«Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей».
материал по художественной литературе (младшая группа)
«Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей» - план по самообразованию во второй группе раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей». | 72.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)
План по самообразованию
на 2023– 2024 учебный год
Тема: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей»
во второй группе раннего возраста № 2
Воспитатель: Тырышкина И. А.
У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются,
как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота».
И. Токмакова
Пояснительная записка
В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.
Роль сказки в развитии ребенка многогранна. Она и фантазию развивает, и мышление, и правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам необходимо воспользоваться главным языком детства - мудрой и очень интересной сказкой. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.
Актуальность
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
У каждой группы сказок есть своя детская или взрослая аудитория. Детям 2-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевичами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Сказки для детей младшего возраста (2-3 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.
Цель для педагога:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи для педагога:
1. Повысить свой профессиональный уровень в области сказкотерапии для детей раннего возраста;
2. Организовать предметно-развивающую среды в соответствии с требованиями ФГОС;
3. Внедрить систему работы по использованию сказкотерапии для детей раннего возраста.
Цель для воспитанников:
Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи для воспитанников:
1. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
2. Обогащать словарный запас;
3. Развивать умение воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
4. Развивать представления об окружающем мире;
5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
6. Побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
7. Вызывать интерес к книгам и их рассматриванию;
8. Воспитывать любовь к художественной литературе;
9. Развивать традиции семейного чтения.
Методы и формы работы:
- рассказывание сказок;
- чтение сказок;
- постановка сказок с помощью кукол (настольный театр, картонный театр, теневой театр, пальчиковый театр, фланелеграф);
- театрализация сказок.
Приемы:
-Рассматривание и беседы по картинкам;
-дидактические игры;
-пальчиковые игры и гимнастика;
-подвижные игры;
-театрализованные и сюжетно-ролевые игры;
-творческие занятия (лепка, рисование, аппликация).
Ожидаемый результат:
В результате поставленных задач у детей к концу года сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Этапы работы:
; организационный (сентябрь):
1. Изучение научной и учебно-методической литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала по теме: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей».
II. – основной (октябрь – апрель):
1. Организация работы с детьми через реализацию перспективного плана работы;
2. Оформление детских выставок;
3. Оформление книжного уголка;
III. – заключительный (май):
1. Выставка детских работ «Сказка в гости к нам ходила»;
2. Итоговый показ сказки «Репка» в 14 гр. и родителям;
3. Презентация для родителей по теме: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей».
Мероприятия с родителями:
Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.
- Ознакомление с планом работы по теме «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей».
- Консультация «Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста».
- Консультация «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».
- Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».
- Консультация «Сказка в жизни ребенка».
- Консультация «Воспитание сказкой».
- Консультация «Как и когда лучше читать сказку?».
- Презентация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».
- Выставка детских работ «Сказка в гости к нам ходила».
- Итоговый показ сказки «Репка» родителям.
- Итоговая презентация для родителей по теме: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей».
Работа с педагогами:
- Консультация «Развитие речи и фантазии при помощи сказок»
- Консультация-практикум «Сказкотерапия в работе воспитателя детского сада».
Пополнение РППС:
- Фланелеграф.
- Консультация «Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста».
- Консультация «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».
- Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».
- Консультация «Сказка в жизни ребенка».
- Консультация «Воспитание сказкой».
- Консультация «Как и когда лучше читать сказку?».
- Картинки на фланелеграф к РНС «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь».
- Изготовление Д/И к русским народной сказке (РНС) «Курочка ряба»: «Найди тень», пазлы «Золотое и простое яйцо», «Расскажи сказку по картинкам»; д/и к РНС: «Найди тень», «Расскажи сказку по картинкам», «Разложи по порядку», «Кто за кем?», «Кто лишний?», «Чудесный мешочек», «Узнай по силуэту», «Угадай сказку», «Собери сказку», «Кто так сказал?».
- Поролоновые тампоны для тампонировании в рисовании.
Оборудование:
- Фланелеграф (магнитная доска)
- Магниты
- Фигура персонажей сказок для фланелеграфа (магнитной доски)
- Клей ПВА
- Розетки под клей
- Жесткая кисть для клея
- Подставка для кисточки
- Клеенка
- Салфетка
- Картон белый
- Картон цветной
- Цветная бумага
- Гуашь
- Непроливашки
- Кисть для гуаши
- Пластилин
- Доска для лепки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» (вторая группа раннего возраста). - М.: Мозаика-синтез, 2015.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». - М., #1040;гапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 144 с.
3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
4. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 222с.
5. Ребенок в мире сказок/авт. О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 464с.
7. Погудина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. С-П.: Детство-Пресс. – 2015 г.
8. И.Г. Галянт. Палочки-стукалочки и веселые пальчики. Учебно-методическое пособие. Челябинск, Издательство Челябинского государственного педагогического университета.
9. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.- М., 2005.
10. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание.- №5.
11. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, #1089;.
12. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000
13. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
14. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М,: Просвещение, 1969г.
15. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
16. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений. – М,: Обруч, 2012г.
17. Е. В. Ларечина. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
18. Иванова И.Э: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
19. Шорохова О.А "Играем в сказку"
Перспективный план работы по теме самообразования
№ | Тема | Программные задачи | Материал к занятию | Литература | Работа с родителями. Пополнение РППС | ||
сентябрь -Организационный этап работы (подбор метод. Литературы для изучения, подготовка материала для работы, составление плана работы). - Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» (вторая группа раннего возраста). - М.: Мозаика-синтез, 2015. -Бородич А.М. «Методика развития речи детей». - М., 2004. | Познакомить родителей с планом работы по теме «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи детей второй группы раннего возраста». | ||||||
октябрь | |||||||
1 | Знакомство с рнс «Курочка Ряба». Беседа по содержанию сказки. | -Учить детей слушать внимательно сказку. -Побуждать их проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов, использовать в речи слова, встречающиеся в сказке. -Отвечать на простые вопросы, поставленные воспитателем по сказке. -Воспитывать умение сопереживать героям. | Текст рнс «Курочка Ряба». | -Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развиваю щая сказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с. -Органи зация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 222с. | - Фланелеграф - Картинки на фланелеграф к рнс «Курочка Ряба». | ||
2 | Повторное чтение рнс «Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций к сказке. | -Продолжать учить детей слушать речь воспитателя. -Побуждать детей узнавать и называть героев из сказки. -Способствовать развитию речи ребенка, активизации словаря. -Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения. -Продолжать воспитывать у детей раннего возраста интерес к народной сказке с помощью наглядности. | Иллюстрированный печатный вариант рнс «Курочка Ряба». | ||||
3 | «Золотое яичко» - лепка | -Продолжить знакомить с русской народной сказкой «Курочка Ряба», учить называть всех персонажей. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание утешить-вылепить новые яички. -Развивать мелкую моторику рук. -Формировать умение раскатывать комочек пластилина между ладонями, делать его круглой формы. | -Пластилин желтого цвет. -Доска для лепки. -Салфетка. | ||||
4 | «Курочка Ряба» на фланелеграфе. | -Развивать: внимание, память, восприятие, воображение. -Создать эмоциональный настрой у воспитанников, доставить детям радость, вызывать активный интерес к театрализованной деятельности. -Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе демонстрации сказки. | -Фланелеграф. -Картинки на фланелеграф к сказке «Курочка Ряба». | ||||
ноябрь | |||||||
5 | «Зернышки для Курочки Рябы» - рисование ватными палочками. | -Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству. -Развивать способность вслушиваться в речь другого человека. -Развитие связной и образной речи через рисование. | -Вырезанные из бумаги макеты тарелочек. -Желтая гуашь. -Ватные палочки. -Салфетка. | - Ребенок в мире сказок/авт. О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с. - Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 464с. | -Консультация для родителей «Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста». -Изготовление Д/И к рнс «Курочка ряба»: «Найди тень», пазлы «Золотое и простое яйцо», «Расскажи сказку по картинкам». | ||
6 | «Цыпленок» - аппликация. | -Содействовать активизации словарного запаса. -Способствовать развитию у детей умения употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (курица – мама, цыпленок - ребенок). -Формировать умение создавать в аппликации декоративные композиции из геометрических форм. | -Готовые вырезанные фигуры: два круга желтых - один большой (для туловища), другой маленький (для головы); треугольники красного цвета - один большой (для ножек), другой маленький (для клюва цыпленка). -Фломастер черного цвета для рисования глазика и зеленого цвета – рисования травки. -Игрушка курица. -Клей ПВА. -1\4 альбомного листа или картона зеленого цвета. -Кисть для клея. -Подставка для кисти. -Салфетка. | ||||
7 | Показ настольного театра «Курочка Ряба». | -Продолжать приучать слушать и способствовать пониманию содержания сказки «Курочка ряба, посредством показа настольного театра. | Персонажи к настольному театру «Курочка Ряба». | ||||
8 | В гостях у Курочки Рябы» - д/игры. | Закрепить знания детьми рнс «Курочка Ряба». | Д/И к рнс «Курочка ряба»: «Найди тень», пазлы «Золотое и простое яйцо», «Расскажи сказку по картинкам». | ||||
9 | Знакомство с рнс «Репка». Беседа по содержанию сказки. | -Учить детей слушать внимательно сказку. -Побуждать их проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов, использовать в речи слова, встречающиеся в сказке. -Отвечать на простые вопросы, поставленные воспитателем по сказке. -Воспитывать умение сопереживать героям. | Текст рнс «Репка» | ||||
декабрь | |||||||
10 | Повторное чтение рнс «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказке. | -Продолжать учить детей слушать речь воспитателя. -Побуждать детей узнавать и называть героев из сказки. -Способствовать развитию речи ребенка, активизации словаря. -Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения. -Продолжать воспитывать у детей раннего возраста интерес к народной сказке с помощью наглядности. | Иллюстрированный печатный вариант рнс «Репка». | -Погудина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. С-П.: Детство-Пресс. – 2015 г. -И.Г. Галянт. Палочки-стукалочки и веселые пальчики. Учебно-методическое пособие. Челябинск, Издательство Челябинского государственного педагогического университета. | -Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста". | ||
11 | «Репка» -лепка. | -Продолжить знакомить с русской народной сказкой «Репка», учить называть всех персонажей. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь справиться с задачей. -Развивать мелкую моторику рук. -Формировать умение раскатывать комочек пластилина между ладонями, делать его круглой формы, слегка сплющивать и оттягивать хвостик. Моделировать листья и прикреплять к основной форме. -Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | -Пластилин желтого и зеленого цвета. -Доска для лепки. -Салфетка. | ||||
12 | «Репка» -рисование | -Вызвать интерес к русской народной сказке «Репка». -Формировать умение детей правильно держать в руках кисточку. -Закреплять знания детей об овощах, умение узнавать и называть цвета (жёлтый, зелёный). -Развивать мелкую моторику рук, умение правильно закрашивать предмет внутри контура, не выходя за его пределы. | -Распечатка раскраски контура репки с листьями на листе бумаги формата А4. -Гуашь желтого и зеленого цвета. -Кисточка для гуаши. -Непроливашка. | ||||
13 | «Репка»-аппликация. | -Продолжать развивать интерес к русской народной сказке «Репка». -Познакомить с техникой обрывной аппликации. -Воспитывать аккуратность при работе. | -распечатка раскраски контура репки с листьями на листе бумаги формата ½ А4. -Салфетки желтого и зеленого цвета. -Клей ПВА. -Кисть для клея. -Подставка для кисти. -Салфетка. | ||||
январь | |||||||
14 | «Репка на фланелеграфе | -Развивать: внимание, память, восприятие, воображение. -Создать эмоциональный настрой у воспитанников, доставить детям радость, вызывать активный интерес к театрализованной деятельности. -Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе демонстрации сказки. | -Фланелеграф. -Картинки на фланелеграф к сказке «Репка». | -Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.- М., 2005. - Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание.- №5. | -Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». -Картинки на фланелеграф к сказке «Репка». | ||
15 | Знакомство с рнс «Колобок» Беседа по содержанию сказки. | -Учить детей слушать внимательно сказку. -Побуждать их проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов, использовать в речи слова, встречающиеся в сказке. -Отвечать на простые вопросы, поставленные воспитателем по сказке. -Воспитывать умение сопереживать героям. | Текст рнс «Колобок». | ||||
16 | Повторное чтение рнс «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке. | -Продолжать учить детей слушать речь воспитателя. -Побуждать детей узнавать и называть героев из сказки. -Способствовать развитию речи ребенка, активизации словаря. -Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения. -Продолжать воспитывать у детей раннего возраста интерес к народной сказке с помощью наглядности. | -Иллюстрации к рнс «Колобок». | ||||
17 | «Колобок»-лепка. | -Закрепить знание персонажей сказки и называть их. -Учить детей скатывать шарик из теста между ладонями круговыми движениями. -Развивать мелкую моторику пальцев рук. -Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам сказки. | -Пластилин желтого цвета. -Доска для лепки. -Салфетка. | ||||
февраль | |||||||
18 | «Колобок катится по дорожке»-рисование. | -Закрепить знания детьми персонажей сказки, песенки Колобка. -Развивать умение слушать и понимать задаваемые вопросы и отвечать на них. -Учить детей рисовать предмет округлой формы (Колобок). -Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | -Белый лист бумаги ½ формата А4 с нанесенной на него дорожкой, тучками и солнышком. -Гуашь желтого. -Кисточка для гуаши. -Непроливашка. | -Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, #1089;. - Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000 | -Призента ция «Сказкотерапия или сказочное лечение души». -Картинки на фланелеграф к сказке «Колобок». | ||
19 | «Колобок» на фланелеграфе | -Развивать: внимание, память, восприятие, воображение. -Создать эмоциональный настрой у воспитанников, доставить детям радость, вызывать активный интерес к театрализованной деятельности. -Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе демонстрации сказки. | -Фланелеграф. -Картинки на фланелеграф к сказке «Колобок» | ||||
20 | Настольный театр «Колобок» | -Учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. -Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. -Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки договариванием отдельных слов, фраз. -Способствовать интонационной выразительности речи. | Настольный театр «Колобок» | ||||
21 | Знакомство с рнс «Теремок». Беседа по содержанию сказки. | -Учить детей слушать внимательно сказку. -Побуждать их проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов, использовать в речи слова, встречающиеся в сказке. -Отвечать на простые вопросы, поставленные воспитателем по сказке. -Воспитывать умение сопереживать героям. | Текст рнс «Теремок». | ||||
март | |||||||
22 | Повторное чтение рнс «Теремок». Рассматривание иллюстраций к сказке. | -Продолжать учить детей слушать речь воспитателя. -Побуждать детей узнавать и называть героев из сказки. -Способствовать развитию речи ребенка, активизации словаря. -Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения. -Продолжать воспитывать у детей раннего возраста интерес к народной сказке с помощью наглядности. | Иллюстрации к рнс «Теремок» | -«Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры» /авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с. -Караманен ко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам». - М,: Просвещение, 1969г. | -Консуль тация «Сказка в жизни ребенка». -Паролоно вые тампоны. | ||
23 | «Теремок» -лепка | -Закреплять правильное произношение звукоподражаний (пи-пи-пи, ква-ква-ква, тук-тук-тук). -Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми движениями руки (туда-сюда). -Развивать интерес к литературным произведениям. -Воспитывать желание помочь. | Пластилин желтого цвета. -Доска для лепки -Салфетка | ||||
24 | «Зажигаем огоньки в Теремке»-рисование приемом тампонирования паролоном | -Побуждать детей узнавать и называть героев из сказки. -Способствовать развитию речи ребенка, активизации словаря. -Продолжать осваивать технику рисования пальчиком. -Развивать интерес к изобразительной деятельности. -Воспитывать аккуратность. | -Вырезанный из картона теремочек без окон. -Трафарет окна прямоугольного и круглого. -Гуашь желтого цвета. -Паролоновый тампон. -Салфетка. | ||||
25 | «Теремок» -аппликация | -Обобщить знания детей по сказке «Теремок». - Учить составлять изображение из геометрических фигур. -Закрепить умение пользоваться клеем. -Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным. | -Вырезанный из цветного картона теремочек без окна. -Прямоугольник желтого цвета для окна. -Маленькие цветные кружочки для украшения крыши. -Маленькие цветные персонажи сказки. -Клей ПВА. -Кисть для клея. -Подставка для кисти. -Салфетка. | ||||
апрель | |||||||
26 | «Теремок» на фланелеграфе | -Прививать интерес к русским народным сказкам. -Развивать внимание, память. -Создать эмоциональный настрой, вызывать интерес к театрализованной деятельности. | -Фланелеграф. -Картинки на фланелеграф к сказке «Теремок». | -«Театрали зованная деятель ность. Занимательные материалы»/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с. -Мерзляко ва С. И. «Театрализованные игры: методическое издание для работников дошколь ных образовательных учреждений». – М,: Обруч, 2012г. | -Консультация «Воспитание сказкой». -Картинки на фланелеграф к сказке «Теремок». -Картинки на фланелеграф к сказке «Маша и медведь». | ||
27 | Знакомство с рнс «Маша и медведь». Беседа по содержанию сказки. | -Учить детей слушать внимательно сказку. -Побуждать их проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов, использовать в речи слова, встречающиеся в сказке. -Отвечать на простые вопросы, поставленные воспитателем по сказке. -Воспитывать умение сопереживать героям. | Текст рнс «Маша и медведь». | ||||
28 | Повторное чтение рнс «Маша и медведь». Рассматривание иллюстраций к сказке | -Продолжать учить детей слушать речь воспитателя. -Побуждать детей узнавать и называть героев из сказки. -Способствовать развитию речи ребенка, активизации словаря. -Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения. -Продолжать воспитывать у детей раннего возраста интерес к народной сказке с помощью наглядности. | Иллюстрации к рнс «Маша и медведь». | ||||
29 | РНС «Маша и медведь» на фланелеграфе | -Развивать: внимание, память. -Создать эмоциональный настрой, доставить детям радость, вызывать интерес к театрализованной деятельности. | -Фланелеграф. -Картинки на фланелеграф к сказке «Маша и медведь» | ||||
май | |||||||
30 | «Пирожки для бабушки и дедушки»-лепка | -Закрепить знание детьми содержания рнс «Маша и медведь». -Способствовать развитию речи детей, активизации словаря. -Стимулировать повторять за воспитателем слова и фразы из произведения. -Продолжать учить детей катать шарик из пластилина, плющивать и формировать пирожок. -Воспитывать заботливое отношение к окружающим | -Пластилин желтого цвета. -Доска для лепки. -Салфетка. | -Е. В. Ларечина. «Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года)». - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. -Иванова И.Э: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. -Шорохова О.А "Играем в сказку". | - Консультация «Как и когда лучше читать сказку?». - Изготовление д/и к рн сказкам: «Найди тень», «Расскажи сказку по картинкам», «Разложи по порядку», «Кто за кем?», «Кто лишний?», «Чудесный мешочек», «Угадай сказку», «Собери сказку», «Кто так сказал?». | ||
31 | «Дорожка к дому от Мишки» -рисование | -Продолжать формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки. -Закрепить умение детей рисовать дорожку, ведя кисть по ворсу. -Развивать умение сопереживать героям сказки. | -Белый лист бумаги формата А4 с нанесенным на него вдалеке лесом, а вблизи – домом бабушки и дедушки. -Гуашь коричневого цвета. -Кисточка для гуаши. -Непроливашка | ||||
32 | «Сказка в гости к нам пришла»-Д/Игры по РНС сказкам | -Развивать речевую и познавательную активность детей, элементы логического мышления; эстетическое восприятие, наблюдательность, зрительную память. | Д/И к рн сказкам: «Найди тень», «Расскажи сказку по картинкам», «Разложи по порядку», «Кто за кем?», «Кто лишний?», «Чудесный мешочек», «Узнай по силуэту», «Угадай сказку», «Собери сказку», «Кто так сказал?». | ||||
33 | Выставка работ «Мой любимый сказочный герой» | -Обобщить знания детей по русским народным сказкам. - Развивать интерес детей к русским народным сказкам. -Привлечь родителей к совместной работе с детьми. | -Благодарность участникам выставки. | ||||
34 | В гостях у сказки. «Репка» - Инсцинировка в исполнении детей. | -Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки, продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой. -Формировать у детей правильное отношение и поведение в ситуациях, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости и сострадания. | -Маски персонажей сказки «Репка». |
Лист изменений и дополнений
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"
И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....
Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей
В последнее время все чаще приходится сталкиваться с детьми у которых есть речевые проблемы. Дети плохо говорят, имеют недостаточный словарный запас, не соответствующий возраст...
Самообразование "Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 2-3 лет"
самообразование...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»
laquo;У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются,как о лежащий на дороге камень,и укалываются как о лист осота».Ирина Токмакова...
План работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.Задачи:- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать не...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»...
Самообразование "Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 2-3 лет"
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой...