Воспитание семьянина. Народная педагогика русской сказки
статья по художественной литературе

Анацкая Елена Юрьевна

Сказки мы слышим с раннего детства. Кому-то покажется, что сказка всего лишь развлекательная история. На самом деле, в сказках заложен глубокий смысл и богатый воспитатальный потенциал. В сказках нашли свое отражение многие общечеловеческие ценности. В русских народных сказках отражаются взгляды наших предков на жизнь и предназначение человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_semyanina_1.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание семьянина. Народная педагогика русской сказки.

Воспитание семьянина – это одна из ключевых тем, рассматриваемых в народной педагогике, особенно в контексте сказок. Русские сказки, передававшиеся из поколения в поколение, несут в себе глубокую мудрость и отражают народные представления о семье, ее ценностях и идеале семьянина. Путь самосовершенствования и становления достойного человека, заботящегося о своей семье, начинается с глубокого понимания этих традиционных уроков, заложенных в русских народных сказках.

Малыши начинают интересоваться сказкой примерно к двум годам. Благодаря краткости, живости повествования и многочисленным повторам, сказки быстро запоминается ребенком. Детям младшего дошкольного возраста воспитатель читает и рассказывает  сказки, часто иллюстрируя сюжет с помощью игрушек, привлекая малышей приговаривать фразы главных героев.   Малыши с радостью припевают песенку мамы Козы: «Козлятушки, детятушки, отомкнитеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молочка принесла», Колобка: «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». Ребятам младшего дошкольного возраста важно, чтобы восторжествовала правда над обманом (как, например, в сказках «Лисичка со скалочкой», «Козлятки и волк»), чтобы слабый был защищен и утешен, а злодей получил по заслугам (сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»), им интересны сюжеты сказок, в которых говорится о взаимовыручке, совместном труде (сказка «Репка», «Крылатый мохнатый да масляный»).

Народная педагогика русской сказки акцентирует внимание на важности взаимопомощи и поддержки внутри семьи. Во многих сказках герои изображаются как те, кто всегда готов прийти на помощь друг другу, что наделяет события глубинным смыслом и учит детей истинным радостям и трудностям совместной жизни. Семья в таком контексте предстает не только как кровное родство, но и как крепкая связь, основанная на любви, доверии и взаимоподдержке. Это становится основой для формирования гармоничных отношений, где каждый член семьи ценит и уважает другого, а совместные усилия помогают преодолевать любые трудности. Русские сказки показывают, что только вместе можно достичь успеха, учат тому, что каждый вклад, даже самый маленький, имеет значение и может привести к значительным переменам.

Дети старшего дошкольного возраста способны сопереживать героям сказок, вместе с ними мысленно преодолевать все испытания.

Сказки, такие как  «Никита Кожемяка», «Иван-Царевич и Серый волк», часто изображают, как главный герой, преодолевая многочисленные преграды, учится важным жизненным принципам: ответственности, смелости, доброте и состраданию. Персонажи сталкиваются с выбором, который не только формирует их судьбу, но и непосредственно влияет на судьбы их близких и родных. Путешествия и приключения, в которые они вовлечены, становятся для них не только испытанием, но и возможностью обрести навыки и качества, необходимые для настоящей семейной жизни. Это особенно важно в процессе воспитания детей, так как такие уроки помогают им понять, что забота о семье, поддержка и преданность – это высшие ценности, которые должны служить ориентиром в их жизни.

Еще одним важным аспектом, который стоит отметить, является изображение девушек в русских сказках. Любимы всеми детьми Настенька из сказки «Морозко», Крошечка-Хаврошечка, Сестрица Аленушка, Василиса Премудрая. Трудолюбивые и заботливые, послушные и исполнительные, добрые и милосердные, способные найти выход из сложной жизненной ситуации, они становятся настоящими образцами для подражания  юному поколению. Именно такие качества закладывают основу для  роли дочери, матери, жены, а также создают непередаваемое ощущение семейного уюта и тепла. Образы этих героинь остаются с детьми на протяжении всей жизни.

Ключевую роль в образовании и воспитании человечества играют также отношения между поколениями. Русская народная сказка подчеркивает важность уважения к старшим, передачи знаний и мудрости из уст в уста. Это взаимопонимание и поддержка между разными поколениями становятся основой крепкой семьи, где каждый член играет уникальную и незаменимую роль. Дети, слушая сказки и общаясь с бабушками и дедушками, не только впитывают важные уроки жизни, но и начинают понимать ценности, которых они будут придерживаться в своей жизни. Что же это за ценности?

  1. Почитай родителей.

В сказке «Гуси – лебеди» дочка забыла про родительское наставление и с братом приключилась беда.

  1. Будь терпимым, умей прощать.

Иван из «Царевны-лягушки», Иванушка из «Сивки-бурки», падчерица из сказки «Морозко», Хаврошечка все время терпят насмешки братьев, сестер, мачехи. Но они терпеливо переносят все тяготы жизни. Они проявляют смирение. А смирение – это быть в мире с окружающими и сохранять мир в своем сердце. Герои этих сказок не озлобились, остались добрыми, послушными и смиренными и в конце сказки заслужили счастье.

  1. Будь честным.

Честность – одна из главных человеческих ценностей. Именно в семье родители учат детей тому, что честный человек старается никогда не совершать таких поступков, за которые пришлось бы стыдиться, Ложь, хитрость и нечестность осуждаются и наказываются в сказках «Лисичка со скалочкой»,  «Заюшкина избушка».

  1. Не завидуй.

Зависть  - это большой недостаток, мешающий человеку нормально жить. Чтобы не завидовать, каждому человеку надо быть благодарным за то, что у него есть, ценить то, что имеешь. В сказке «Морозко» завистливая и жадная мачеха следом за падчерицей отправляет в морозный зимний лес родную любимую дочь за приданым. Трагическим финалом сказка «Морозко» показывает, как народ осуждает зависть, жадность и злобу.

Русские народные сказки учат детей основам безопасного поведения. Так в сказках «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» ребенок усваивает полезный урок: общение с незнакомцами может привести к беде. В сказке «Петушок и бобовое зернышко» детей предупреждают о том, что каждое дело следует делать вдумчиво, не спеша. Как говорится в пословице:  «Поспешишь, людей насмешишь», да еще и здоровью навредишь. Русские народные сказки осуждают такие свойства человеческого характера, как лень «По щучьему веленью», глупость «Лиса и козел», хвастовство «Заяц-хваста», трусость «У страха глаза велики».

Таким образом, воспитание семьянина в контексте народной педагогики русской сказки – это не просто процесс передачи знаний, но и целенаправленное формирование настоящих человеческих качеств. Сказки учат нас, что семья – это подлинная основа общества, а семьянин – это человек, который бережет и укрепляет эти ценности, создавая гармоничные отношения и поддерживая традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"

Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....

Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра

В результате реформирования современного российского общества образовался  кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям п...

Выступление на родительском собрании по теме: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является музейная педагогика. Культурное наследие во всем его многообразии должно сл...

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике....

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Рабочая программа по музейной педагогике "Русские народные сказки"

Одной из тенденций развития образования в современной России является стремление к гуманизации пространства детства. В связи с этим актуализируется вопрос состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка, н...