найдите место на участке, где самые большие сосульки. Коммуникативная: Из чего состоит сосулька? Какие свойства льда вам знакомы? Почему сосульки образуются только с солнечной стороны дома? | Вывод: Сосульки – замёрзшие капельки воды, превратившиеся в лёд. Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают стекать с крыши и замерзают. |
3.«Ветер и метель» | Формировать представление об одном из признаков зимы – метели. Продолжать формировать умение определять направление ветра Материалы. Султанчики, вертушка, полоски бумаги. | Коммуникативная: Для чего мы взяли сегодня на прогулку полоски бумаги, султанчики, вертушку? Как ещё можно узнать, есть ли ветер? (по облакам, направлению дыма, веткам деревьев, позёмке) Игры-эксперименты «Поймай ветер», «Куда ветер дует», «Ветер теплый и холодный», «Сами сделаем ветер». | Вывод: Ветер переносит снег с одного места на другое, не даёт снегу опуститься на землю – это метель. |
4.«Почки» | Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой. Материалы. Лупа, коробка для веток | Исследовательская деятельность: Что хранится в почках? Подбираем на участке опавшие ветки берёзы, вербы, тополя. Что общего между ними? Что хранится в почках? Чем отличаются почки с разных деревьев? Игровая: «Узнай по описанию», «Найди такую же» | Вывод: В почках хранятся листочки деревьев. Деревья разные и почки на них тоже отличаются размерами. |
Март
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Следы на снегу» | Познакомить со свойством пластичности снега. Материалы. Печатки, палочки | Исследовательская деятельность: чтение следов на снегу, различают и сравнивают следы воспитателя и свои, а также птиц, кошки. Собаки. Игровая:1.«Охотники» - по следам находят спрятавшихся и угадывают, где ходили «охотники», а где - звери» 2.Рисуем и печатаем на снегу. | Вывод: В тёплую погоду снег пластичен, в холодную, морозную – рассыпается, колется. |
2.«Что легче: вода или воздух? Свойства воздуха» | Познакомить со свойствами воздуха: он легче всех, Материал. Стакан с водой, трубочка, парашютик. | Исследовательская деятельность: Берём стакан с водой и выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки. Запускаем маленький парашют из полиэтиленового пакета. Коммуникативная: Почему пакет при опускании на землю раскрылся? | Вывод: воздух легче воды. Когда парашют опускался, воздух под ним распирал купол, поддерживал его, поэтому снижение проходило плавно. |
3.«Откуда берётся иней?» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. Материал. Термос с горячей водой, тарелка. | Исследовательская деятельность: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. | Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней. |
4.«Ветер. Свойства ветра» | Продолжать формировать понятие о ветре, его свойствах. | Коммуникативная: Почему сегодня в воздухе летит бумага, качаются деревья? Какой сегодня ветер: тёплый или холодный? Каким был ветер зимой? Как легче бежать: против ветра или по ветру? Почему? Игры-эксперименты «Поймай ветер», «Куда ветер дует», «Ветер теплый и холодный», «Сами сделаем ветер». | Вывод: Ветер – движение воздуха. Он невидим, но ощутим. Сильный ветер может принести беду (ураган, шторм),слабый ветер в сильную жару может принести желанную прохладу. |
Апрель
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Проталины» | Формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе. | Исследовательская деятельность: Найти на участке первые проталины. Коммуникативная: Какие изменения произошли в природе весной? В каких местах вы наблюдали проталины? Почему не везде появились проталины? | Вывод: Проталины появляются в местах, наиболее прогретых солнцем. |
2. «Почему змей летает». | Продолжать знакомить, что ветер – движение воздушных масс. | Исследовательская деятельность: Зажечь свечу и подуть на нее. Куда направлено пламя? (в противоположную сторону). Почему летит воздушный змей? | Вывод: Движение воздуха в природе создаёт ветер. |
3.«За ивой». | Обращать внимание на деревья, пробуждающиеся первыми. Материалы. Лупа. | Исследовательская деятельность: Найти дерево, которое первым почувствовало приближение весны. Коммуникативная: Как изменились деревья с приходом весны? Как изменилась ива? На что похожи ивовые серёжки? Почему они пушистые? | Вывод: Пушистые волоски защищают цветки от холода и дождя. |
4.«Наблюдение за мать – и – мачехой» | Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения. | Исследовательская деятельность: Найти на участке детского сада место, где появился первоцвет мать – и- мачеха. | Вывод: Первоцветы появляются на более сухих и тёплых местах на газонах. |
Май
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Куда бежит ручей» | Обратить внимание на маленькие ручейки, которые соединяются друг с другом, превращаются в большие ручьи и текут в реки Материалы. Кораблики из разных материалов: бумаги, поролона, пластика | Исследовательская деятельность: Помогать ручейкам – объединять их в большие – прокладывать для них дорожки Трудовая: Сделать кораблики из разных материалов: бумаги, поролона, пластика и пустить их в ручей. | Маленькие ручейки, которые соединяются друг с другом, превращаются в большие ручьи и текут в реки |
2.Обследование деревьев Исследование «Чем пахнут почки» | Продолжать знакомить с особенностями деревьев в весеннее время года. Формировать представление, что тёмный цвет сохраняет тепло лучше, чем белый. | Исследовательская деятельность: Потрогайте ствол белоствольной березы и рябины, сравните, какой ствол теплее. Рассмотреть почки на деревьях, уточнить их форму, размеры. Отметить, что они с каждым днём набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Растереть и понюхать почки тополя и березы. Сравнить запах почек у разных деревьев. Коммуникативная: Одинаково ли пахнут почки? Что остаётся на ладошках? Игровая: «Узнай дерево по коре и веткам» | Ствол рябины теплее, ствол берёзы холоднее. Вывод: почки клейкие, пахнут, внутри зелёные У всех деревьев и кустов есть почки и они разные. |
3.«Кто живёт в песке?»
| Дать понятие, что почва – среда обитания растений, насекомых и животных. Материал. Трубочка из бумаги, диаметром чуть больше карандаша, вставленный в неё карандаш. | Исследовательская деятельность: Трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой. | Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок. Выбираются целыми и невредимыми. |
Мониторинг |
Перспективный план работы с детьми по исследовательской деятельности на прогулке
(подготовительная к школе группа)
Сентябрь
1 . Раздел «Растения вокруг нас»
2.Раздел «Вода»
3. Раздел «Земля.Космос»
4. Раздел «Ветер»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.1Мониторинг 1.2«Кипрей и одуванчик» | 1.1выявить знания и умения детей 1.2Найти сходства и различия. Как размножаются растения. Материал: Линейка | 1.1 Игровая (см.приложение) 1.2Исследовательская деятельность: Посчитать количество лепестков у кипрея и одуванчика. Измерить высоту растений. Найти самый высокий (низкий) цветок Дать знания: кипрей и одуванчик – лекарственные растения | Вывод: Семена кипрея и одуванчика похожи на парашютики. У кипрея листьев на стебле много, у одуванчика стебель без листьев. Кипрей выше одуванчика |
2.1«Собрать листья берёзы и осины для гербария». 2.2«Листья – средство для улучшение состава почвы» | 2.1Учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка) 2.2.Воздействие человека на почву. Её значение для людей. | 2.1Исследовательская деятельность: Приложить берёзовый листок к осиновому. Коммуникативная: Какой больше? Понюхать листья. Давайте послушаем. 2.2Чтение:Загадка: Летают, кружатся, на землю ложатся. С земли не встают и тут пропадут. (Листья) Исследовательская деятельность: Собираем в контейнер песок вперемешку с листьями. Коммуникативная: Как вы думаете, что произойдёт с листьями? | Осиновый лист больше, чем берёзовый. У осиновых листьев запах горьковатый. Листья шуршат, будто прощаются с нами. |
3.«Камни» | Формировать представления о камнях как части почвы, неживой природы. | Исследовательская деятельность: Рассмотреть камень через лупу. Чтение:Загадка про камень Коммуникативная: Что видно? (трещины, узоры, кристаллики) Какие бывают камни? Назовите рассыпчатые камни (мел, уголь, графит) Где человек использует камни? (Т) Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции. | Камни все разные, на них разные узоры. |
«Наблюдение за небом и дождем».
| Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде. Материал: предметы разной формы | Исследовательская деятельность: под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой. Чтение: «Туча небо кроет…» Игровая: Дидактическая игра: «Скажи иначе» (см. приложение) | Дождь смывает грязь и песок с предметов. |
5. «За прозрачностью и движением воздуха» | Обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).Подвести к пониманию того, что жизнь человека зависит от окружающей среды. Материал: Кораблики парусные. | Исследовательская деятельность: Опыт: «Здравствуй, ветер!» Подойти к луже. Это «море». Де – это «ветры». Они дуют на воду. Пускают кораблики. Коммуникативная: Что получается? Что будет, если подуть сильнее? Чтение: Через нос проходит в грудь и из носа держит путь Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. (Воздух) | Воздух невидим, его движение можно ощущать. |
Октябрь
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Осенние деревья» | Формировать представление об осенних изменениях в жизни деревьев Материал: Лупа | Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. Рассмотреть через лупу листья ивы. Коммуникативная: Что мы увидели? (еле заметные почки) Что это значит? Чем покрыты листья ивы? (светло – серым налётом) Чем отличаются листья ивы от листьев тополя? Чтение: «Ветер по небу летал..» | Деревья со сбрасыванием листьев не погибают. Они сбросили отмершие, ненужные листья |
2.«Ветер» | Определять направление ветра с помощью флюгера, компаса. | Исследовательская деятельность: Определить направление ветра с помощью флюгера и компаса. Коммуникативная: Как определить силу ветра? Как определить: с какой стороны дует ветер? Дидактическая игра: «Найди пару» (см. приложение) | Куда повернул флюгер – оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света. Если с севера – холодный, если с юга – тёплый Сила ветра определяется с помощью бумажки и секундомера. |
3.«Наблюдение за туманом» | Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Материал: Лист сухой бумаги. | Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» На скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Коммуникативная: Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. | Во время тумана воздух влажный. Мокрый лист бумаги быстрее высохнет на батарее, чем на столе потому, что батарея теплее, чем стол. |
4. «Рассматривание почвы» | Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды. | Исследовательская деятельность: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать её руками, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет(светло – коричневая). Полить землю из лейки, предложить опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, стала мокрой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холодной. | Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы. |
Ноябрь
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Снегопад и земля поздней осенью. Где быстрее растает снег» | Уточнить представления о свойствах снега и земли поздней осенью. Закрепить знания о сезонном явлении – снегопад. Материал:2 сосуда со снегом. | Исследовательская деятельность: Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее. Коммуникативная: Где образуются снежинки? На что они похожи? Попробовать слепить ком снега. Из какого снега можно лепить? Исследовательская деятельность: Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? Дать знания На большой высоте пар начинает замерзать и превращается в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в шестиугольные снежинки. | В холодное время года вместо дождя идёт снег. Почва промёрзла от морозов, поэтому срез сделать нельзя. Снег осел быстрее в банке, которая стояла на солнце. |
2.«За хвойными деревьями. Сколько лет дереву?» | Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Материал: Тонкие пластины среза дерева. | Исследовательская деятельность: Определить, сколько лет дереву. Если посчитать количество колец, то можно узнать сколько лет дереву. Коммуникативная: Что у вас в руках? Рассмотрите срез дерева. Что вы на нём увидели? Как вы думаете, в каком лесу теплее зимой: в еловом или в любом другом? Почему? | У каждого дерева есть свой возраст. Его можно узнать, если посчитать кольца на срезе ствола. Зимой теплее в еловом лесу, потому что из-за ветвей в него не проникает ветер. |
3.«Вода в кране и в лужах» | Формировать представление о способах очистки воды. Материал: Банка с чистой водой, пустая банка, ватный диск, лупа | Исследовательская деятельность: Набрать воду из лужи. Сравнить с водой из крана. Коммуникативная: Как сделать, чтобы вода из лужи стала чистой? Исследовательская деятельность: Фильтрация воды. Рассматривание осадков через лупу. Коммуникативная: Почему нельзя пить воду из лужи? | Грязную воду можно сделать чистой. Человек придумал и сделал фильтры. Из крана течёт отфильтрованная вода, которую кипятят, чтобы не было микробов. |
4.Снег и лёд» | Формировать реалистическое понимание неживой природы. Закреплять знания о разнообразных свойствах воды. | Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стаканы плотно или рыхло. | Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; тёмный, грязный снег сходит раньше чистого и светлого |
Декабрь
1 Раздел: «Почва»
2.Раздел «Вода»
3.Раздел «Земля.Космос»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Огород зимой» | Знакомить с сезонными изменениями на огороде в зимний период. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. | Исследовательская деятельность: Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период. Коммуникативная: Что изменилось в огороде с приходом зимы? Чем является снег для растений? Если много снега в огороде – это плохо или хорошо? Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? Где больше снега – у забора или в центре? Почему? | Много снега в огороде –хорошо. Весной будет много воды. Снег для растентий – одеяло, защита от холода, ветра. Снег лежит неровно, у забора его больше. Порывы ветра сдувают снег от центра к забору. |
2.«За продолжительностью дня» | Обобщить представления о типичных зимних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно), воспитывать интерес к зимним явлениям в природе. | Исследовательская деятельность: продолжать наблюдать за световым днем (полярная ночь), примечать, откуда и когда встает солнце, наблюдать за его путем в ясную погоду. Коммуникативная: Как вы думаете, почему так говорят: «Декабрь – ночь года» | Вывод: В декабре день короткий, а ночь длинная. |
3«Снегопад» | Формировать представление о том, что снег бывает разным по состоянию. Определять условия таяния снега. Материал: Дощечка, стекло, рукавичка | Исследовательская деятельность: Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Коммуникативная: Как вы думаете, на чём снег растает быстрее: на стекле, дереве, варежке, или на руке? Почему? | Быстрее всего снег растаял на руке (самая тёплая), затем на варежке, дощечке. Снег на стекле не растаял совсем. Стекло было самое холодное. |
4..«За водой» | Формировать представления об агрегатном состоянии воды. Материал: 2 одинаковых стеклянных банки | Исследовательская деятельность: Опыт: Налить в стеклянную банку воды, плотно закрутить крышку и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо неё будет кусок льда. Коммуникативная: Что будет со льдом, если его внести в группу. | Замороженная вода в банке занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал её. В группе лёд растаял и вода опять наполнила банку. |
Январь
1 Раздел: «Земля.Космос»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
| Дать представление о движении снега в ветреную погоду. | На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер всё изменил: сугробы перенёс на другое место; там, где ненужно, оголил землю. Вопросы: Как вы думаете, что такое метель? Почему во время метели появляются сугробы? Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? | Во время метели снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы. Метель – это плохо. Оголяются корни деревьев – могут замёрзнуть, сдувается снег с грядок, появляются большие сугробы, нельзя идти гулять. |
| Дать представление, как появляется тень. | Провести наблюдение – утром, днём, вечером. Вопросы: Откуда появилась тень? Какая тень была утром? Днём? Как вы думаете, какая тень будет вечером? Дать знания: Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой – нибудь предмет, то он отбрасывает тёмную тень. | Длина тени зависит от расположения солнца на небе. В пасмурную погоду тени не бывает |
| Расширять и углублять знания о защитных свойствах снега для растений (травы) | Исследовательская деятельность: Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Коммуникативная: Как вы думаете, что мы увидим, если раскопаем снег до самой земли? | Под снежным покровом можно увидеть маленькие зелёные растения. Снег защищает почву, не даёт ей переохлаждаться. |
Февраль
1. Раздел «Растения вокруг нас»
2.Раздел «Вода»
3. Раздел «Земля.Космос»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
| Расширять представление о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты. Развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы. | Исследовательская деятельность: Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые. Вопросы: Какие бывают облака? Из чего они образуются На что похожи? Дать знания: Каждый день солнце нагревает воду в реках и морях, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются – образуются облака. Когда капельки воды становятся слишком тяжёлыми – идёт дождь или снег. Эти облака называются кучевыми. В ясную погоду появляются перистые облака. | Облака образуются из водяного пара. Они бывают разной формы. |
| Познакомить с понятием «Февральская оттепель»,учить сравнивать зимние явления, находить сходства и различия, ввести в словарь детей слово «наст» | Исследовательская деятельность: Понаблюдать за таким природным явлением, как оттепель. Коммуникативная: По каким признакам можно заметить оттепель? Как образуется наст? | Оттепель зимой можно заметить на крышах домов, ветках деревьев 9тает снег). Если после оттепели похолодает,образуется на снегу ледяная корка – наст. |
3.«За движением солнца» | Формировать представления об изменении положения Земли относительно Солнца. | Исследовательская деятельность: Продолжать наблюдение за изменениями пути солнца за тенью от столба или дерева в полдень. Коммуникативная: Почему так говорят: «Солнце на лето, зима на мороз» | День начался увеличиваться, как на лето. Но стоят сильные морозы – зима ещё в самом разгаре. |
4.«Деревья» | Способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений, расширять представление о частях растений, о том, что жизнь человека зависит и от состояния леса. Материал: Лупа, палочка | Исследовательская деятельность: Обнять дерево, попытаться вытащить его из земли. Воткнуть палочку и вытащить её. Рассмотреть через лупу бересту. Коммуникативная: Какая береста? Есть ли в ней дырочки, трещины? Есть ли уснувшие насекомые? Дидактическая игра: «Третий лишний» (растения) | Дерево в земле держат корни, они его питают. Называют части дерева. |
Март
1. Раздел «Растения вокруг нас»
2.Раздел «Вода»
3. Раздел «Земля.Космос.»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«Гололёд» | Сформировать представление о гололёде как явлении природы. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. | Исследовательская деятельность: Понаблюдать, какие изменения произошли на дорожках детского сада. Коммуникативная: Как вы думаете, почему всё покрылось льдом? Гололёд опасен или нет? Как люди борются с гололёдом? | Чтобы не было скользко, надо дорожки посыпать песком. Дороги на улицах города посыпают песком из специальных машин. |
2.«Таяние снега. Наст» | Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе. Познакомить с явлением «Наст» | Исследовательская деятельность: Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Как вы думаете, как получается наст? Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованном на солнце. | Наст – ледяная корочка, которая образуется на снегу весной. Днём снег начинает таять, а ночью опять подмерзает и превращается в ледяную корку. |
3.«За облаками» | Расширять представление о многообразии неживой природы. | Наблюдение за движением облаков и изменением их формы. Проследить, как передвигается по небу лёгкое облачко, как постепенно оно увеличивается, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает». Коммуникативная: Что такое облака? Как они образуются? Из чего состоят? Какие бывают облака? | Облака бывают дождевые. Снеговые, грозовые. Они состоят из капелек воды – пара. |
| Продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года. | Исследовательская деятельность: Отметить у различных деревьев и кустарников наличие почек, из которых появятся побеги. Рассмотреть почки. Коммуникативная: Чем прикрыты листья? Почему чешуйки трудно раскрыть? | Чешуйки скреплены липкой смолой. Поэтому листочкам внутри почки тепло. |
Апрель
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
| Познакомить с понятием «град» Дать представление о том, почему в природе наблюдается град. | Исследовательская деятельность: понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки – горошки: на дороге, под кустами и т.д. Дать знания: Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идёт с дождём: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление | |
2.«За высотой стояния солнца» | Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека. | Исследовательская деятельность: Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Коммуникативная: Как вы думаете, какие предметы нагреются сильнее 6 тёмные или светлые. Как вы думаете, с помощью чего можно долго смотреть на солнце? | Тёмные предметы согреваются быстрее. На солнце можно долго смотреть с помощью тёмных стёкол. |
3.«За камнями» | Знакомить с разнообразием камней и их свойствами. Материал: карта участка с обозначенным местом нахождения шкатулки с камнями. | Коммуникативная: Кто из вас находил камни? Где это происходило? Какие они были? Можно ли найти камни на участке д/с? Исследовательская деятельность: Найти камни на участке: Серого цвета, круглой формы, большие, маленькие. | Камней много. Они бывают твёрдые и мягкие, разной формы. |
4.«За почвой» | Познакомить с почвенным слоем – торфом. Материал: Кусочки торфа, лупа | Исследовательская деятельность: Сравнить сухие и влажные комочки торфа. Коммуникативная: Коммуникативная: Как вы думаете, из чего состоит торф (стебельки, листья, корешки растений, мох, кусочки земли) Исследовательская деятельность: Сравнить песчаную и торфяную проталину. Коммуникативная: Ответить, где быстрее просыхает почва и почему? | Торф – это удобрение и топливо. Торф плохо пропускает воду. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение. |
Май
1 Раздел: «Почва»
2. Раздел «Растения вокруг нас»
3.Раздел «Вода»
4. Раздел «Воздух»
Тема. | Цель | Вид деятельности | Выводы, примечания |
1.«За первым дождём. Воздух после дождя.» | Продолжать закреплять знания о неживой природе, о её влиянии на растительный и животный мир, учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими (после дождя бывает чистый воздух) | Наблюдение за дождливой погодой из веранды. Вдохнуть воздух полной грудью. Коммуникативная: Что такое дождь? Откуда он появляется? Что изменяется в природе при наступлении дождя? Какой воздух после дождя? Почему? | Капли дождя захватывают частички пыли и уносят с собой на землю, поэтому воздух чистый после дождя. |
2.« Лекарственные растения – подорожник, мать и мачеха» | Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. | Исследовательская деятельность: Через лупу рассмотреть листья подорожника и мать и мачехи. Отметить отличительные особенности, найти сходства и различия. | У подорожника листья гладкие, чётко выделены прожилки. У ь и мачехи листья с одной стороны гладкие, а с другой – мягкие,тёплые. |
3.Мониторинг | |||
4.Мониторинг. |
Предварительный просмотр:
«Тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста».
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения.
Учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять и устранять их причину.
Подвести к осознанию многообразия растений и животных в зависимости от приспособления к сезонам.
Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега, льда, их сравнению. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха. Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня.
Дать представление о магнетизме, о состояниях покоя, движения тел.
Способствовать использованию обследовательских действий в поисковой деятельности.
Активизировать словарь. Развивать мышление, внимание, умение анализировать.
ЛИТЕРАТУРА
«Ребенок в мире поиска» под ред. О.В.Дыбиной.
«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Иванова А.И.
Журнал «Дошкольное воспитание» - № 8 2006г.
Гончарова Е.В. «Экология для малышей»
месяц | Познавательно – исследовательская деятельность | Формы работы | Задачи исследования | Материал | |
сентябрь | Цветочная клумба. (наблюдение) | Проблемная ситуация Беседа наблюдение | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода. | |
сентябрь | Такие разные овощи (Экскурсия на огород д/с) (исследование) | Проблемная ситуация Дидактические игры Моделирование Рассматривание | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений. | |
октябрь | Почему птицы могут летать? (исследование) | Рассматривание Беседа Моделирование Чтение познавательной литературы | Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Крылья птиц из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных. | |
октябрь | Сыпучие барханы. (рассматривание + опыт) | Проблемная ситуация Рассматривание Опыт | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкость с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. | |
ноябрь | Деревья на нашем участке (исследование) | Беседа Проблемная ситуация Рассматривание | Выявить отличие хвойных деревьев от лиственных поздней осенью | Хвойные иголки, ветка берёзы, раскраски. | |
ноябрь | «Воздух – невидимка. (опыты) | Проблемная ситуация Беседа Опыты | Обнаружить воздух. Выявит свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах. | Султанчики. Ленточки. Флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), комочки земли, глина. | |
декабрь | Зачем зайчику другая шубка? (исследование) | Проблемная ситуация Беседа Экспериментирование Рисование | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. | |
декабрь | Пузырьки – спасатели» (наблюдение + опыт) | Проблемная ситуация Наблюдение Беседа Опыты | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. | |
январь | Цветные льдинки. (исследование + опыт) | Рассматривание Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (превращаться в лед (замерзать на холоде. Принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). | Емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки. | |
февраль | Домашние и дикие животные. (рассматривание + исследование) | Проблемные ситуации Чтение художественной литературы Рассматривание | Уточнить с детьми признаки домашних животных. | Иллюстрации, атрибуты к сюжетно – ролевым играм «На ферме» | |
февраль | Снег и лед. (опыт) | Моделирование Проблемная ситуация Выдвижение гипотез Опыт | Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность , текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Мерные емкости с водой разной температуры. Снег, тарелочки, мерные ложки. | |
март | Кто живет в воде? (рассматривание + эксперимент) | Рассматривание иллюстраций Проблемная ситуация Эксперимент | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки ( внутри груз, чтобы держались в воде). | |
март | «Волшебная рукавичка». (опыты) | Проблемная ситуация Рассматривание Опыты | Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | |
апрель | Из чего птицы строят гнезда? (экскурсия + исследование) | Целевая прогулка, Наблюдение, речевые ситуации, рисование. | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие ветки, палочки, камешки.
| |
апрель | Где будут первые проталинки? (исследование) | Наблюдение, целевые прогулки, рисование | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона. | |
май | Итоговые мероприятия по содержанию тематического плана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Перспективный план работы инструктора по физическому воспитанию на 2014-2015уч.год Работа с педагогами
1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведения занятий по физической культуре.2. Познакомить педагогов с требованиями к совместной работе по вопросам физического вос...
Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...