Стихотворение С.Есенина «Черемуха» (чтение художественной литературы)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Образовательные задачи:
-Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;
-Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями
Развивающие задачи:
-Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
-Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.
Воспитательные задачи:
-Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;
-Воспитывать любовь к художественному слову.
Материал: текст стихотворения; картинки по содержанию стихотворения, магнитофон.
Предварительная работа:
Наблюдение за весенними явлениями в природе, рассматривание пейзажных картин о весне, чтение художественных произведений о весне, заучивание стихов о весне.
Организационный момент и введение в тему занятия.
Сегодня нас ждёт новое путешествие в Мир Искусства. Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна.)
Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мяча.
Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете? Отвечайте и передавайте друг другу мяч.
Дети:
- солнце светит ярко и греет;
- тает снег, с крыш капает капель;
- появляются проталинки на земле;
- дни становятся длиннее, а ночи короче;
- бегут весенние ручейки;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах появляются листья;
- птицы прилетают с теплых стран, строят гнезда;
- от спячки просыпаются зимующие звери;
- на полянках зацветают цветы;
- появляются насекомые.
Воспитатель: Молодцы! А какой у нас сейчас месяц? (Ответы детей: Май.)
Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете?
Дети рассказывают стихотворения о весне.
Весна, тебя мы долго ждали
Холодной, снежною Зимой,
И часто мы во сне видали
Весенний ручеек лесной.
Нам снилось солнышко на небе,
Что яркий свет на землю льет,
Что улетели прочь метели,
И на реке растаял лед.
И вот-ура! Весна настала.
На дереве поет скворец.
Весну он славит заливаясь:
"Весна пришла! Зиме конец!"
И звонкий голосок капели
С утра поет свой гимн весне
И гуси длинной вереницей
Вновь возвращаются домой
Воспитатель: Да, замечательные стихотворения о весне! Весна – это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях. Композиторы, художники, поэты пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи о весне.
Воспитатель: Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.
Послушайте стихотворения С. Есенина " Черёмуха" и представьте себе то, о чём в нём говориться.
Чтение педагогам стихотворения " Черёмуха"
Беседа по содержанию.
- Понравилось вам это стихотворение?
- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, ликующее).
- О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне).
- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (черёмуха душистая, ветки золотистые, кудри завила).
Физкультурная минутка.
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Послушайте стихотворение ещё раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения ещё раз.
Словарная работа.
- Как вы понимаете выражение:
"Волной гремучею" вода шумит, издаёт громкие звуки
"Вкрадчиво под кручею" осторожно, доверчиво, крутой спуск, обрыв
" Роса медвяная" капелька воды с ароматом мёда
" Зелень пряная" с острым ароматным запахом
"Зелень золотистая" листья на солнце переливаются жёлтым цветом
Это стихотворение написал замечательный великий поэт Сергей Есенин.
С раннего детства он полюбил русскую природу. Однажды играя во дворе со своими товарищами, он увидел белоснежно цветущее дерево, с ароматным запахом. С тех пор он чувствовал себя частью природы.
- Вспомните, как, рассказано о ручье? (маленький, серебряный).
- А как бы вы сказали, ручей, какой? (тёплый, быстрый, журчащий, чистый, холодный).
Повторное чтение стихотворения.
Давайте ещё раз послушаем стихотворение.
Слушаем магнитофон на который было записано наше чтение стихотворения.
Итог.
О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне).
Кто его написал? (Сергей Есенин).
Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной?
Какая часть понравилась больше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"
Конспект занятия содержит хороший программный материал по ознакомлению с художественной литературой, а также много занимательного материала....
занятие по развитию речи и художественной литературе в средней группе "чтение стихотворений о зиме. Описание зимней одежды"
занятие составлено по "Программе воспитания и обучения ..." под ред. Васильевой и др....
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: «Повторное чтение стихотворений про автомобили»
Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и л...
Конспект открытого занятия во 2 младшей группе. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.
Интегрированное занятие в младшей группе...
Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».
Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...
Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС. «Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка». Штанишки для мишки».
Познакомить с содержанием отрывка из стихотворения 3. Александровой «Мой мишка», продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них; способствовать активизации речи....
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Цель: Познакомить детей со ст...