Путешествие в «Тридевятое царство»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Цель: формировать представления о жизни и творчестве А. С. Пушкина

Задачи:

  • закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина;
  • развивать внимание, память, речь и мышление, навыки работы в команде;
  • воспитывать доброжелательные отношения в детско-родительском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида»

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Путешествие в «Тридевятое царство»

Составили:

Суранова А. В., воспитатель

высшей квалификационной категории;

Степанова Е. А., воспитатель

высшей квалификационной категории

Мончегорск, 2024г.

Цель: формировать представления о жизни и творчестве А. С. Пушкина

Задачи:

  • закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина;
  • развивать внимание, память, речь и мышление, навыки работы в команде;
  • воспитывать доброжелательные отношения в детско-родительском коллективе.

Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина

Воспитатель: Добрый вечер, ребята и уважаемые гости! Ребята, мы с вами познакомились со многими сказками А. С. Пушкина. Я предлагаю сегодня всем вместе окунуться в сказочное «Тридевятое царство».

Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!

Итак, друзья, начинаем наше путешествие.

Ребенок читает отрывок стихотворения «У лукоморья дуб зеленый»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!

Александра прочитала нам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», а вы знаете кто написал его?

Ответ: А. С. Пушкин.

Ведущий: правильно А. С. Пушкин. (Презентация)

1 слайд. А.С. Пушкин великий русский поэт, стихи которого знают наизусть не только в России, но и во всем мире. Пушкин создал сотни произведений всех видов и жанров: поэм и стихотворений, повестей и романов, заметок и критических статей. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом.

2 слайд. Родился в далеком 1799 году в Москве в большой дружной, образованной, но, увы, в небогатой дворянской семье. У него была старшая сестра и младший брат.  В доме Пушкиных говорили по-французски, который стал вторым родным языком поэта.

3 слайд. С детства самым близким человеком для Пушкина была его няня — Арина Родионовна. Именно от неё он впервые услышал сказки, которые позже стали основой для большинства сюжетов.

 Нянюшка занималась с Александром и прививала любовь к русскому языку и родной культуре, сказывала непоседливому и вертлявому мальчику сказки, которых она, казалось, знает тысячи. Позже он посвятил ей стихотворение.

Любовь к поэзии он перенял от своего отца, который с удовольствием читал и писал стихи, а его дядя был поэтом. С детства Пушкина окружали книги, поэтому самым любимым его местом была библиотека. Тяга к чтению и писательству у него обнаружилась очень рано. Мальчик получил хорошее образование, умел говорить на французском и русском языках. А свои первые стихи он написал на французском языке еще в три года.

4 слайд. В 12 лет юного поэта отдали на обучение в Царскосельский лицей. Там у него появились первые друзья и он получил свое первое прозвище «француз». В лицее начиналась его поэтическая жизнь.

5 слайд. Пушкин ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А. С. Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

6 слайд. В этом году 6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.  Ежегодно в нашей стране отмечается Пушкинский день и День русского языка, а наступивший год был назван годом великого русского поэта. 

Литературное творчество писателя известно многим поколениям с самого юного возраста, сначала по его детским сказкам, потом по лирическим произведениям, а затем - по романам, повестям и пьесам.

7 слайд. 

Не наяву, и не во сне,

Без страха и без робости

Мы отправляемся в страну,

Которой нет на глобусе.

 Сегодня мы отправимся в сказочное Путешествие в «Тридевятое царство» А. С. Пушкина, чтобы еще раз вспомнить его сказки.

Ведущий: 

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Князь Гвидон страной той правит,
Всяк его усердно славит;
Царь Гвидон вам шлет конверт. Сейчас откроем конверт, интересно что там. В этом конверте он прислал фотографии своих друзей. Давайте посмотрим с кем он дружит.

1 задание: «Угадай по фотографии»

1 команда.

Царевна – лебедь

Балда

Семь богатырей

2 команда

Поп

Старик

Бесенок

Ведущий: Молодцы, всех назвали. Отправляемся дальше.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

И у нас следующее задание. «Заморочки из бочки»

2 задание: «Заморочки из бочки»

Ведущий: Кто - то хотел нас запутать и высыпал некоторые фразы из сказок в этот бочонок.  Я буду поочерёдно для каждой команды их зачитывать, а вам надо внимательно послушать и определить кому принадлежат слова. Вот например: «Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу! …» Эту фразу произносил Мудрец.

  1. “Нужен мне работник, повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?” Попу
  2. «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Петушку
  3. «Ты прекрасна, спору нет; но живет без всякой славы, средь зеленые дубравы, у семи богатырей. Та, что все ж тебя милей». Зеркальцу.
  4.  «Добрый путь вам, господа, По морю по Окияну К славному царю Салтану; от меня ему поклон». Князь Гвидон
  5. Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой».
  6. «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море. Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром». Царевна - Лебедь

Ведущий: Молодцы и с этим заданием все справились, отправляемся дальше.

«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой»
Будет верный сторож твой. Следующее задание от Мудреца. А в какой сказке живет Мудрец?  Он передал вот такие волшебные
Золотые перышки.

3 задание: «Золотые перышки» (загадки)

Ведущий: Посмотрите, какие они красивые, Мудрец тоже хочет поиграть с вами. Перышки как вы поняли не простые, на них написаны загадки. Я буду зачитывать каждой команде поочередно по одной загадке, а ваша задача их отгадать. Слушайте внимательно.

Сказка — ложь!

Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
(
Корыто)

Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет заветный?
(
Лукоморье)

Кем же стала та девица

что на весь крещеный мир
мечтала приготовить пир.

(Поварихой)

Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(
Гвидон)

Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе,
Кораблям — подспорье в море.
(Ветер)

Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Чудо дерево растет

Как называется оно?
(
Ель)

Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(
Изумруды)

Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(
комар, муха, шмель)

Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
(
Петушок)

Возле терема лесного,
Не пуская к дому злого,
Он усердно службу нес.
Как же звался этот пес?
(Соколко)

Ведущий: Ай да Мудрец, но вы молодцы с этим заданием тоже все справились. А сейчас пришло время отдохнуть и поиграть. Стук в дверь. Кто это так припозднился к нам.

Входит Баба Яга

Баба Яга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да какие миленькие!

Я люблю таких.
Привет, крошки!
Ох, устали мои ножки,
Долго к вам я собиралась
И красиво наряжалась
Чуяло, чуяло мое сердце, что здесь какое-то веселье.

Меня вы узнали, друзья!
Да, Бабка Ёжка – это я!
(пожимает всем руки)

Баба-Яга : Ой, кто это рвётся наружу из мешка (в мешке слышится звук бубна)
- А-а-а, это мой волшебный бубен, он не может долго сидеть в мешке. Вы поиграете с ним? Тогда выходите в ровный круг соберитесь.

Игра «Весёлый бубен»

Баба-Яга: но только есть одно правило! - Надо передавать волшебный бубен из рук в руки, друг другу и говорить волшебные слова, а вы знаете какие? Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого остановился тот сейчас станцует нам. У кого с последними словами бубен окажется в руках, тот под весёлую музыку танцует с бубном в руках. Понятно?

Баба Яга: Ох повеселили вы меня. Идите посидите, отдохните, а я еще кое-что придумала. Пока игроки проходят на свои места, Б.Я. берет сундучок.

Баба-Яга: С детства я люблю сказки слушать. Вот, взяла с собой волшебный сундучок, как знала, что пригодится. Погуляла я по своему Тридевятому царству, и кое-что принесла вам. Хотите узнать, что в нем лежит?

4 Задание: «Волшебный сундучок» сейчас поочередно один ребенок будет ко мне подходить, и доставать один предмет. Надо отгадать, чей он, а если не знаете, то у взрослых поспрошайте?  (воспитатель помогает)

«Волшебный сундучок».

В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок

А. С. Пушкина.  

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Рыбка –  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Петушок – «Сказка о золотом петушке»

Стрела – «Сказка о царе Салтане»

Кораблик- «Сказка о царе Салтане»

Скорлупки - «Сказка о царе Салтане»

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цепь – поэма «У Лукоморья дуб зеленый»

Собачка – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Заяц – «Сказка о попе и работнике его Балде»

Белка - «Сказка о царе Салтане»

Баба Яга: Ой какие молодцы, все отгадали, вы случайно не в Тридевятом царстве живете? Интересно с вами было, весело. Но мне уже пора собираться в обратную путь дорожку. До свидания! Уходит.

Ведущий: Молодец Баба Яга, спасибо, повеселила нас, приходи к нам еще. До свидания! А мы продолжаем. И дальше на нашем пути Кот ученый. Очень любит этот кот разгадывать кроссворд. И для вас у него тоже есть кроссворд. Взрослые зачитывают вопрос, все вместе отгадываете его и родители вписывают в клеточки ответы.

5 задание «Сказочный кроссворд»
В этой игре нужно отгадать кроссворд.

  1. Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко).
  2. Как называется остров, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
  3. Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Соколко).
  4. Кто был верным сторожем царя Дадона? (петушок)
  5. Кто бегал наперегонки с бесёнком в Сказке о попе и работнике его Балде? (заяц)
  6. В какое насекомое в первый раз превратила царевна лебедь князя Гвидона ( комар)
  7. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)
  8. Кто пел песенки и щелкал орешки на острове Буяне.

Ведущий: Молодцы. Быстро справились с заданием. Отправляемся дальше.

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»

Следующее задание как вы наверно догадались от Золотой рыбки.

6 задание: Из какой сказки отрывок

На столах лежат конверты, а в них страницы из сказок. Кто-то из родителей в каждой команде, должен зачитать отрывок сказки, а другая команда внимательно слушает и отгадывает название этой сказки, потом меняемся. Всем понятно задание.

  1. Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.

Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 

Воспитатель: Сказка говорит, что победа добра над злом, завистью, сплетнями и жестокостью, неизбежна. Слушаем второй отрывок.

  1. В ноги он старухе поклонился,
    Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
    Ну, теперь твоя душенька довольна».
    На него старуха не взглянула,
    Лишь с очей прогнать его велела.

Ответ. Сказка о рыбаке и рыбке.

Воспитатель: Эта поучительная сказка учит нас быть скромными и с благодарностью принимать то добро, которое делают для нас окружающие.

  1. Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы.
    Чуть опасность, где видна,
    Верный сторож как со сна
    Шевельнется, встрепенется,
    К той сторонке обернется

Ответ:  Сказка о золотом петушке.

Воспитатель: Сказка учит жить в согласии с другими и всегда держать свое слово.

  1. Коль ты старый человек,
    Дядей будешь нам навек.
    Коли парень ты румяный,
    Братец будешь нам названый.
    Коль старушка, будь нам мать,
    Так и станем величать.
    Коли красная девица,
    Будь нам милая сестрица».

Ответ: Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Воспитатель: сказка учит о важности доброты, мужества, преданности и солидарности, а также о том, что даже в самых трудных ситуациях можно найти путь к счастью и победе, если действовать вместе и придерживаться принципов добра.

Ведущий: Молодцы, все задания выполнены. Трудно было? В этой игре нет победителей и проигравших. Вы показали хорошие знания и этим очень меня порадовали, за это всем детишкам сладкий приз.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.

У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна.

Уважаемые родители!  Читайте детям сказки и другие литературные произведения, пусть книга станет им лучшим другом.

А наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо за активное участие. Надеюсь, вам понравилось.

Интернет ресурсы:

https://182.tvoysadik.ru/?section_id=207 (загадки)

view.genially.com/5edb4b401827e00d09f618d5/interac...gostyah-u-aspushkina

konstpk.ru/content/2024/pisateli-yubilyary

ссылка на картинки к сказкам Пушкина для детей 

https://www.culture.ru/ (цитаты из сказок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Тридевятое Царство

1.Вводная часть.      Дети заходят в зал, строятся в шеренгу.- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путеше...

Путешествие в Тридевятое Царство

Тема: Путешествие в Тридевятое царство. Программное содержание:Закрепить с детьми знания, полученные за год: в счёте, в ориентировке во времени, в пространстве, ориентировке на плоскости, в решении за...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в тридевятое царство"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе. В целях поддержания произвольноог внимания дошкольников в течение 30 минут,на  занятии использован сказочный сюжет. Предлагается много матем...

« Новогоднее путешествие в тридевятое царство».

Утренник для детей старшей группы. ...

Конспект НОД "Путешествие в Тридевятое царство"

Конспект итогового занятия для детей подготовительной к школе группы. Цель - обобщить и закрепить знания детей Образовательные области "Познание", "Речевое развитие"....

Путешествие в тридевятое царство.

сценарий выпускного праздника....