Работа творческой лаборатории на тему "Использование ИКТ в коррекционной деятельности с детьми с речевыми нарушениями
статья по информатике по теме
В статье раскрывается работа МТПЛ (муниципальной творческой педагогической лаборатории), созданной на базе МДОУ "Дельфинчик" г. Краснокаменска. С этой статьей Маркина Т.С., (руководитель лаборатории, учитель - логопед) приняла участие в международной научно - практической конференции "Образовательная среда как фактор повышения качества образования" в г. Чите в 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркина Татьяна Степановна
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
Центр Развития ребенка –
детский сад №14 «Дельфинчик»
г. Краснокаменск
Забайкальский край
Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно – развивающей деятельности с детьми логопедических групп
Работу по использованию информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) с детьми с речевыми нарушениями мы начали проводить с 2006года. Первым опытом по информатизации коррекционно - образовательного процесса в логопедических группах мы делились на страницах областного научно - методического журнала «Педагогическое обозрение» (Забайкальский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).
На тот период и сейчас вопрос использования информационных технологий остается актуальным. Несмотря на значительные потенциальные возможности информационных технологий в системе образования и воспитания детей дошкольного возраста они ещё не нашли должного применения. Одной из причин является то, что не все детские сады имеют возможность широко применять дорогостоящие технические средства и электронно - вычислительную технику. Вторая причина – это недостаточная разработанность методических условий использования информационных технологий в обучении и воспитании дошкольников, отсутствие соответствующих методик. Однако, встречаются педагоги - новаторы, которые внедряют информационные технологии и распространяют свой передовой опыт по их применению. С.В.Гурьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Российского государственного профессионально – педагогического университета г. Екатеринбурга (Тема «Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста»); Л.В.Купцова, методист кафедры информационных технологий, А.В.Роготнева, заведующая отделом коррекционной педагогики и социальной реабилитации (Программа «Информационные технологии, как средство развития познавательных процессов у дошкольников»); О.В.Епифанова, учитель - логопед г. Волгограда (Тема «Речевое и познавательное развитие дошкольников средствами мультимедиа»).
В 2010г. отделом детских дошкольных учреждений г.Краснокаменска запущен I районный конкурс образовательных инициатив (КОИ). На базе МДОУ была создана муниципальная творческая педагогическая лаборатория (МТПЛ). Цель МТПЛ: 1 Изучение влияния коррекционно – образовательного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями посредством информационно – коммуникативных технологий.
2 Изучение роли технологий в просветительской работе с родителями.
Вся деятельность лаборатории осуществлялась в соответствии с проектом МТПЛ, в котором дано обоснование важности и перспективы использования ИКТ, обозначены задачи МТПЛ, дается информация о том, что в нашем случае под ИКТ следует понимать не только компьютерные, но и технологии для ДВД плейеров, диктофон, аудиоплейеры.
В процессе исследовательской деятельности составлены мероприятия по реализации задач проекта, создан нормативно - правовой портфель (разработаны: Положение о МТПЛ ДОУ №14, инструкции руководителя МТПЛ и членов МТПЛ, изучены новые санитарно – эпид. правила и нормативы СанПиНа 2.4.1.1249-03, а именно - требования к организации просмотра телепередач и видеофильмов)
На основе имеющегося методического пакета был создан УМК (учебно - методический комплекс) по данной теме: составлен перечень технических средств и электронно - вычислительной техники, сосредоточенной в видеоцентрах логопедических групп и логопедического кабинета (ноутбук, телевизоры, DVD плейер, аудио магнитофоны, детские игровые компьютеры, видео магнитофон, аудио плейеры), сделан обзор новых обучающе – игровых компьютерных и ДВД программ, внесены изменения, дополнения в перспективные планы по использованию ИКТ с детьми и в работе с родителями).
На организационно - диагностическом этапе исследовательской деятельности большое внимание уделялось изучению передового опыта через интернет - сайты (logopedkoms.ucoz.ru). Очень понравились игры - презентации по лексическим темам (сайт www.volchki.ru), предлагаемые И.И..Волковой, учителем – логопедом из г. Чебоксары. Через интернет – магазин «GardenBOOKs» приобретены компакт - диски: в помощь логопеду «Логопедические упражнения», «Комплексные занятия в ДОУ». Пополнена материальная база логопедического кабинета: приобретен сканер, диктофон.
Созданы авторские игры - презентации по профилактике оптической дисграфии : «На что похожа буква», «Пляшущие буквы», «Буквопримеры»; по ознакомлению с окружающим – «Мой город Краснокаменск», «Деревья – наши друзья»; на развитие дыхания - «Воздушная струя - для звуков нам она нужна»; по артикуляционной гимнастике – «Упражнения с язычком»; для родителей и педагогов – «Роль информационных технологий в подготовке детей к школе».
При организации работы с ноутбуком наша задача состоит не в том, чтобы научить детей выполнять разные операции с ним, а используя различные компьютерные программы, решать коррекционные задачи. Например, у ребёнка проблемы с фонематическим слухом, используем игру «Узнай лягушку по голосу» (Компьютерная игра «Школа на курьих ножках»). Если у ребёнка недостаточно развито логическое мышление, применяем компьютерную программу «Алик скоро в школу»: ребёнок находит четвертый лишний предмет, помогает медведю разложить предметы в сарае (на классификацию), выполняет другие игровые действия.. При обучении детей звуко – буквенному анализу, чтению применяем диск «Лунтик. Русский язык для малышей».
При организации работы с аудио плейерами у детей развивается слуховая память, автоматизируются, дифференцируются звуки, развивается связная речь.
При просмотре видеофильмов, слайдов по DVD на лексические темы обогащается кругозор по этим вопросам: дети могут увидеть на экране в реальной жизни те объекты, которые воочию увидеть не могут. При использовании диктофона воспитанники получают возможность прослушать звучание своей речи и проанализировать правильность её оформления.
. Для отслеживания влияния ИКТ на развитие детей нами разработаны листы - результативности (таблицы): в первой графе указывается дата применения ИКТ; во второй – вид ИКТ, форма организации детей; в третьей - результативность, а именно, решению каких задач способствовало применение данной технологии; в четвертой – высказывания воспитанников. Мы решили, что применять ИКТ следует не реже 1 раза в неделю. В конце полугодия анализ исследовательской работы показал, что за истекший период на всех занятиях с применением ИКТ у детей наблюдался хороший эмоциональный настрой. Они говорят: «Да, мне нравится играть», «Я еще хочу играть на компьютере», «А когда мы еще будем записывать чистоговорки на диктофон?». В старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи информационные технологии были использованы логопедом 48 раз. Диагностика показала, что наблюдается положительная динамика всех линий развития логопатов (обогащение словаря, формирование грамматических норм речи, связной речи и т.д.)
В работе с родителями успешно применяем инновационные формы: мастер – классы, школы, практикумы – семинары, деловые игры. Обязательно задействуем ИКТ, такие как видео фильмы занятий, игр с воспитанниками, ДВД диски «Советы опытного логопеда любящим родителям», «Подготовка к школе», видеокассету «Домашний логопед», компьютерные программы «Школа для маленьких зверят» (рекомендации по развитию психических процессов), игры - презентации по разным направлениям воспитания и обучения. Выпустили настенную газету «Логопедический ликбез» на актуальную тему «Информационные технологии – новое веяние времени». В ней рассказываем о значимости этих технологий для всестороннего развития дошкольников, даем рекомендации по их применению в семье, знакомим с разными игровыми познавательными программами, с интернет – сайтами для детей.
Пакет материалов по данной теме был представлен на Всероссийский конкурс «Росток. Мир спасут дети» в 2010г., автор – разработчик Маркина Т.С. награждена серебряной медалью. Приняли активное участие в муниципальном конкурсе «Престиж» на грант главы муниципального района в номинации «Педагог – новатор».
За прошедший период внедрения информационных технологий мы убедились, что ИКТ на самом деле являются передовой инновацией, поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Перспективы:
Продолжать изучать и внедрять современные педагогические и информационно – коммуникативные технологии в организацию коррекционно - развивающего процесса. Активно взаимодействовать в дистанционном режиме с педагогами – новаторами.
Опубликовать опыт работы на страницах городской газеты «Квант», во Всероссийском журнале «Логопед ДОУ».
Создать веб - сайт «Логопедическая гостиная МДОУ» для размещения информации для родителей и педагогов по коррекционному развитию дошкольников.
Литература:
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М: Творческий центр, - 2005. – 57с.
Ерошкова Ю.Ю. Методические рекомендации. Информационные технологии в дошкольном образовательном учреждении. – г.Зима, - 2008. – 31с.
Котова Н.Б., Кулешова М.В. Первые шаги в мире информатики. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №2. – с.120 – 128.
Кузьмина. Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя – логопеда общеобразовательной школы.//Логопед – 2008. - №5
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. // Вестник образования. – 2006. - №2. – с.38 – 56
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. // Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249 – 03.
7. Интернет сайты:
Logoburg.com
http://www.academy.edu.by/sits/logoped/
logopedkoms.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...
«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»...
ФОЛЬКЛОР КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ФОЛЬКЛОР КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ...