Викторина по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Закрепление знаний  детей о знакомых русских народных сказках, рассказах и стихах (названия, герои)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olisova_e.r._madou_detskiy_sad_no460_g.n.novgorod.docx384.4 КБ

Предварительный просмотр:

Олисова Эльвира Рафековна, F:\13490.jpg

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 460»

г. Нижнего Новгорода,

603158, проспект Кораблестроителей, д.46.

rodnichok460@mail.ru

Викторина по развитию речи в старшей группе

«Путешествие по сказкам»

Цель: закрепление знаний  детей о знакомых русских народных сказках, рассказах и стихах (названия, герои),

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

Образовательные:

• продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

• прививать любовь к художественной литературе;

•  развивать чувство рифмы

• формировать положительную мотивацию к изучению произведений фольклора.

•закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Воспитательные:

• помочь вызвать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;

 • вызвать положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности. 

Развивающие:

• развивать наблюдательность, связную речь;

способствовать пониманию детьми произведений художественной литературы.

• способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;

Виды деятельности: коммуникативная, игровая.

Предварительная работа:

• чтение русских народных сказок, рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций;

Планируемые результаты: дети умеют различать сказки, стихи и рассказы, знают зачин и концовку сказок,  отвечают на вопросы, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Оборудование и материалы: письмо, музыкальные произведения, иллюстрации, книги.

Ход занятия:F:\13490.jpg

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. К нам в детский сад сегодня пришло письмо.  Написала его нам Книжная Фея.  (Показывает конверт с изображением Книжной Феи). Давайте его прочитаем:

- Дорогие ребята, в ясельной группе нашего детского сада пропали все книжки. И малыши остались без сказок, стихов и рассказов. Я вас прошу помочь малышам, а для этого вам надо отправиться  в путешествие по интереснейшему миру литературы, где будет три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Вы должны будете выполнить все задания, которые я приготовила,  тогда книги сами вернутся к малышам.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь малышам? Тогда в путь. Нас ждет путешествие,  в которое мы полетим на ковре-самолете, усаживайтесь удобнее, отправляемся. (Звучит музыка). Ребята, мы с вами попали в «Сказочное королевство».  Скажите что же такое сказка?

Дети: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

Воспитатель: Какие вы знаете волшебные предметы?

Дети: Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, ковер-самолет, шапка-невидимка и т.д.

Воспитатель: А как же начинаются сказки?

Дети: Жили были; давным - давно в некотором царстве, в некотором государстве.

Воспитатель: А как же заканчиваются сказки?

Дети: Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец; и стали они жить-поживать, да добра наживать; и жили они долго и счастливо.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно. Итак, у нас первое задание. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово. Например, Иван … (Царевич).

- Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:

Петушок…..(золотой гребешок),

Зайчишка… (трусишка),

Мишка…(косолапый),

Зайка…(побегай-ка),

Волчок…(серый бочок)

Мышка….(норушка),

Лягушка….( квакушка). 

- Молодцы.

Воспитатель: Следующее задание «Угадай сказку» -

Стоял домик расписной, 

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь

и давай реветь.F:\13490.jpg

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?

(«Теремок»)
- Кто первый пришел к теремку? (мышка-норушка), а кто последний? (Медведь)

 -Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький).

 -Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку. 

Перед волком не дрожал,

 От медведя убежал,

А лисице на зубок

 все ж попался…? («Колобок»)

- Кого встретил колобок в лесу? (зайца, медведя, волка, лису)

- Кто помнит, какую песенку пел колобок? (я от бабушки ушел и от дедушки ушел.)

А это из какой сказки?

- Сидит в корзинке девочка

 у мишки за спиной.

 Он, сам того не ведая,

 несет ее домой. …

(«Маша и медведь»)

- Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу…)

- Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился.

(«Петушок и бобовое зернышко»)

Физкультминутка:

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо раза пять.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.F:\13490.jpg

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?

Дети:  Да

Воспитатель: В  сказочном королевстве выполнили все задания  и нам снова  пора в путь! (Включается музыка)

Воспитатель:  Дети, мы с вами прилетели в «Край рассказов». Чем отличается рассказ от сказки?

Дети: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле, в настоящей жизни.

Воспитатель:  Нас ждет следующее задание.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой

«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Неслух» Н. Сладков

Воспитатель: Правильно, а теперь отправляемся в «мир стихов»

(Включается музыка)

Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов?

Дети: Стихи мы разучиваем и рассказываем на утреннике.

Воспитатель: Да, это верно. Посмотрите в книжку, стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста…

Дети: книжки!

Воспитатель: Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки?

(Ответы детей) Из стихотворения «Телефон».

Воспитатель: А кто автор этого стихотворения?

(Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель: Ребята у нас с вами осталось последнее задание. Я буду читать стихотворение, а вы будете произносить пропущенные слова.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

- Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.F:\13490.jpg

Сверху на перинку

Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки

Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался …вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко … топал.

(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик … дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

 («Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…

Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог

Кот лепил себе … пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания, и помогли книгам вернуться к малышам, ну а нам пора возвращаться в детский сад. (Включается музыка). Вот мы и вернулись в наш детский сад. Давайте вспомним, куда же мы сегодня отправились.

Дети: В путешествие.

Воспитатель: Я благодарю вас за вашу активность, помощь и старание, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Цель:Образовательная:- закрепить знание цифр и счет до 10 прямом и обратном порядке;- закрепить пространственные положения (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу);- закрепить названия геометрич...

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе:"Путешествие в сказку".

Цель: упражнять детей в умении пересказывать художественные произведения при помощи моделирования; развитие у детей речевого творчества.Задачи: речевое развитие- обогащение речевого словаря; развитие ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"...

Проект по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам Чуковского».

Программное содержание:1) Учить детей давать развернутые ответы, использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Р...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....