«Компьютер в детском саду»
консультация по информатике по теме
Можно ли использовать компьютер в детском саду? А если можно, то как?
Сегодня мне хочется поделиться соображениями о вреде и пользе компьютерного обучения для дошкольников, а также обсудить наиболее эффективные формы использования компьютеров в дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuter_v_detskom_sadu_2.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компьютер в детском саду»
Можно ли использовать компьютер в детском саду? А если можно, то как?
Сегодня мне хочется поделиться соображениями о вреде и пользе компьютерного обучения для дошкольников, а также обсудить наиболее эффективные формы использования компьютеров в дошкольных учреждениях.
Давайте начнем с отрицательных сторон применения компьютеров в образовательном процессе. (Воспитатели выстраивают свое видение по заданной теме). Итог:
1. Компьютеры отрицательно влияют на здоровье детей.
2. Компьютерные образовательные игры являются калькой с рабочих тетрадей, уже давно используемых в детских садах, и ничего нового в процесс обучения не вносят.
3. Компьютерное обучение вредно, поскольку из процесса исключается педагог, с которым дети могут обсудить варианты решений, а рассуждения в процессе нахождения решения порой даже важнее, чем само решение.
4. Подростки настолько увлечены компьютерными играми, что часто теряют связь с настоящим миром. Зачем же приучать их к играм с малолетства?
Итак, первый вопрос: «Вреден ли компьютер для здоровья ребенка?»
«Для физического здоровья компьютер не полезен». Точно так же, как и телевизор. Точно так же, как и книги. Да, чтение книг тоже вредит здоровью. Вспомните, сколько детей докомпьютерной эры испортили себе глаза и осанку из-за пристрастия к чтению? Да и кто из нас читал, как положено: сидя за столом, книга на подставке, свет слева?
Конечно, для физического здоровья детям нужно больше гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Однако если мы собираемся давать детям образование, без книг им не обойтись. А теперь и без компьютера тоже. Потому что на вопрос: «Полезен ли компьютер для образования и обучения?» - можно дать такой же однозначный ответ: «Да! Очень полезен, если использовать хорошие обучающие программы». Это обусловлено, прежде всего, необычайной привлекательностью компьютера для детей, полным погружением и вовлеченностью в выполнение заданий. Да и сами задания выглядят как захватывающие игры.
Обращаю ваше внимание на то, что речь идет о хороших и полезных разработках. Ведь дело не в компьютере, а в программах, которые предлагают детям взрослые. И к их выбору следует отнестись со всей серьезностью, поскольку дело это не простое.
Как же найти хорошие, полезные и качественные программы? Выход только один. Нужно искать информацию в журналах и на сайтах, связанных с дошкольным образованием.
Какие же программы следует использовать для дошкольного обучения?
Полезные программы
В первую очередь следуют выбирать те программы, которые мотивируют малыша к обучению, особенно если задания нельзя реализовать некомпьютерными средствами.
Пример мотивирующей игры. Есть задание - составить слово из набора букв.
Настольный вариант задания. Дается набор букв, написанных на карточках, нужно из них составить заданное слово.
Компьютерный вариант. Дорогу к избушке Бабы-яги охраняют гуси-лебеди. Они пропустят только того, кто знает пароль. Слово-пароль изображено на картинке, а на каждом гусе написана буква. Нужно переставить гусей так, чтобы слово читалось. Когда игрок тащит гуся на свое место, тот вредничает, шипит, щиплет клювом курсор.
Казалось бы, оба варианта одинаковы. Однако разница есть и очень значительная. В первом случае ребенок выполняет задание - составляет слово из букв. Во втором случае он играет и должен освободить дорогу от вредных гусей. Произошла незаметная для ребенка подмена цели. Составление слов - это только способ достижения этой цели. Если малышу еще сложно составлять слова, то для него такая игра является мощнейшим стимулом научиться делать это. В трудных случаях на помощь конечно должны приходить взрослые. В такой форме объяснения уже не выглядят как нудные занятия чтением. Это уже конкретная и своевременная помощь мотивированному ребенку, которая очень быстро принесет свои плоды.
Пример задания, нереализуемого некомпьютерными средствами
Говоря об удачном опыте использования компьютерных игр в обучении, нельзя не упомянуть игры, которые могут быть реализованы на компьютере существенно проще и нагляднее, чем на реальных моделях.
Приведу одну из игр на развитие пространственного воображения и логического мышления. Нужно собрать систему труб из отдельных фрагментов. При правильном решении вода течет по трубам к колонке, и кузнечик может полить кустик земляники. При неправильном соединении вода вытекает в землю, а земляника засыхает.
Важно, что в компьютерной игре даже при отрицательном выходе нет безысходности. В нее можно играть снова и снова, пока ребенок не получит правильное решение.
А теперь поговорим о бесполезных программах
Использовать игры, которые просто повторяют в электронном виде упражнения с карточками или являются кальками игр из рабочих тетрадей, нет никакого смысла. Но ведь при появлении компьютера в детском саду никто не отменяет обычные занятия с детьми и не отнимает традиционные средства обучения. Воспитатель вправе отказаться использовать бесполезные программы, а компьютер использовать там, и только там, где он является реальным помощником.
Вредные программы
Кроме полезных и бесполезных, существуют еще и вредные программы. И их, к сожалению, много. Сейчас мы не будем обсуждать жестокие игры или тупые «стрелялки». Их вред очевиден. А вот менее очевидный пример вредной «обучалки». Детский графический редактор. В нем можно выбирать цвет и рисовать линии, геометрические фигуры и заливать полученные объекты различными цветами. В чем же вред? В рисовании мышкой. Сложные движения мышью вредны для маленькой руки ребенка, к тому же этот опыт никогда не пригодится ему в жизни, поскольку все компьютерные художники используют электронное перо и планшет. Гораздо полезнее привычное рисование карандашами и красками, которое к тому же еще и развивает мелкую моторику.
Теперь мы с вами подобрались к вопросу: как же можно использовать компьютер в детском саду?
Говоря об использовании компьютера в дошкольном образовании, обычно имеют в виду выполнение детьми различных заданий на компьютере. С моей точки зрения компьютер можно использовать гораздо шире.
1. Компьютер-тренажер
Об этой общепринятой форме использования компьютера говорилось выше. При правильном подборе обучающих и образовательных программ компьютер может стать хорошим дополнением к занятиям по обучению чтению, математике, логике, окружающему миру и т. д.
Нужно обязательно отметить, что в этом случае компьютер может иметь еще дополнительную функцию контроля.
Во-первых, он осуществляет контроль выполнения задания и сообщает ребенку, правильно или неправильно он его выполнил. Во-вторых, он может вести учет успеваемости каждого ребенка и выдавать информацию воспитателю об успехах каждого малыша. Сколько раз он играл в ту или иную игру, какие ошибки сделал, сколько времени ушло на выполнение задания, был ли прогресс при следующем прохождении игры и т. п.
2. Компьютер - интерактивное наглядное пособие
Компьютер может оказать большую помощь воспитателю при объяснении материала на занятиях. Возьмем, например, занятия по изобразительному искусству. Дети проходят на нем такую трудную тему, как линейная перспектива. Преподаватель запускает на компьютере наглядное пособие по ИЗО и показывает, какими приемами пользуется художник, чтобы изображение приобрело объем.
Далее дети могут сами попробовать построить улицу в компьютерной программе и закрепить полученные знания. Затем логично попробовать нарисовать на бумаге рисунки с учетом закона Перспективы.
3. Компьютер-экскурсовод
Компьютер поможет воспитателю совершить уникальные экскурсии, например, в музей или заповедник.
Современные технологии панорамных съемок позволяют разрабатывать уникальные программы для совершения подобных путешествий.
Например, можно посетить такие крупные музеи, как Третьяковская галерея и Эрмитаж или старинные боярские палаты. Воспитатель, управляя с помощью мыши круговой панорамой, создает иллюзию прохода по залам музея, дает возможность рассмотреть отдельные экспонаты на стенах. По картине можно щелкнуть мышкой и получить ее увеличенное изображение и даже прослушать объяснения электронного экскурсовода.
Еще большее впечатление производят интерактивные панорамные фильмы. Например, путешествие по заповеднику «Лосиный остров». Во время просмотра фильма можно «посмотреть» вбок или даже «оглянуться». Щелкнуть мышкой по цветку или замеченному гнезду. Получить фотографию выбранного объекта и объяснение, что это такое.
Поскольку групповые экскурсии для детей дошкольного возраста обычно организовать сложно, такие занятия помогут расширить у детей представления об окружающем мире. Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.
4. Компьютер - массовик-затейник
С помощью компьютера можно организовать коллективную творческую деятельность. Например, подготовить спектакль театра теней).
Сначала детям читают сказку, потом героев сказки можно распечатать, вырезать их и скрепить детали веревочками. Далее воспитатель показывает на компьютере мультфильм с этими героями, озвученный профессиональными актерами, распечатывает сказку и разучивает с детьми роли. В программе предусмотрена даже фонограмма-минусовка, которую можно использовать в качестве сопроводительной музыки при показе теневого спектакля.
Таким образом, использование компьютера в детских дошкольных учреждениях вполне оправдано и может принести большую пользу. Что касается опасений, что дети, приобщившись к компьютеру слишком рано, впоследствии могут уйти из реального мира в мир вымышленный, то они нам кажутся надуманными. Ведь когда мы учим детей читать, то не боимся, что потом они будут читать сомнительную литературу. Наоборот, хорошие книги, прочитанные в детстве, служат всю жизнь эталоном литературы. Точно так же и с компьютерными программами, если в детстве ребенок понял, сколько всего интересного, полезного, увлекательного можно узнать, используя компьютер, то это открытие может уберечь его от бездумного и вредного времяпрепровождения за компьютером в подростковом возрасте.
Материал подготовлен с использованием статьи Г.П. Минина, кандидат физико-математических наук, начальник отдела исследовательских проектов Республиканского мультимедиацентра, разработчик образовательных и обучающих программ для детей: «Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ» Журнал «Современное дошкольное образование теория и практика 4/2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Компьютер в детском саду"
С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на перс...
КОМПЬЮТЕР В ДЕТСКОМ САДУ - ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?
Одной из самых актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики несомненно является мало эффективное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного об...
Телевизор и компьютер в детском саду
В последнее время телевизионная и компьютерная техника всё чаще используется педагогами ДОУ. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов должен осуществляться в соответствии с существующими ...
Компьютер в детском саду
Консультация для воспитателей...
Компьютер в детском саду: да или нет?!
Необходимость использования ИКТ в ДОУ....
Компьютер в детском саду
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ДОУ В современном мире, мире в котором информационный...
«Как нам помогает компьютер в детском саду и дома» Правила пользование компьютером для детей.
Правила пользование компьютером для детей.Цель: Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, о правило пользования компьютера о его п...