"Воспитываем маленького читателя"
консультация по художественной литературе (средняя группа)

Уханова Светлана Владимировна

Косультация для родителей. "Воспитываем маленького читателя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaem_malenkogo_chitatelya_docx-1.docx865.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Воспитываем маленького читателя»

   Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни- в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, мыслей, поступков.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Побеседуйте о прочитанном, дайте оценку поступкам героев. Ребенок легко и с удовольствием включается в такую беседу, потому что она отвечает его потребности поговорить о прочитанном, поделится своими впечатлениями, выразить переполняющие его чувства. Вопросы, заданные по произведению, помогают увидеть, понято содержание ребенком или нет. Во время беседы полезно перечитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает ребенку уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста. Таким образом вопросы обсуждаемые в процессе беседы после прочтения текста, побуждают его не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его. А так же выразить возникшие мысли, чувства и впечатления. Вопросов не должно быть многою. Если произведение небольшое по объёму, можно прочесть его ещё раз или прочитать понравившиеся ребенку эпизоды

Как воспитать маленького читателя.

  • Читайте вашему ребёнку всё, что попадается в руки: открытки, газеты, инструкции на коробках из под детского питания. Это очень важно для ребенка.
  • Пока ребенок растет, демонстрируйте ему рисунки и сборники сказок. Всё это ведет к изучению им окружающего мира
  • В библиотеке позволяйте ребёнку выбирать книги самостоятельно.
  • Регулярно читайте перед сном, это должно стать традицией.
  • Учите короткие стихотворения — это кратчайший способ привлечь внимание на некоторое время.
  • Пусть ребёнок читает вслух в то время, когда вы заняты делами по дому и слышите его.
  • Создайте дома небольшую библиотеку, чтобы книги были всегда под рукой. Детскую литературу поставьте на нижнюю полку, чтобы дети могли ее легко достать.
  • Пусть ваш ребенок увидит, как вы читаете. Проговаривайте и обсуждайте то, о чем только что прочитали.
  • Дарите книги детям. Этим вы дадите понять, что книги — это нечто особенное.

Факты о чтении.

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо все, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию.

Рекомендуемый перечень художественной литературы для детей 4-5 лет:

Русский фольклор:

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...», «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко- ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки:

«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого;

«Жихарка», обр. И. Карнауховой;

«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

«Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;

«Лиса и козел», обр. О. Капицы;

«Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира:

Песенки «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с комипермяц. В. Климова;

«Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;

«Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки:

«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;

Братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России: Поэзия:

 И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»);

А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»;

Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»;

С. Есенин  «Поет зима — аукает...»;

Н. Некрасов  «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

И. Суриков  «Зима»;

С. Маршак  «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»;

С. Михалков  «Дядя Степа»;

Е. Баратынский «Весна, весна» (в сокр.);

Ю. Мориц  «Песенка про сказку», «Дом гнома, гном — дома!»;

Э. Успенский  «Разгром»;

Д. Хармс  «Очень страшная история».

Проза:

В. Вересаев  «Братишка»;

А. Введенский  «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); Хочу такой сайт

М. Зощенко  «Показательный ребенок»;

К. Ушинский  «Бодливая корова»;

С. Воронин «Воинственный Жако»;

С. Георгиев  «Бабушкин садик»;

Н. Носов  «Заплатка», «Затейники»;

Л. Пантелеев  «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки  «Подкидыш»;

Н. Сладков «Неслух».

Литературные сказки:

М. Горький  «Воробьишко»;

К. Чуковский  «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;

Н. Носов  «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;

В. Бианки  «Первая охота»;

Д. Самойлов  «У слоненка день рождения»;

В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».

Басни:

 Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить».

Для заучивания наизусть:

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки;

 А. Пушкин  отрывок «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

 3. Александрова  «Ёлочка»;

А. Барто  «Я знаю, что надо придумать»;

 Е. Серова  «Одуванчик», «Кошачьи лапки»;

«Купите лук» шотл. нар. песенка, перевод И. Токмакова.

Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия:

В. Витка  «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;

Ю. Тувим  «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;

«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера;

Ф. Грубин  «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

С. Вангели  «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки:

А. Милн  «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б.Заходера;

Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде;

Д. Биссет  «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Э. Хогарт  «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

                             

           

  Уважаемые родители, мы постарались разобраться в том, как привить ребенку любовь к чтению. Все рекомендации хороши и правильны, но главное – личный родительский пример. Станьте для своего сына или дочери вдохновителем, активным помощником, внимательным слушателем и рассказчиком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Воспитывайте будущего читателя"

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С.Лупан)....

Консультация для родителей "Воспитываем маленького читателя"

Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Что же теряют наши ...

Воспитываем юного читателя

Для повышения значимости книги в сознании современногоь дошкольника мною разработан проект "На пути к прекрасному"....

Консультация "Как заинтересовать детей читать. Воспитываем маленького читателя".

Несколько рекомендаций для родителей как заинтересовать детей читать и любить книгу....

Консультация для родителей " Как заинтересовать детей читать" Воспитываем маленького читателя

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию консультацию по работе  с родителями "Как заинтерисовать детей читать" Надеюсь что она вам поможет в работе . Желаю вам удачи....

Воспитываем маленького читателя

Этот материал поможет родителю взростить ребенка любящего и уважающего книгу!...

Папка-передвижка "Воспитываем маленького читателя"

Консультация для родителей о роли книги в жизни ребёнка...