Доклад «Использование познавательных сказок в экологическом образовании дошкольников. Проект для старшей группы «Познавательные сказки».
проект по художественной литературе (старшая группа)
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нём особо подчёркивается необходимость формирование всеми доступными средствами экологического воззрения граждан России, а в первую очередь детей.
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. Новизна его, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам» [5, с.5]
В связи с этим необходим творческий поиск новых форм, методов и средств организации процесса экологического образования в ДОУ, позволяющих донести до детей дошкольного возраста научную экологическую информацию в доступной, понятной и интересной для них форме.
В.В. Гербова, Т.Н. Доронова, Л.В. Рыжова, Н.А. Рыжова предлагают для образования детей дошкольного возраста использовать сказки с познавательным содержанием. Сказку привлекал себе в помощь В.А. Сухомлинский, обучая детей видению природы. Большое значение он придавал природоведческой сказке, как средству нравственного воспитания, глубоко воздействующего на эмоциональную сферу детей. В.А. Сухомлинский отмечает: «Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но всё же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить. Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи» [8, с. 158 ]
Доктор психологических наук Н.Я. Большунова, опираясь на работы известных учёных – психологов Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, также предлагает осуществлять обучение дошкольников с использованием познавательных сказок.
Автор методического пособия «Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет», Л.Н. Вахрушева даёт такое определение понятию «познавательная сказка»: «…это увлекательная история с весёлыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету и явлению, содержание которой выступает в качестве занимательных проблемных ситуаций, требующих размышлений, действенного обследования, иногда выдвижения и проверки гипотезы»[3, с. 9]
Познавательные экологические сказки помогают дошкольникам понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом играет важную роль в поддержании, сохранении и создании таких условий. Познавательные сказки способствуют движению мысли ребёнка и формируют его экологическое мышление, при этом дети не перегружаются сухими научными фактами, получают знания в доступной для них форме.
Л.Н. Вахрушева разделила познавательные сказки на три вида: сказки – «рассказки», сказки – «почемучки», сказки – «катастрофы» [3, с. 43]
Сказки – «рассказки» знакомят детей с многообразием живой природы, объясняют многие экологические и биологические понятия. Сказки – «почемучки» отвечают на множество вопросов о природе, которые возникают у дошкольников. Сказки – «катастрофы» раскрывают глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы, в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека, учат детей предвидеть последствия негативного воздействия человека на природу.
Опираясь на методику использования познавательных сказок на экологических занятиях Л.В. Рыжовой, был разработан краткосрочный проект «Познавательные сказки» для старшей группы ДОУ. Проект реализовывался в течении 4 недель. Тип проекта: информационно - творческий. Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Цели и задачи проекта:
- развитие личности дошкольников в процессе экологического образования, путём включения в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения;
- формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
- сопереживание живым организмам.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
На начальном этапе была изучена психолого - педагогическая и методическая литература по теме проекта, а также произведён отбор познавательных сказок.
Был проведён цикл занятий по сказке "Путешествие капельки", в ходе которых дети познакомились с понятием "круговорот воды в природе", узнали о необходимости беречь и очищать воду.
Во время занятий по сказке "Почему река обиделась?" ребята узнали о значении воды для жизни человека, о последствиях неправильного обращения человека с природой.
В ходе цикла занятий по "Сказке о Человеке и Золотой рыбке" дети узнали о том, как в результате деятельности людей меняется природа. Ребята сделали выводы о том, что человек должен бережно относится к природе, так как сам является её частью. Была изготовлена золотая рыбка из бумаги и дети, передавая её из рук в руки, высказывали от имени рыбки просьбы к людям о сохранении природы.
Вне занятий воспитатель с ребятами изготовили из бросовых материалов книжки - самоделки по изученным сказкам, которые дети с удовольствием рассматривают вне занятий и вспоминают содержание сказок.
Ребята совместно с воспитателем изготовить макет "Круговорот воды в природе", который стал прекрасным дидактическим пособием для закрепления знаний.
Дети рассказывали сказку "Почему река обиделась?" от имени обитателей реки Лягушки и Лилии, используя маски – ободки. Путём драматизации сказки дети смогли лучше понять чувства героев сказки.
Совместно с родителями была разработана дидактическая игра «Экологический светофор», включающая в себя набор картинок с изображением различных ситуаций воздействия человека на природу и круги красного и зелёного цвета. Дети рассматривали картинки и показывали красный кружок, если то, что они видят, опасно для природы; либо зелёный, если безопасно.
В завершении проекта мы с ребятами отправились в путешествие по Сказочной реке. Для этого была разработана и изготовлена настольная игра, которая включает в себя игровое поле, кораблики, кубик с делениями, карточки с вопросами. Перемещаясь по игровому полю, дети отвечали на вопросы от персонажей познавательных сказок, с которыми они познакомились в ходе занятий. Данная игра помогла выявить уровень знаний, которые дети получили в ходе проекта и спланировать дальнейшую работу по экологическому образованию.
Таким образом, целенаправленная работа в ходе реализации проекта по экологическому образованию дошкольников в интересной, занимательной форме, а также разнообразие методов и приёмов использования познавательных сказок помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и законы, воспитывает в детях доброту, ответственное и бережное отношение к окружающему миру.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
- Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. №5.
- Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2011. – 187 с.
- Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 156 с.
- Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 160 с.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка – Пресс, 2002. – 192 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
- Урсул А.Д. Научные основы образования для устойчивого развития // Россия на пути к устойчивому развитию. – М.: МГИУ Правительство Москвы, Издательский Дом НП, 2003. – 368 с.
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 104 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
Интернет ресурсы.
Доклад опуюликован: «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новации. Сборник материалов III региональной научно-практической конференции 29 ноября 2018г.». с. 141. Иваново, 2018 г.
Институт развития образования Ивановской области

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...

Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»
Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»
Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...
Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников
Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников...

Семинар - практикум "Использование ТРИЗ-технологии в экологическом образовании дошкольников"
Семинар - практикум для воспитателей...

Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
В статье кратко раскрывается роль инновационных технологий, используемых мною в процессе экологического воспитания дошкольников...

Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
Экологическое воспитание – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления, оно повышает уровень сознательности учащихся, развивает у них чув...