Перспективные планы работы
материал по окружающему миру по теме

Шаповалова Татьяна Александровна

Перспективный план работы по теме  "Развитие позновательно - исследовательской деятельности детей на прогулке "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Опытно – исследовательская деятельность  на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»

Исполнители:  воспитатели, родители, дети.          

В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой наш детский сад.

Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно  ориентирована на каждого ребёнка.

Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости  объектов и явлений природы. «Живое»  действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные  связи.

При проведении исследовательской деятельности я использую великую формулу «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, которая приоткрывает завесу над тайной    рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Цель:

 Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность  и способность  к самостоятельному экспериментированию.                                    

 Задачи:                    

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.

3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Прогноз:

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

Здоровьесберегающая (через беседы о свойствах и назначении объектов исследования: вода в лужах, снег, лёд, сосульки – холодные, грязные; лёд скользкий, надо быть осторожным и т.д. )

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения

*Для педагогов:

- повышения теоретического опыта и профессионализма;

- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

*Для родителей:

- повышение уровня экологического сознания;

- расширение опыта взаимодействия с детьми.

Раздел программы:

Развитие сенсорной культуры. ( Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.)

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе – образовательная область  «Познание»                                                                            

Тематическое поле: Окружающий мир, мир природы, рукотворный мир.                                                      

                                          Актуальность.

Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и  является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд,  развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

                         Этапы реализации

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ .

Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,

разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

 Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.            

                             

 Используемая литература.                        

  1. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» М.,ТЦ «Сфера»,2005            
  2. Гончарова Е.В. «Экология для малышей» Х-М., «Полиграфист»,2005
  3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М., ТЦ «Сфера»,2004
  4. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду»М., ТЦ «СФЕРА»,2009
  5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,М..»Новая школа»,1995
  6. Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка» М.,  «LINKA-PRESS» ,1998

ст.гр.

ФЦКМ –Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года

Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Подготовительная группа.

Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира

Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей

Знает признаки времён года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений

Знает правила поведения в природе и соблюдает их.

Устанавливает элементарные причинно – следственные связи между природными явлениями

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать

Способен действовать самостоятельно(в повседневной жизни, в разных видах детской деятельности)

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Структура исследовательской деятельности на прогулке по разделам: «Живая  природа. Неживая природа»

в старшей,  подготовительной к школе группах.

Неживая природа

Объекты исследования

Старшая группа

Содержание работы (что исследуем)

Подготовительная группа

Содержание работы (что исследуем)

«Почва»

  • Песок, глина, камень – составные части почвы.
  • Разные виды почвы. Свойства песка
  • Перегной, его образование, значение для растений. Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит её плодородие, что это влияет на рост и развитие растений.
  • Почва – среда обитания растений и животных.
  • Для чего удобряют почву. Научить удобрять почву.
  • Определение благоприятности почвы  для развития некоторых растений (влажность, плотность, заражённость микроорганизмами).
  • Значение почвы для растений, животных, человека.
  • Воздействие человека на почву, её значение для людей.

«Воздух»

  • Значение температуры воздуха для жизни растений и животных.
  • Сравнение воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из неё) и предметами.
  • Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни.
  • Что такое ветер
  • Воздух, его сила. Использование воздуха человеком (флюгер, ветряная мельница)
  • Влияние воздуха на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира.
  • Отрицательное и положительное влияние человека на атмосферу (воздух)
  • Приспособление человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественном воздухом).

«Вода»

  • Вода – среда обитания растений, животных, человека.
  • Сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
  • Переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
  • Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)
  • Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете. Круговорот воды в природе, механизм конденсации (туман, роса и т.д.).
  • Чистая и грязная вода. Способы очистки воды. Отрицательная и положительная роли человека.
  • Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)

« Земля, космос»

  • Дать представление о Солнце, Луне, земле. Познакомить с причинами смены дня и ночи, времён года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Живая природа

Объекты исследования

Старшая группа

Содержание работы (что исследуем)

Подготовительная группа

Содержание работы (что исследуем)

 «Растения»

  • Выявление основных признаков живых организмов: дыхание, питание, рост, развитие, размножение у растений.
  • Выявление основных функций частей растения.
  • Подвести к пониманию зависимости видоизменения растения от факторов неживой природы (вода, свет, тепло)
  • Побуждать устанавливать некоторые взаимосвязи в  экосистемах: между живой и неживой природой, растениями и животными.

  • Сформировать умения определять видоизменения строения растений как приспособление к природно – климатическим условиям зонам Земли.
  • Побуждать к выделению взаимной обусловленности живой природы и факторов неживой природы (свет, влага, температура, почва) в разных условиях (уличные, комнатные растения)

 Перспективный план работы с детьми по исследовательской  деятельности на прогулке    

(старшая группа)

Сентябрь.

1.Раздел: «Почва»

2. Раздел: «Растения»

Тема недели, литература

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1-2 неделя

Мониторинг

Уточнить знания, навыки детей детей

Дидактические игры и упражнения (см.приложение1) см.папку «Моё»

3.Знакомство с участком

«Растения вокруг нас» 

Обратить внимание детей, что на участке есть трава, цветы, деревья, кустарники. Всё это одним словом называется «Растения»

Игровая:

Д/и «Разведчики» (Найди и прибеги к дереву, кустарнику, покажи траву и т.д.)

4..«Почва».

Гончарова Е.В. «Экология для малышей»,с.50

Уточнить состав почвы на участке.

Материал. Баночки для сбора образцов почвы на участке

Исследовательская деятельность:

Исследуем участок, собираем образцы почвы

Почва на участке состоит из песка, глины, чернозёма на клумбах с цветами и около деревьев, из камней

Октябрь

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1. «Растения вокруг нас» 

Напомнить о растениях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев.

Выявление основных функций частей растения.

Материал. Лупа

Исследовательская деятельность: рассматривание деревьев, кустарников.

Коммуникативная:

Для чего дереву нужен ствол? Ветки? Зачем дереву корни?

Игровая:

 «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы.

У растений есть корни. Которые их питают и удерживают на месте.

По стволу питание поднимается вверх по растению.

На ветках растут листья, которые вырабатывают кислород, чтобы воздух был чистым.

2.  «Наблюдение за дождем».

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь.

Материал. Алюминий, пластмасса, бумага(картон)

Исследовательская деятельность: 

«Музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Дидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь – сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный.

Вывод:Звук дождя зависит от материала, на который попадают дождинки. Он может быть глухим, звонким,тихим.

3. «Почему опадают листья».

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Материал. Коробка для сбора листьев

Исследовательская деятельность:

рассматривание листьев разного цвета с одного дерева.

 Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают. Листья  на дереве меняют цвет постепенно.

4.  «Наблюдение за почвой».

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Материал. 3 стеклянные баночки

Исследовательская деятельность:

Взять на прогулку три стеклянные баночки. Предложить детям насыпать в одну из них песчаную землю, в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок скоро осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно узнают, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третью баночку положить огородную землю. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Воспитатель объясняет, что это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

Дети отмечают, что земля теплее там, где  ее нагрело солнце, она сухая – рассыпается в руке, светло-серого цвета. В огороде цвет и состав земли другой, не похож на песчаную и глинистую почву.

Ноябрь

 1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

  1. «За деревьями на участке: осина, берёза».

Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду»,с.27

Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев.

Материал. Лупа

Исследовательская деятельность:

как закреплены на ветке  листья у берёзы и осины

 Игровая: «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к дереву беги!» - они бегут и останавливаются у березы, осины

Как узнали березу:

 у березы белый ствол; у нее желтые листья;  листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

У осины ствол гладкий, серо – зелёного цвета.  Листья осины дрожат.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы

2. «Песок,  глина – наши помощники».  

ГончароваЕ.В.,с.50-51

 

Уточнить  представления о свойствах песка и

 глины.

 Материал. Формочки  для песка

Исследовательская деятельность:

Экспериментирование с мокрым песком.

 Знакомимся с глиной. Рассматривание глины через лупу

Свойства сухой и мокрой глины.

Мокрый песок принимает любую нужную форму, пока не высохнет.

Глина плотная, сухой комок не меняет форму, мокрая глина как пластилин, из неё можно лепить

3. «Наблюдение за осенними цветами. Сбор семян».

Цель: Познакомить детей с названиями осенних цветов – бархатцы, ноготки (календула). Закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «длинный – короткий» (стебель).

Материал. Коробка под семена,лупа.

Исследовательская деятельность:

Выделить основные части растений, предложить им показать и назвать: «Стебель, листья, цветок».

Коммуникативная:

Что происходит  с цветником? Почему завяли цветы?

Можно ли будет следующим летом вырастить цветы опять? Как это сделать?

Осенью растения погибают, потому что дни становятся короче, ночью становится холодно. Но чтобы растение выросло, оно оставляет свои семена, которые люди собирают, а весной высаживают в землю.

4.  «Наблюдение за ветром».

Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; научить определять силу ветра.

Материал. Султанчики

Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Дидактическое упражнение «Какой бывает ветер»?

*Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра.

Игровая: «Ветер и лужа».

Ветер – движение воздуха.

Дети отмечают, что деревья качаются, гнутся, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Ветер летом был совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались.

Декабрь

1.Раздел «Растения вокруг нас» 

2.Раздел «Вода»

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1. « Почему снег мягкий?»

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Трудовая:Дети сгребают снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Исследовательская деятельность:

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

2.« Где лучики?»

 Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

3. «Чем ель не похожа на другие деревья»

Уточнить знания об отличии натуральной ёлки от игрушечной.

Материалы Лупа, искусственная ёлочка

Исследовательская деятельность:

Рассматривание через лупу еловых иголок, тактильное исследование.

Коммуникативная:

Почему ель относят к хвойным деревьям?

Сравните деревья. В чём их различия?

Как вы узнали, какое дерево искусственное? Живое?

Беседа: Почему на Новый год лучше нарядить дома искусственную ёлочку, а не настоящую.

Вывод: Живая ель растёт на участке, кроме ствола, веток, иголок, у неё есть  большие корни, которые получают влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживают её на одном месте. Искусственная ёлочка сделана из пластмассы, у неё нет корней, она не растёт.

4. «Какой снеговик быстрее растает?»

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.

Собирая детей на прогулку, предупредить: «На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушать мнения детей, предложить: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Исследовательская деятельность:

Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, — и тепло, и холод.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Январь                    

1. Раздел «Растения вокруг нас» 

2.Раздел «Вода»

3. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.« Почему снег греет?»

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям  вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

 Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Исследовательская деятельность:

Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

2. «Воздух»

 

Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни.

Развивать наблюдательность и интерес к природе.

При помощи исследовательской деятельности объяснить значение  воздуха.

Исследовательская деятельность:

Предложить сделать несколько глубоких вдохов, выдохов.

Коммуникативная:

Что мы делаем? Чем мы дышим? Предложить задержать дыхание. Можно ли прожить, если не дышать?

Каким должен быть воздух для дыхания?

Кому ещё нужен воздух?

Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих воздух).

Вывод: воздух – необходим для всего живого. Он нужен человеку, животным, насекомым, растениям. Деревья очищают воздух от вредных веществ. Поэтому очень важно беречь и охранять природу.

3.«Наблюдение за деревьями».

Расширить знания детей о хвойных деревьях; почему называются хвойными; уточнить понятия (ствол, крона, хвоя, шишки и т.д.).

Материал. Лупа, коробка для сбора хвоинок.

Исследовательская деятельность:

На прогулке рассмотреть хвоинки и  шишки  хвойных деревьев: ели, сосны и лиственницы, сравнить их между собой. Воспитатель предлагает детям отогнуть чешуйки шишек и рассмотреть семена.

Игровая:С шишками можно провести интересные игры: располагать их по величине, форме, цвету. Составить с детьми коллекцию хвоинок и шишек. Такая коллекция даст детям возможность подбирать к хвоинкам шишки.

У всех хвойных деревьев хвоинки разные по размеру. Отличаются также и плоды (шишки).

4. «Ледяной секретик»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся  на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).  

Исследовательская деятельность:

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как  лёд прозрачный.  Предлагает достать  записку  из-подо  льда.  Дети отламывают кусочки льда, и  выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

 Февраль

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. «Воздух»

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Жизнь под снегом»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Коммуникативная:

Вспомните, что росло летом на этом месте?

Что стало с травой осенью?

Как вы думаете, что находится под снегом сейчас?

Исследовательская деятельность:

Раскопать снег в том месте, где летом росло много травы.

Вывод: Под снегом теплее, чем на поверхности, потому, что там появились  зелёные ростки травы.

2. «Сосульки»

Закреплять знания о различных состояниях воды.

Исследовательская деятельность:

Найдите место на участке, где самые большие сосульки.

Коммуникативная:

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Почему сосульки образуются только с солнечной стороны дома?

Вывод: Сосульки – замёрзшие капельки  воды, превратившиеся в лёд.

Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают стекать с крыши и замерзают.

3.«Ветер  и метель»

Формировать представление об одном из признаков зимы – метели. Продолжать формировать умение определять направление ветра

Материалы.

Султанчики, вертушка, полоски бумаги.

Коммуникативная:

Для чего мы взяли сегодня на прогулку полоски бумаги, султанчики, вертушку?

Как ещё можно узнать, есть ли ветер? (по облакам, направлению дыма, веткам деревьев, позёмке)

Игры-эксперименты «Поймай ветер», «Куда ветер дует», «Ветер теплый и холодный», «Сами сделаем ветер».

Вывод: Ветер переносит снег с одного места на другое, не даёт снегу опуститься на землю – это метель.

4.«Почки»

Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой.

Материалы. Лупа, коробка для веток

Исследовательская деятельность:

Что хранится в почках?

Подбираем на участке опавшие ветки берёзы, вербы, тополя. Что общего между ними? Что хранится в почках? Чем отличаются почки  с разных деревьев?

Игровая: «Узнай по описанию», «Найди такую же»

Вывод: В почках хранятся листочки деревьев. Деревья разные и почки на них тоже отличаются размерами.

Март

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Следы на снегу»

Познакомить со свойством пластичности снега.

Материалы. Печатки, палочки

Исследовательская деятельность:

чтение следов на снегу, различают и сравнивают следы воспитателя и свои, а также птиц, кошки. Собаки.

Игровая:1.«Охотники» - по следам находят спрятавшихся и угадывают, где ходили «охотники», а где - звери»

2.Рисуем и печатаем на снегу.

Вывод: В тёплую погоду снег пластичен, в холодную, морозную – рассыпается, колется.

2.«Что легче: вода или воздух? Свойства воздуха»

Познакомить со свойствами воздуха: он легче всех, Материал. Стакан с водой, трубочка, парашютик.

Исследовательская деятельность:

Берём стакан с водой и выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки.

Запускаем маленький парашют из полиэтиленового пакета.

Коммуникативная:

Почему пакет при опускании на землю раскрылся?

Вывод: воздух легче воды.

Когда парашют опускался, воздух под ним распирал купол, поддерживал его, поэтому снижение проходило плавно.

3.«Откуда берётся иней?»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Исследовательская деятельность:

На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

4.«Ветер. Свойства ветра»

Продолжать формировать понятие о ветре, его свойствах.

Коммуникативная:

Почему сегодня в воздухе летит бумага, качаются деревья?

Какой сегодня ветер: тёплый или холодный?

Каким был ветер зимой?

Как легче  бежать: против ветра или по ветру? Почему?

Игры-эксперименты «Поймай ветер», «Куда ветер дует», «Ветер теплый и холодный», «Сами сделаем ветер».

Вывод: Ветер – движение воздуха. Он невидим, но ощутим. Сильный ветер может принести беду (ураган, шторм),слабый ветер в сильную жару может принести желанную прохладу.

Апрель

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Проталины»

Формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

Исследовательская деятельность:

Найти на участке  первые проталины.

Коммуникативная:

Какие изменения произошли в природе весной?

В каких местах вы наблюдали проталины?

Почему не везде появились проталины?

Вывод:

Проталины появляются в местах, наиболее прогретых солнцем.

2. «Почему змей летает».        

Продолжать знакомить, что ветер – движение воздушных масс.

Исследовательская деятельность:

Зажечь свечу и подуть на нее. Куда направлено пламя? (в противоположную сторону).

Почему летит воздушный змей?

Вывод: Движение воздуха в природе создаёт ветер.

3.«За ивой».

Обращать внимание на деревья, пробуждающиеся первыми.

Материалы. Лупа.

Исследовательская деятельность:

Найти дерево, которое первым почувствовало приближение весны.

Коммуникативная:

Как изменились деревья с приходом весны?

Как изменилась ива?

На что похожи ивовые серёжки?

Почему они пушистые?

Вывод: Пушистые волоски защищают цветки от холода и дождя.

4.«Наблюдение за мать – и – мачехой»

Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Исследовательская деятельность:

Найти на участке детского сада место, где появился первоцвет мать – и-  мачеха.

Вывод:

Первоцветы появляются на более сухих и тёплых местах на газонах.

Май

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Куда бежит ручей»

Обратить внимание на маленькие ручейки, которые соединяются друг с другом, превращаются в большие ручьи и текут в реки

Материалы. Кораблики из разных материалов: бумаги, поролона, пластика

Исследовательская деятельность:

Помогать ручейкам – объединять их в большие – прокладывать для них дорожки

Трудовая:

Сделать кораблики из разных материалов: бумаги, поролона, пластика и пустить их в ручей.

Маленькие ручейки, которые соединяются друг с другом, превращаются в большие ручьи и текут в реки

2.Обследование деревьев

Исследование «Чем пахнут почки»

Продолжать знакомить с особенностями деревьев в весеннее время года.

Формировать представление, что тёмный цвет сохраняет тепло лучше, чем белый.

Исследовательская деятельность:

Потрогайте ствол белоствольной березы и рябины, сравните, какой ствол теплее.

Рассмотреть почки на деревьях, уточнить их форму, размеры. Отметить, что они с каждым днём набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке.

Растереть и понюхать почки тополя и березы.

Сравнить запах почек у разных деревьев.

Коммуникативная:

Одинаково ли пахнут почки?

Что остаётся на ладошках?

Игровая: «Узнай дерево по коре и веткам»

Ствол рябины теплее, ствол берёзы холоднее.

Вывод: почки клейкие, пахнут, внутри зелёные

У всех деревьев и кустов есть почки и они разные.

3.«Кто живёт в песке?»

        

Дать понятие, что почва – среда обитания растений, насекомых  и животных.

Материал. Трубочка из бумаги, диаметром чуть больше карандаша, вставленный в неё карандаш.

Исследовательская деятельность:

Трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок. Выбираются целыми и невредимыми.

Мониторинг

 

  Перспективный план работы с детьми по исследовательской деятельности на прогулке    

(подготовительная к школе группа)

Сентябрь

1 . Раздел «Растения вокруг нас» 

2.Раздел «Вода»

3. Раздел «Земля.Космос» 

4. Раздел «Ветер»

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.1Мониторинг

1.2«Кипрей и одуванчик»

1.1выявить знания и умения детей

1.2Найти сходства и различия. Как размножаются растения.

Материал: Линейка

1.1 Игровая (см.приложение)

1.2Исследовательская деятельность:

Посчитать  количество лепестков у кипрея и одуванчика.

Измерить высоту растений.

Найти самый высокий (низкий) цветок

Дать знания: кипрей и одуванчик – лекарственные растения

Вывод: Семена кипрея и одуванчика похожи на парашютики. У кипрея листьев на стебле много, у одуванчика стебель без листьев. Кипрей выше одуванчика

2.1«Собрать листья берёзы и осины для гербария».

2.2«Листья – средство для улучшение состава почвы»

2.1Учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка)

2.2.Воздействие человека на почву. Её значение для людей.

2.1Исследовательская деятельность:

Приложить берёзовый листок к осиновому.

Коммуникативная:

Какой больше?

Понюхать листья.

Давайте послушаем.

2.2Чтение:Загадка:

Летают, кружатся, на землю ложатся. С земли не встают и тут пропадут. (Листья)

Исследовательская деятельность:

Собираем в контейнер песок вперемешку с листьями.

Коммуникативная:

Как вы думаете, что произойдёт с листьями?

Осиновый лист больше, чем берёзовый. У осиновых листьев запах горьковатый. Листья шуршат, будто прощаются с нами.

3.«Камни»

Формировать представления о камнях как части почвы, неживой природы.

Исследовательская деятельность:

Рассмотреть камень через лупу. Чтение:Загадка про камень

Коммуникативная:

Что видно? (трещины, узоры, кристаллики)

Какие бывают камни? Назовите рассыпчатые камни (мел, уголь, графит)

Где человек использует камни?

(Т) Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Камни все разные, на них разные узоры.

«Наблюдение за небом и дождем».

 

Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Материал: предметы разной формы

Исследовательская деятельность:

под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Чтение: «Туча небо кроет…»

Игровая:

 Дидактическая игра: «Скажи иначе» (см. приложение)

Дождь смывает грязь и песок с предметов.

5. «За прозрачностью и движением воздуха»

Обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).Подвести к пониманию того, что жизнь человека зависит от окружающей среды.

Материал: Кораблики парусные.

Исследовательская деятельность:

Опыт: «Здравствуй, ветер!»

Подойти к луже. Это «море». Де – это «ветры». Они дуют на воду. Пускают кораблики.

Коммуникативная:

Что получается? Что будет, если подуть сильнее?

Чтение: Через нос проходит в грудь и из носа держит путь

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воздух невидим, его движение можно ощущать.

Октябрь

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Осенние деревья»

Формировать представление об осенних изменениях в жизни деревьев

Материал: Лупа

Исследовательская деятельность:

Рассмотреть через лупу ветку,  с которой только что упал листок.

Рассмотреть через лупу листья ивы.

Коммуникативная:

Что мы увидели? (еле заметные почки)

Что это значит?

Чем покрыты листья ивы? (светло – серым налётом)

Чем отличаются листья ивы от листьев тополя?

Чтение: «Ветер по небу летал..»

Деревья со сбрасыванием листьев не погибают. Они сбросили отмершие, ненужные листья

2.«Ветер»

Определять направление ветра  с помощью флюгера, компаса.

Исследовательская деятельность:

Определить направление ветра с помощью флюгера и компаса. Коммуникативная:

Как определить силу ветра? Как определить: с какой стороны дует ветер?

Дидактическая игра: «Найди  пару» (см. приложение)

Куда повернул флюгер – оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света. Если с севера – холодный, если с юга – тёплый Сила ветра определяется с помощью бумажки и секундомера.

3.«Наблюдение за туманом»

Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность.

Материал: Лист сухой бумаги.

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный»

На скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный.

Коммуникативная:

Почему это произошло?

Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании.

Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. 

Во время тумана воздух влажный. Мокрый лист бумаги быстрее высохнет на батарее, чем на столе потому, что батарея теплее, чем стол.

4. «Рассматривание почвы»

Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Исследовательская деятельность:

В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать её руками, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет(светло – коричневая). Полить землю из лейки, предложить опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, стала мокрой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холодной.

Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Ноябрь

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Снегопад и земля поздней осенью. Где быстрее растает снег»

Уточнить представления о свойствах снега и земли поздней осенью. Закрепить знания о сезонном явлении – снегопад.

Материал:2 сосуда со снегом.

Исследовательская деятельность:

Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

Коммуникативная:

Где образуются снежинки?

На что они похожи?

Попробовать слепить ком снега.

Из какого снега можно лепить?

Исследовательская деятельность:

Делать срез лопатой.

Почему мы не можем сделать срез почвы?

Дать знания 

На большой высоте пар начинает замерзать и превращается  в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в шестиугольные снежинки.

В холодное время года вместо дождя идёт снег. Почва промёрзла от морозов, поэтому срез сделать нельзя.

Снег осел быстрее в банке, которая стояла на солнце.

2.«За хвойными деревьями. Сколько лет дереву?»

Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Материал: Тонкие пластины среза дерева.

Исследовательская деятельность:

Определить, сколько лет дереву. Если посчитать количество колец, то можно узнать сколько лет дереву.

 Коммуникативная:

Что у вас в руках? Рассмотрите срез дерева. Что вы на нём увидели?

Как вы думаете, в каком лесу теплее зимой: в еловом или в любом другом? Почему?

У каждого дерева есть свой возраст. Его можно узнать, если посчитать кольца на срезе ствола.

Зимой теплее в еловом лесу, потому что из-за ветвей в него не проникает ветер.

3.«Вода в кране и в лужах»

Формировать представление о способах очистки воды.

Материал: Банка с чистой водой, пустая банка, ватный диск, лупа

Исследовательская деятельность: Набрать воду из лужи. Сравнить с водой из крана.

Коммуникативная:

Как сделать, чтобы вода из лужи стала чистой?

Исследовательская деятельность:

Фильтрация воды.

Рассматривание осадков через лупу.

 Коммуникативная:

 Почему нельзя пить воду из лужи?

Грязную воду можно сделать чистой. Человек придумал и сделал фильтры. Из крана течёт отфильтрованная вода, которую кипятят, чтобы не было микробов.

4.Снег и лёд»

Формировать реалистическое понимание неживой природы. Закреплять знания о разнообразных свойствах воды.

Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стаканы плотно или рыхло.

Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; тёмный, грязный снег сходит раньше чистого и светлого

Декабрь

1 Раздел: «Почва»

2.Раздел «Вода»

3.Раздел «Земля.Космос»

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Огород зимой»

Знакомить с  сезонными изменениями на огороде в зимний период.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность:

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Коммуникативная:

Что изменилось в огороде с приходом зимы?

Чем является снег для растений?

Если много снега в огороде – это плохо или хорошо?

Ровно ли лежит снег в разных частях огорода?

Где больше снега – у забора или в центре? Почему?

Много снега в огороде –хорошо. Весной будет много воды. Снег для растентий – одеяло, защита от холода, ветра. Снег лежит неровно, у забора его больше. Порывы ветра сдувают снег от центра к забору.

2.«За продолжительностью дня»

Обобщить представления о типичных зимних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно), воспитывать интерес к зимним явлениям в природе.

Исследовательская деятельность:

продолжать наблюдать за световым днем (полярная ночь), примечать, откуда и когда встает солнце, наблюдать за его путем в ясную погоду.

Коммуникативная:

Как вы думаете, почему так говорят: «Декабрь – ночь года»

Вывод: В декабре день короткий, а ночь длинная.

3«Снегопад»

Формировать представление о том, что снег бывает разным по состоянию. Определять условия таяния снега.

Материал: Дощечка, стекло, рукавичка

Исследовательская деятельность:

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Коммуникативная:

Как вы думаете, на чём снег растает быстрее: на стекле, дереве, варежке, или на руке? Почему?

Быстрее всего снег растаял на руке (самая тёплая), затем на варежке, дощечке. Снег на стекле не растаял совсем. Стекло было самое холодное.

4..«За водой»

Формировать представления об агрегатном состоянии воды.

Материал: 2 одинаковых стеклянных банки

Исследовательская деятельность:

Опыт: Налить  в стеклянную банку воды, плотно закрутить крышку и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо неё будет кусок льда.

Коммуникативная:

Что будет со льдом, если его внести в группу.

Замороженная вода в банке занимает больше места, чем вода  жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал её.

В группе лёд растаял и вода опять наполнила банку.

Январь

1 Раздел: «Земля.Космос»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

  1. «Метель»

Дать представление о движении снега в ветреную погоду.

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер всё изменил: сугробы перенёс на другое место; там, где ненужно, оголил землю.

Вопросы:

Как вы думаете, что такое метель?

Почему во время метели появляются сугробы?

Как вы думаете, метель это хорошо или плохо?

Во время метели снег перемещается  с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.

Метель – это плохо. Оголяются корни деревьев – могут замёрзнуть, сдувается снег с грядок, появляются большие сугробы, нельзя идти гулять.

  1. «Тень»

Дать представление, как появляется тень.

Провести наблюдение – утром, днём, вечером.

Вопросы:

Откуда появилась тень?

 Какая тень была утром?

Днём?

 Как вы думаете, какая тень будет вечером?

Дать знания: Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой – нибудь предмет, то он отбрасывает тёмную тень.

Длина тени зависит от расположения солнца на небе. В пасмурную погоду тени не бывает

  1. «Трава зимой»

Расширять и углублять знания о защитных свойствах снега для растений (травы)

Исследовательская деятельность:

Раскопать глубокий снег там, где росла трава.

Коммуникативная:

 Как вы думаете, что мы увидим, если  раскопаем снег до самой земли?

Под снежным покровом можно увидеть маленькие зелёные растения. Снег защищает почву, не даёт ей переохлаждаться.

Февраль

1. Раздел «Растения вокруг нас» 

2.Раздел «Вода»

3. Раздел «Земля.Космос» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

  1. «За облаками»

Расширять представление о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты.

Развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Исследовательская деятельность:

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Вопросы:

Какие бывают облака?

Из чего  они образуются

На что похожи?

Дать знания:

Каждый день солнце нагревает воду в реках и морях, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются – образуются облака. Когда капельки воды становятся слишком тяжёлыми – идёт дождь или снег. Эти облака называются кучевыми. В ясную погоду появляются перистые облака.

Облака образуются из водяного пара. Они бывают разной формы.

  1. «Оттепель»

Познакомить с  понятием «Февральская оттепель»,учить сравнивать зимние явления, находить сходства и различия, ввести в словарь детей слово «наст»

Исследовательская деятельность:

Понаблюдать за таким природным явлением, как оттепель.

Коммуникативная:

По каким признакам можно заметить оттепель?

Как образуется наст?

Оттепель зимой можно заметить на крышах домов, ветках деревьев 9тает снег).

Если после оттепели похолодает,образуется на снегу ледяная корка – наст.

3.«За движением солнца»

Формировать представления об изменении положения Земли относительно Солнца.

Исследовательская деятельность:

Продолжать наблюдение за изменениями пути солнца за тенью от столба или дерева в полдень.

Коммуникативная:

Почему так говорят: «Солнце на лето, зима на мороз»

День начался увеличиваться, как на лето. Но стоят сильные морозы – зима ещё в самом разгаре.

4.«Деревья»

Способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений, расширять представление о частях растений, о том, что жизнь человека зависит и от состояния леса.

Материал: Лупа, палочка

Исследовательская деятельность:

Обнять дерево, попытаться вытащить его из земли. Воткнуть палочку и вытащить её.

Рассмотреть через лупу бересту. Коммуникативная:

Какая береста? Есть ли в ней дырочки, трещины? Есть ли уснувшие насекомые?

Дидактическая игра: «Третий лишний» (растения)

Дерево в земле держат корни, они его питают. Называют части дерева.

Март

1. Раздел «Растения вокруг нас» 

2.Раздел «Вода»

3. Раздел «Земля.Космос.» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«Гололёд»

Сформировать представление о гололёде как явлении природы. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. 

Исследовательская деятельность:

Понаблюдать, какие изменения произошли на дорожках детского сада.

Коммуникативная:

Как вы думаете, почему всё покрылось льдом?

Гололёд опасен или нет? Как люди борются с гололёдом?

Чтобы не было скользко, надо дорожки посыпать песком. Дороги на улицах города посыпают песком из специальных машин.

2.«Таяние снега. Наст»

Формировать  умение устанавливать взаимосвязи в природе. Познакомить с явлением «Наст»

Исследовательская деятельность:

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи.

 Как вы думаете, как получается наст?

Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованном на солнце.

Наст – ледяная корочка, которая образуется на снегу весной. Днём снег начинает таять, а ночью опять подмерзает и превращается в ледяную корку.

3.«За облаками»

Расширять представление о многообразии неживой природы.

Наблюдение за движением облаков и изменением их формы. Проследить, как передвигается по небу лёгкое облачко, как постепенно оно увеличивается, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает».

Коммуникативная:

Что такое облака? Как они образуются?

Из чего состоят?

Какие бывают облака?

Облака бывают дождевые. Снеговые, грозовые. Они состоят из капелек воды – пара.

  1. «Рассматривание почек на деревьях»

Продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года.

Исследовательская деятельность:

Отметить у различных деревьев и кустарников наличие почек, из которых появятся побеги. Рассмотреть почки. Коммуникативная:

Чем прикрыты листья? Почему чешуйки трудно раскрыть?

Чешуйки скреплены липкой смолой. Поэтому листочкам внутри почки тепло.

Апрель

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

  1. «Град»

Познакомить с понятием «град»

Дать представление о том, почему в природе наблюдается град.

Исследовательская деятельность:

понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки – горошки: на дороге, под кустами и т.д.

Дать знания:

Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идёт с дождём: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление

2.«За высотой стояния солнца»

Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Исследовательская деятельность:

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Коммуникативная:

Как вы думаете, какие предметы нагреются сильнее 6 тёмные или светлые.

Как вы думаете, с помощью чего можно долго смотреть на солнце?

Тёмные предметы согреваются быстрее. На солнце можно долго смотреть с помощью тёмных стёкол.

3.«За камнями»

Знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Материал: карта участка с обозначенным местом нахождения шкатулки с камнями.

Коммуникативная:

Кто из вас находил камни?

Где это происходило?

Какие они были?

Можно ли найти камни на участке д/с?

Исследовательская деятельность:

Найти камни на участке:

Серого цвета, круглой формы, большие,  маленькие.

Камней много. Они бывают твёрдые и мягкие, разной формы.

4.«За почвой»

Познакомить с почвенным слоем – торфом.

Материал: Кусочки торфа, лупа

Исследовательская деятельность:

Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Коммуникативная:

Коммуникативная:

Как вы думаете, из чего состоит торф (стебельки, листья, корешки растений, мох, кусочки земли)

Исследовательская деятельность:

Сравнить песчаную и торфяную проталину.

 Коммуникативная:

Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

Торф – это удобрение и топливо.

Торф плохо пропускает воду.

Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.

Май

1 Раздел: «Почва»

2. Раздел «Растения вокруг нас» 

3.Раздел «Вода»

4. Раздел «Воздух» 

Тема.

Цель

Вид деятельности

Выводы, примечания

1.«За первым дождём. Воздух после дождя.»

Продолжать закреплять знания о неживой природе, о её влиянии на растительный и животный мир, учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими (после дождя бывает чистый воздух)

Наблюдение за дождливой погодой из веранды.

Вдохнуть воздух полной грудью.

Коммуникативная:

Что такое дождь?

Откуда он появляется?

Что изменяется в природе при наступлении дождя? Какой воздух после дождя? Почему?

Капли дождя захватывают частички пыли и уносят с собой на землю, поэтому воздух чистый после дождя.

2.« Лекарственные растения – подорожник, мать и мачеха»

Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Исследовательская деятельность:

Через лупу рассмотреть листья подорожника и мать и мачехи. Отметить отличительные особенности, найти сходства и различия.

У подорожника листья гладкие, чётко выделены прожилки. У ь и мачехи листья с одной стороны гладкие, а с другой – мягкие,тёплые.

3.Мониторинг

4.Мониторинг.



Предварительный просмотр:

«Тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста».

 Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в средней группе

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения.

Учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять и устранять их причину.

Подвести к осознанию многообразия растений и животных в зависимости от приспособления к сезонам.

Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега, льда, их сравнению. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха. Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня.

Дать представление о магнетизме, о состояниях покоя, движения тел.

Способствовать использованию обследовательских действий в поисковой деятельности.
Активизировать словарь. Развивать мышление, внимание, умение анализировать.

ЛИТЕРАТУРА

«Ребенок в мире поиска» под ред. О.В.Дыбиной.

«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Иванова А.И.

Журнал «Дошкольное воспитание» - № 8 2006г.

Гончарова Е.В. «Экология для малышей»

месяц

Познавательно – исследовательская деятельность

Формы работы

Задачи исследования

Материал

сентябрь

Цветочная клумба.

(наблюдение)

Проблемная ситуация

Беседа

наблюдение

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода.

сентябрь

Такие разные овощи (Экскурсия на огород д/с)

(исследование)

Проблемная ситуация

Дидактические игры

Моделирование

Рассматривание

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

октябрь

Почему птицы могут летать?

(исследование)

Рассматривание

Беседа

Моделирование

Чтение познавательной литературы

Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Крылья птиц из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.

октябрь

Сыпучие барханы.

(рассматривание + опыт)

Проблемная ситуация

Рассматривание

Опыт

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкость с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

ноябрь

Деревья на нашем участке

(исследование)

Беседа

Проблемная ситуация

Рассматривание

Выявить отличие хвойных деревьев от лиственных поздней осенью

Хвойные иголки, ветка берёзы, раскраски.

ноябрь

«Воздух – невидимка.

(опыты)

Проблемная ситуация

Беседа

Опыты

Обнаружить воздух. Выявит свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах.

Султанчики. Ленточки. Флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), комочки земли, глина.

декабрь

Зачем зайчику другая шубка?

(исследование)

Проблемная ситуация

Беседа

Экспериментирование

Рисование

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

декабрь

Пузырьки – спасатели»

(наблюдение + опыт)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Беседа

Опыты

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

январь

Цветные льдинки.

(исследование + опыт)

Рассматривание

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (превращаться в лед (замерзать на холоде. Принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки.

февраль

Домашние и дикие животные.

(рассматривание + исследование)

Проблемные ситуации

Чтение художественной литературы

Рассматривание

Уточнить с детьми признаки домашних животных.

Иллюстрации, атрибуты к сюжетно – ролевым играм «На ферме»

февраль

Снег и лед.

(опыт)

Моделирование

Проблемная ситуация

Выдвижение гипотез

Опыт

Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность , текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Мерные емкости с водой разной температуры. Снег, тарелочки, мерные ложки.

март

Кто живет в воде?

(рассматривание + эксперимент)

Рассматривание иллюстраций

Проблемная ситуация

Эксперимент

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки ( внутри груз, чтобы держались в воде).

март

«Волшебная рукавичка».

(опыты)

Проблемная ситуация

Рассматривание

Опыты

Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

апрель

Из чего птицы строят гнезда?

(экскурсия + исследование)

Целевая прогулка,

Наблюдение, речевые ситуации, рисование.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие ветки, палочки, камешки.

 

апрель

Где будут первые проталинки?

(исследование)

Наблюдение, целевые прогулки, рисование

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.

май

Итоговые мероприятия по содержанию тематического плана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

Перспективный план работы инструктора по физическому воспитанию на 2014-2015уч.год Работа с педагогами

1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке  детей и проведения занятий по физической культуре.2. Познакомить педагогов с требованиями к совместной работе  по вопросам физического вос...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...