Путешествие в «Тридевятое царство»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Цель: формировать представления о жизни и творчестве А. С. Пушкина
Задачи:
- закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина;
- развивать внимание, память, речь и мышление, навыки работы в команде;
- воспитывать доброжелательные отношения в детско-родительском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида»
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина.
Путешествие в «Тридевятое царство»
Составили:
Суранова А. В., воспитатель
высшей квалификационной категории;
Степанова Е. А., воспитатель
высшей квалификационной категории
Мончегорск, 2024г.
Цель: формировать представления о жизни и творчестве А. С. Пушкина
Задачи:
- закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина;
- развивать внимание, память, речь и мышление, навыки работы в команде;
- воспитывать доброжелательные отношения в детско-родительском коллективе.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина
Воспитатель: Добрый вечер, ребята и уважаемые гости! Ребята, мы с вами познакомились со многими сказками А. С. Пушкина. Я предлагаю сегодня всем вместе окунуться в сказочное «Тридевятое царство».
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Итак, друзья, начинаем наше путешествие.
Ребенок читает отрывок стихотворения «У лукоморья дуб зеленый»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Александра прочитала нам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», а вы знаете кто написал его?
Ответ: А. С. Пушкин.
Ведущий: правильно А. С. Пушкин. (Презентация)
1 слайд. А.С. Пушкин великий русский поэт, стихи которого знают наизусть не только в России, но и во всем мире. Пушкин создал сотни произведений всех видов и жанров: поэм и стихотворений, повестей и романов, заметок и критических статей. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом.
2 слайд. Родился в далеком 1799 году в Москве в большой дружной, образованной, но, увы, в небогатой дворянской семье. У него была старшая сестра и младший брат. В доме Пушкиных говорили по-французски, который стал вторым родным языком поэта.
3 слайд. С детства самым близким человеком для Пушкина была его няня — Арина Родионовна. Именно от неё он впервые услышал сказки, которые позже стали основой для большинства сюжетов.
Нянюшка занималась с Александром и прививала любовь к русскому языку и родной культуре, сказывала непоседливому и вертлявому мальчику сказки, которых она, казалось, знает тысячи. Позже он посвятил ей стихотворение.
Любовь к поэзии он перенял от своего отца, который с удовольствием читал и писал стихи, а его дядя был поэтом. С детства Пушкина окружали книги, поэтому самым любимым его местом была библиотека. Тяга к чтению и писательству у него обнаружилась очень рано. Мальчик получил хорошее образование, умел говорить на французском и русском языках. А свои первые стихи он написал на французском языке еще в три года.
4 слайд. В 12 лет юного поэта отдали на обучение в Царскосельский лицей. Там у него появились первые друзья и он получил свое первое прозвище «француз». В лицее начиналась его поэтическая жизнь.
5 слайд. Пушкин ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А. С. Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
6 слайд. В этом году 6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Ежегодно в нашей стране отмечается Пушкинский день и День русского языка, а наступивший год был назван годом великого русского поэта.
Литературное творчество писателя известно многим поколениям с самого юного возраста, сначала по его детским сказкам, потом по лирическим произведениям, а затем - по романам, повестям и пьесам.
7 слайд.
Не наяву, и не во сне,
Без страха и без робости
Мы отправляемся в страну,
Которой нет на глобусе.
Сегодня мы отправимся в сказочное Путешествие в «Тридевятое царство» А. С. Пушкина, чтобы еще раз вспомнить его сказки.
Ведущий:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Князь Гвидон страной той правит,
Всяк его усердно славит;
Царь Гвидон вам шлет конверт. Сейчас откроем конверт, интересно что там. В этом конверте он прислал фотографии своих друзей. Давайте посмотрим с кем он дружит.
1 задание: «Угадай по фотографии»
1 команда.
Царевна – лебедь
Балда
Семь богатырей
2 команда
Поп
Старик
Бесенок
Ведущий: Молодцы, всех назвали. Отправляемся дальше.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
И у нас следующее задание. «Заморочки из бочки»
2 задание: «Заморочки из бочки»
Ведущий: Кто - то хотел нас запутать и высыпал некоторые фразы из сказок в этот бочонок. Я буду поочерёдно для каждой команды их зачитывать, а вам надо внимательно послушать и определить кому принадлежат слова. Вот например: «Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу! …» Эту фразу произносил Мудрец.
- “Нужен мне работник, повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?” Попу
- «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Петушку
- «Ты прекрасна, спору нет; но живет без всякой славы, средь зеленые дубравы, у семи богатырей. Та, что все ж тебя милей». Зеркальцу.
- «Добрый путь вам, господа, По морю по Окияну К славному царю Салтану; от меня ему поклон». Князь Гвидон
- Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой».
- «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море. Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром». Царевна - Лебедь
Ведущий: Молодцы и с этим заданием все справились, отправляемся дальше.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой»
Будет верный сторож твой. Следующее задание от Мудреца. А в какой сказке живет Мудрец? Он передал вот такие волшебные Золотые перышки.
3 задание: «Золотые перышки» (загадки)
Ведущий: Посмотрите, какие они красивые, Мудрец тоже хочет поиграть с вами. Перышки как вы поняли не простые, на них написаны загадки. Я буду зачитывать каждой команде поочередно по одной загадке, а ваша задача их отгадать. Слушайте внимательно.
Сказка — ложь!
Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
(Корыто)
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет заветный?
(Лукоморье)
Кем же стала та девица
что на весь крещеный мир
мечтала приготовить пир.
(Поварихой)
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)
Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе,
Кораблям — подспорье в море.
(Ветер)
Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Чудо дерево растет
Как называется оно?
(Ель)
Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(Изумруды)
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(комар, муха, шмель)
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
(Петушок)
Возле терема лесного,
Не пуская к дому злого,
Он усердно службу нес.
Как же звался этот пес?
(Соколко)
Ведущий: Ай да Мудрец, но вы молодцы с этим заданием тоже все справились. А сейчас пришло время отдохнуть и поиграть. Стук в дверь. Кто это так припозднился к нам.
Входит Баба Яга
Баба Яга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да какие миленькие!
Я люблю таких.
Привет, крошки!
Ох, устали мои ножки,
Долго к вам я собиралась
И красиво наряжалась
Чуяло, чуяло мое сердце, что здесь какое-то веселье.
Меня вы узнали, друзья!
Да, Бабка Ёжка – это я!
(пожимает всем руки)
Баба-Яга : Ой, кто это рвётся наружу из мешка (в мешке слышится звук бубна)
- А-а-а, это мой волшебный бубен, он не может долго сидеть в мешке. Вы поиграете с ним? Тогда выходите в ровный круг соберитесь.
Игра «Весёлый бубен»
Баба-Яга: но только есть одно правило! - Надо передавать волшебный бубен из рук в руки, друг другу и говорить волшебные слова, а вы знаете какие? Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого остановился тот сейчас станцует нам. У кого с последними словами бубен окажется в руках, тот под весёлую музыку танцует с бубном в руках. Понятно?
Баба Яга: Ох повеселили вы меня. Идите посидите, отдохните, а я еще кое-что придумала. Пока игроки проходят на свои места, Б.Я. берет сундучок.
Баба-Яга: С детства я люблю сказки слушать. Вот, взяла с собой волшебный сундучок, как знала, что пригодится. Погуляла я по своему Тридевятому царству, и кое-что принесла вам. Хотите узнать, что в нем лежит?
4 Задание: «Волшебный сундучок» сейчас поочередно один ребенок будет ко мне подходить, и доставать один предмет. Надо отгадать, чей он, а если не знаете, то у взрослых поспрошайте? (воспитатель помогает)
«Волшебный сундучок».
В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок
А. С. Пушкина.
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке».
Петушок – «Сказка о золотом петушке»
Стрела – «Сказка о царе Салтане»
Кораблик- «Сказка о царе Салтане»
Скорлупки - «Сказка о царе Салтане»
Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цепь – поэма «У Лукоморья дуб зеленый»
Собачка – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Заяц – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Белка - «Сказка о царе Салтане»
Баба Яга: Ой какие молодцы, все отгадали, вы случайно не в Тридевятом царстве живете? Интересно с вами было, весело. Но мне уже пора собираться в обратную путь дорожку. До свидания! Уходит.
Ведущий: Молодец Баба Яга, спасибо, повеселила нас, приходи к нам еще. До свидания! А мы продолжаем. И дальше на нашем пути Кот ученый. Очень любит этот кот разгадывать кроссворд. И для вас у него тоже есть кроссворд. Взрослые зачитывают вопрос, все вместе отгадываете его и родители вписывают в клеточки ответы.
5 задание «Сказочный кроссворд»
В этой игре нужно отгадать кроссворд.
- Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко).
- Как называется остров, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
- Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Соколко).
- Кто был верным сторожем царя Дадона? (петушок)
- Кто бегал наперегонки с бесёнком в Сказке о попе и работнике его Балде? (заяц)
- В какое насекомое в первый раз превратила царевна лебедь князя Гвидона ( комар)
- Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)
- Кто пел песенки и щелкал орешки на острове Буяне.
Ведущий: Молодцы. Быстро справились с заданием. Отправляемся дальше.
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
Следующее задание как вы наверно догадались от Золотой рыбки.
6 задание: Из какой сказки отрывок
На столах лежат конверты, а в них страницы из сказок. Кто-то из родителей в каждой команде, должен зачитать отрывок сказки, а другая команда внимательно слушает и отгадывает название этой сказки, потом меняемся. Всем понятно задание.
- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Воспитатель: Сказка говорит, что победа добра над злом, завистью, сплетнями и жестокостью, неизбежна. Слушаем второй отрывок.
- В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Ответ. Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Эта поучительная сказка учит нас быть скромными и с благодарностью принимать то добро, которое делают для нас окружающие.
- Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
Ответ: Сказка о золотом петушке.
Воспитатель: Сказка учит жить в согласии с другими и всегда держать свое слово.
- Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Ответ: Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Воспитатель: сказка учит о важности доброты, мужества, преданности и солидарности, а также о том, что даже в самых трудных ситуациях можно найти путь к счастью и победе, если действовать вместе и придерживаться принципов добра.
Ведущий: Молодцы, все задания выполнены. Трудно было? В этой игре нет победителей и проигравших. Вы показали хорошие знания и этим очень меня порадовали, за это всем детишкам сладкий приз.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна.
Уважаемые родители! Читайте детям сказки и другие литературные произведения, пусть книга станет им лучшим другом.
А наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо за активное участие. Надеюсь, вам понравилось.
Интернет ресурсы:
https://182.tvoysadik.ru/?section_id=207 (загадки)
view.genially.com/5edb4b401827e00d09f618d5/interac...gostyah-u-aspushkina
konstpk.ru/content/2024/pisateli-yubilyary
ссылка на картинки к сказкам Пушкина для детей
https://www.culture.ru/ (цитаты из сказок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в Тридевятое Царство
1.Вводная часть. Дети заходят в зал, строятся в шеренгу.- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путеше...
Путешествие в Тридевятое Царство
Тема: Путешествие в Тридевятое царство. Программное содержание:Закрепить с детьми знания, полученные за год: в счёте, в ориентировке во времени, в пространстве, ориентировке на плоскости, в решении за...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в тридевятое царство"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе. В целях поддержания произвольноог внимания дошкольников в течение 30 минут,на занятии использован сказочный сюжет. Предлагается много матем...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений «Путешествие в Тридевятое царство»
Конспект открытого мероприятия по математике для детей 6 лет...

Конспект НОД "Путешествие в Тридевятое царство"
Конспект итогового занятия для детей подготовительной к школе группы. Цель - обобщить и закрепить знания детей Образовательные области "Познание", "Речевое развитие"....