«Воспитание детей через художественное слово»
статья на тему

Великих Наталья Анатольевна

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

    Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestv.slovo_.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: «Воспитание детей через художественное слово»

   Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

   Известный российский ученый Д. С Лихачев в письмах «о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

    Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

    Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

    Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:

- гуманные отношения между детьми: доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;

- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.

В настоящее время я работаю с детьми среднего возраста. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети 4-5 лет достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности».

В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач:

в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств;

в культурно - гигиенических моментахдоброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.

   Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно - гигиенические навыки).

   День начинается с «Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:

- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»;

- «Рано утром я была удивлена,

- Паренек белоголовый закричал мне из окна:-

- «С добрым утром»!

- Я спросила: «Это мне?»

- Улыбнулся он в окне…»;

- «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду;

- Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».

  Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».

  Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И.Демьянова «Девочка капуша..»

    Чтобы дети проявляли взаимопомощь при складывании вещей в шкафу, напоминаю правило: «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову- растеряшку» Б.Заходера.

   Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботиться о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Дети отвечают:   «Спасибо зарядке! или «Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..»

    В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что, если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становится грязным. А это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения  Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил»… После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на стол, отказываются от еды, капризничают; и тогда я  использую такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:                        

«Я напомню об одном:

  • не кривляйся за столом,
  • всем пора бы научиться,

кушать вилкой,

кушать ложкой,

а не делать как Антошка.

  • Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

  • Не спешить, не говорить,
  • Крошки на пол не сорить».
  • За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

  • А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно!»

   Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Не бросать и не ломать

А на место убирать»

  Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».

«Лиза с куколкой играла

Платье куклу разорвала.

Дима взял себе машинку разобрал наполовину.

Данил мячик маленький нашел

Этот мячик проколол.

А когда конструктор взял

Все детали растерял!

Чем играть теперь другим

Нет, не надо быть таким?

Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

   Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:

«В споре кулаки мешают,

Они проблемы не решают!

Драчун понять и не пытался

Чуть что - он сразу с кем-то дрался.

И вот теперь один сидит

Вздыхает тяжко и грустит

Никто с ним больше не играет

К себе его не приглашают.

Все просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться»

  Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают вывод.

«Можно весело смеяться,

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну а драться - никогда!»

Из песен: «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя».

«Всем советую дружить, ссориться не смейте

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете».

   Напоминаю рассказ К. Ушинского « Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи « волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова».

    Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: «Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про «Жадину» Я Аким.

   Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял - клади на место», полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно - творческой деятельности и т.д. Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.

«Метлу взяла и двор подмела

Приходите, поглядите

Хоть соринку вы найдите»

«Не мешайте, мне трудиться

Я водицы принесу

И колодезной водицей всех конечно угощу.

Поливаю огород - он ведь тоже воду пьет»

   Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.

   Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».

«Прежде чем работать сесть,

Посмотри, все ли есть».

Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге

Б. Заходер:

«Заболела моя книжка

Изорвал ее братишка

Я больную пожалею - я возьму ее и склею».

   Один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу. «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел - береги».

    Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидкова «Обвал», « На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка», являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт.

   Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

МКДОУ д/с № 486

 Ст.воспитатель 1 кв.категории – Великих Наталья Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова"

В данной статье говорится о воздействии художественной литературы на личностно-эмоциональную сферу ребенка,её отражении в творческой продуктивной деятельности детей. Приводится тематика художественных...

Духовно-нравственное воспитание детей через художественное слово

Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в общ...

«Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»

  Нравственное  воспитание является одной из важнейших задач становления и формирования культурной, разносторонней личности. И, именно сегодня оно актуально, как никогда....

Духовно-нравственное воспитание детей средствами художественного слова и театральной деятельности

Художественная литература, в том числе и основанная на православной традиции, является сильным действенным средством духовно-нравственного воспитания детей....

Воспитание детей через художественное слово

консультация для родителей воспитания детей через художественное слово...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественное слово (из опыта работы)

Рассуждение о том, что художественное слово является средством воспитания моральных качеств личности дошкольников....