Анализ стихотворения С.Я.Маршака "Рассказ о неизвестном герое" в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Булавина Римма Владимировна

Материал содержит конспект занятия с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rasskaz_o_neizvestnom_geroe.ppt1.51 МБ
Microsoft Office document icon rasskaz_o_neizvestnom_geroe_konspekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С.Я. Маршак Рассказ о неизвестном герое

Слайд 3

МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

Слайд 4

МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ

Слайд 5

ОБЕЛИСК МОСКВА - ГОРОД ГЕРОЙ

Слайд 6

ПАМЯТНИК НАРОДНЫМ ОПОЛЧЕНЦАМ МОСКВЫ



Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2» УДП РФ

Анализ стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

в подготовительной группе

Составил:

                                                                                                                          Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Булавина Р.В.

2024

 

Задачи:

Обучающие

Способствовать формированию целостного представления об идее произведения;

Развивать навыков анализа художественного произведения;

Уточнить, обогатить словарь детей;

Формировать у детей представления о героизме, подвиге;

Активизировать монологическую и диалогическую речь;

Развивающие

Развивать эмоциональную отзывчивость на произведение;

Развивать умение характеризовать героя, давать оценку его поступкам;

Развивать внимание, память, мышление;

Воспитывающие

Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к героям в стремлении быть похожими на них;

Воспитывать  умение участвовать в коллективных разговорах, умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

Воспитывать интерес к различным литературным произведениям, любовь к книге.

Оборудование: презентация, книга «Рассказ о неизвестном герое С.Я. Маршака; листочки-раскраски «добрые дела» по  количеству детей.

Предварительная работа: беседа о памятниках героям, чтение произведений С.Я. Маршака.

Ход занятия.

 Рассматривание слайдов с  памятниками  героям.

Логопед: Ребята, что изображено на  этих слайдах?

Дети: Это памятники.

Логопед: Скажите, а кому и зачем возводятся памятники?

Дети: Героям, которые участвовали в войне и погибли, совершили подвиги.

Логопед: А что такое подвиг? Подвиг – это героический поступок, когда человек защищает или спасает другого, рискуя своей жизнью. Герой – это человек, совершивший подвиг.

Логопед: Назовите памятники героям?

Вечный огонь на Могиле Неизвестному Солдату, Монумент Победы на Поклонной горе, обелиск «Москва – город герой», Памятник народным ополченцам Москвы  - людям, которые защищали свою Родину и погибли на войне.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, героями можно считать только тех людей, которые воевали и погибли?

Логопед: Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Событие, которое описывается в нем, было на самом деле в Москве, С.Я. Маршак решил рассказать о нем в стихах.

Перед чтением я разъясню вам незнакомые слова.

Карниз – это выступ на стене здания над окном и дверью.

Панель – дорожка для пешеходов, тротуар.

Плечистый – с широкими плечами.

Наперерез – пересекая кому-то путь.

ГТО - расшифровывается  как: Готов к Труду и Обороне. Оборона – это защита Родины. ГТО – это спортивные упражнения, с помощью которых проверяют физическую подготовку человека. Это бег, прыжки, плавание, подтягивание, метание мяча. Значок ГТО выдается тому, кто хорошо выполнил эти упражнения.

 Логопед зачитывает произведение, демонстрируя иллюстрации на доске.

Физминутка

Если мы чуть-чуть устанем, мы на две минутки встанем.

Мы потянемся сначала, повернемся влево, вправо.

Мы наклонимся разок и достанем свой носок.

Раз – два, присели вниз, три – четыре, поднялись.

А теперь шагаем вместе на одном и том же месте,

Раз – два, не зевай, ноги выше поднимай.

Логопед: Ребята, как называется это стихотворение?

Дети: Рассказ о неизвестном герое.

Логопед: Ребята, а кто же назван здесь героем?

Дети: парень, который спас девочку из пожара.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему к слову герой прибавлено «неизвестный»?

Дети: потому что он ушел и не назвал своего имени.

Логопед: (зачитывает первую часть стихотворения) Ребята, по каким приметам ищут человека?

Дети: Парня лет двадцти, среднего роста, плечистого и крепкого, ходит он в белой футболке и кепке, со значком «ГТО».

Логопед: Почему  этого парня не могут найти?

Дети: Потому что, много таких парней сильных и крепких похоже одетых.

Логопед: А зачем его искали?

Дети: чтобы поблагодарить, а может, и наградить.

.

Логопед: Почему парень не стал ждать пожарных, бросился спасать девочку?

Дети: Потому что пожарные могли не успеть, и девочка могла погибнуть.

Логопед: (зачитывает третью часть): Скажите, пожалуйста, а при каких словах в стихотворении вы особенно волновались? Почему?

Дети: Когда он полез на пятый этаж,  взял девочку из окна и вместе с ней  осторожно начал спускаться по карнизу, по балкону.

Логопед (зачитывает пятую часть): Ребята, скажите, пожалуйста, из чего видно, что парень не ждал благодарности?

Дети: Он отдал девочку маме и быстро уехал на трамвае.

Логопед: Можно ли  поступок неизвестного героя назвать подвигом?

Дети: да.

Логопед: Как вы думаете, почему спасение девочки названо подвигом?

Дети: потому что он спас человека и сам рисковал своей жизнью.

Логопед:  Поиграем в игру. Я буду зачитывать строчки из стихотворения, а вы будете называть качество человека.

«Вот да балкона добрался он ловко…» Значит, он какой? – Ловкий.

«… он по трубе водосточной полез. Третий этажи четвертый, и пятый, вот и последний пожаром объятый, черного дыма висит пелена, рвется наружу огонь из окна. Надо еще подтянуться немножко, парень, слабея, дополз до окошка, встал, задыхаясь в дыму на карниз, девочку взял и спускается вниз».  Чтобы вот так лезть по водосточной трубе, нужно много силы, значит парень, какой? – Сильный.  Чтобы лезть по трубе и по карнизу, нужно победить свой страх, ведь это очень опасно, значит, наш герой, какой? – Бесстрашный, смелый, храбрый.

«…даром минуты одной не теряя, бросился парень с площадки трамвая, автомобилю наперерез, и по трубе водосточной полез…»   У него не было времени для раздумья, он быстро принял решение выскочить из трамвая и броситься спасать девочку.  Значит, он какой? – Решительный.

«…видели люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу…», значит, он какой? – Осторожный.

«…парень вскочил на площадку трамвая, тенью мелькнул за вагонным стеклом, кепкой махнул и пропал за углом…»  Он не ждал благодарности, значит, он Скромный.

Логопед: Ребята, как вы думаете, каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, если на глазах у прохожих перебежать проезжую часть улицы на красный свет светофора – это героизм?

Дети: нет.

Логопед: Почему?

Дети: потому что он никого не спас, просто мог бы погибнуть сам.

Логопед: Правильно, это не гороизм, а глупость, которая может очень плохо кончится. Героический поступок, когда он совершается во имя благородной   цели, напрмер спасти человека или защитить нашу Родину.

Логопед: Ребята, а людей каких профессий  можно назвать героями? Кто каждый день рискует своей жизнью, спасая других?

Дети: пожарные, полиция, спасатели службы спасения,  скорая помощь.

Логопед: Какими качествами  должны обладать люди этих профессий?

Дети: смелость, решительность, отзывчивость, доброта.

Логопед: Как вы думаете, герои совершают подвиги добровольно, или их кто-то заставляет? В слове добровольно спрятались два слова: добро и воля, значит, доброволец  совершает хорошие поступки по доброй воле. Может ли герой стихотворения Маршака быть нам примером?

Кто из вас хочет совершать добрые дела, подойдите ко мне поближе. Желаю вам быть готовыми  к труду и защите Родины.

Мне бы хотелось закончить нашу беседу словами русской пословицы: За доброе дело стой смело!

Давайте ее запомним и будем идти по жизни, следуя этому правилу.

   Ребята, хочу предложить вам раскрасить листочки-раскраски, на которых изображены дети, делающие разные добрые дела. Мы сделаем выставку, которую так и назовем: «Добрые дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД по заучиванию стихотворения Ф.И.Тютчев «Весенние воды» в подготовительной к школе группы

Цель: Помочь детям  понять смысл стихотворения ,  и упражнять  в выразительном чтении. Задачи:Образовательная –закрепить знания детей об  изменениях  в природе весной.Поз...

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в подготовительной к школе группе № 8 «Сказка» за 2019-2020 учебный год

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в подготовительной к школе группе № 8 «Сказка» за 2019-2020 учебный год...

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в подготовительной к школе группе № 8 «Сказка» за 2019-2020 учебный год

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в подготовительной к школе группе № 8 «Сказка» за 2019-2020 учебный год...

Конспект НООД "Животные для неизвестной планеты" (подготовительная к школе группа)

Цель: формирование у детей умения создавать в рисунке образ несуществующего (фантастического) животного. Задачи: 1. Закреплять умение использовать различные техники рисования: восковые мелки + акварел...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Неизвестные герои" в подготовительной к школе группе

В рамках НОД воспитанники закрепляют представления о строительстве Сурского оборонительного рубежа в годы Великой Отечественной войны, знакомятся с участниками строительства - жителями города Алатыря ...

Использование мнемотехники при заучивании стихотворения Е. Арсеньевой «Осень наступила» с детьми подготовительной к школе группы

В своей работе с дошкольниками при заучивании стихов я часто использую метод иллюстрации, который позволяет логически запомнить текст через смысловое  соотнесение. Установление смысловой связи ме...