Консультация для родителей. Воспитание детей через художественное слово
консультация по художественной литературе

М.В. РОДИНА

 

Консультация для родителей.

Воспитание детей через художественное слово

          Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. 

               Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать. Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности: 

— гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;

— правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу. 

      В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач:

в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств;

в культурно - гигиенических моментахдоброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.

   Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно - гигиенические навыки).

   День начинается с «Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:

 Я люблю наш детский сад,

В нем полным-полно ребят

Все они мои  друзья.

Все, все, все- от А до Я!

Здравствуйте, девчата!

Здравствуйте, ребята!

  Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».

  Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И.Демьянова «Девочка капуша..»

   

   Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботиться о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Дети отвечают:   «Спасибо зарядке! или «Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..»

    В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что, если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становится грязным. А это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения  Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил»… После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на стол, отказываются от еды, капризничают; и тогда я  использую такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:                        

«Я напомню об одном:

·        не кривляйся за столом,

·        всем пора бы научиться,

кушать вилкой,

кушать ложкой,

а не делать как Антошка.

·        Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

·        Не спешить, не говорить,

·        Крошки на пол не сорить».

·        За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

·        А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно!»

   Игра - вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Не бросать и не ломать

А на место убирать»

 

   Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:

 

«Можно весело смеяться,

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну а драться - никогда!»

 

       Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность.   Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял - клади на место». Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.

«Что взяла, клади на место

Это Машеньке известно.

Только девочка мала,

 Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

 На паркет кладет подушку,

Ставит ботики в буфет.

Всё на месте, или нет?...»

   Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.

   Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».

«Прежде чем работать сесть,

Посмотри, все ли есть».

Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге

Б. Заходер:

«Заболела моя книжка

Изорвал ее братишка

Я больную пожалею - я возьму ее и склею».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Воспитание детей через художественное слово

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать. Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:

— гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;

— правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.

В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач:

- в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств;

в культурно - гигиенических моментах- доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.

Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно - гигиенические навыки).

День начинается с «Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:

Я люблю наш детский сад,

В нем полным-полно ребят

Все они мои друзья.

Все, все, все- от А до Я!

Здравствуйте, девчата!

Здравствуйте, ребята!

Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».

Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И.Демьянова «Девочка капуша..»

Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботиться о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Дети отвечают: «Спасибо зарядке! или «Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..»

В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что, если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становится грязным. А это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил»… После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на стол, отказываются от еды, капризничают; и тогда я использую такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:

«Я напомню об одном:

не кривляйся за столом,

всем пора бы научиться,

кушать вилкой,

кушать ложкой,

а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно!»

Игра - вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Не бросать и не ломать

А на место убирать»

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:

«Можно весело смеяться,

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну а драться - никогда!»

Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял - клади на место». Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.

«Что взяла, клади на место

Это Машеньке известно.

Только девочка мала,

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Ставит ботики в буфет.

Всё на месте, или нет?...»

Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.

Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».

«Прежде чем работать сесть,

Посмотри, все ли есть».

Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге

Б. Заходер:

«Заболела моя книжка

Изорвал ее братишка

Я больную пожалею - я возьму ее и склею».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в наци...

Духовно-нравственное воспитание детей через художественное слово

Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в общ...

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»

знакомство родителей с народной культурой русского народа, формированию нравственно-патриотических чувств, воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искуства....

«Воспитание детей через художественное слово»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.    Художест...

Консультация для родителей «Воспитание детей через театрализованные игры».

Как влияют театрализованные игры на воспитание детей....

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре».

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"...

Воспитание детей через художественное слово

консультация для родителей воспитания детей через художественное слово...