"Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок"
Воспитатель: Цветкова Л.В.
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский.
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Целью работы над данной темой является:
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
• Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет - источников по вопросу воспитания нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.
• Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования, план самообразования.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
План работы по самообразованию
Сентябрь
1. Изучить литературу и опыты работ по данной теме. (Повышение своего уровня знаний.)
2. Консультация для родителей
«Воспитание сказкой». (Формирование представлений о
воспитательном значении русских народных сказок.)
Октябрь
1. Памятка для родителей «Как поддержать интерес к сказке». (Формирование представлений у родителей о поддержании
интереса у детей к сказкам.)
2. Составление картотеки загадок "Русские народные сказки". Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?», «Сложи картинку. (Обогащение развивающей среды.)
На протяжении года
1. Посещение открытых занятий в ДОУ. (Обмен опытом с коллегами.)
2. Консультация для родителей:
«Русские народные сказки и нравственное воспитание дошкольников». (Формирование представлений о значении русских народных сказок в нравственном воспитании детей.)
3. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. (Повышение своего уровня знаний.)
4. Пополнение книжного уголка новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дидактическими играми, пальчиковые игры. (Обогащение развивающей среды.)
Май
1. Отчет о проделанной работе за учебный год. (Выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.)
Перспективное планирование по воспитанию нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок
Сентябрь
1. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» (Побуждать детей использовать отрывки из сказки в собственной игре, эмоционально сопереживать героям.)
2. Беседа «Вежливость» (Формировать умение у детей пользоваться вежливыми словами, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Рассказать детям, что общаться с окружающими нужно спокойно, излагать свои просьбы следует вежливым тоном.)
Октябрь
1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята» (Воспитывать чувство доброты.)
2. Беседа «Что такое доброта» (Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки.
Закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Ноябрь
1. Чтение русской народной сказки
«Кот петух и лиса» (Формировать чувство доброты, заботы.)
2. Беседа «Стремление помочь» (Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.
Учить детей отзывчивости, чуткости.)
Декабрь
1. Чтение русской народной сказки «Теремок» (Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, любви к животным.)
2. Беседа «Поговорим о доброте» (Формировать у воспитанников нравственное представление о доброте. Развивать чувство товарищества, взаимопомощи. Воспитывать уважение к людям, любовь к ближним и заботу о них.)
Январь
1. Чтение русской народной сказки «Колобок» (Вызвать эмоциональный отклик на воспринимаемое содержание. Употреблять в речи вежливые слова.)
2. Беседа «Доброжелательность» (Продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).)
Февраль
1. Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди»(Воспитывать чувство доброты и заботы к взрослым.)
2. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Развивать эмоциональную отзывчивость на действия игровых персонажей, побуждать детей к разговору. Формировать представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Март
1. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками. Формировать отрицательное отношение к грубости.
2. Беседа «Зачем говорят - здравствуй»
Формировать у детей основные правила этикета при встрече.
Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
Апрель
1. Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками.
2. Беседа «Поговорим о доброте» Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки. Закреплять представления детей о добрых делах. Формировать моральные представления о доброте.
Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Май
1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Формировать чувство доброты, заботы.
2. Беседа «Если добрый ты…» Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем, кому это необходимо.