Стихотворение С.Есенина «Черемуха» (чтение художественной литературы)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Образовательные задачи:

-Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;

-Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями

Развивающие задачи:

-Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;

-Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.

Воспитательные задачи:

-Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;

-Воспитывать любовь к художественному слову.

Материал: текст стихотворения; картинки по содержанию стихотворения, магнитофон.

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними явлениями в природе, рассматривание пейзажных картин о весне, чтение художественных произведений о весне, заучивание стихов о весне.

 

Организационный момент и введение в тему занятия.

Сегодня нас ждёт новое путешествие в Мир Искусства. Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.  (Весна.)

 

Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мяча.

Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете? Отвечайте и передавайте друг другу мяч.

Дети:

- солнце светит ярко и греет;

- тает снег, с крыш капает капель;

- появляются проталинки на земле;

- дни становятся длиннее, а ночи короче;

- бегут весенние ручейки;

- вся природа просыпается от зимнего сна;

- на деревьях и кустах появляются листья;

- птицы прилетают с теплых стран, строят гнезда;

- от спячки просыпаются зимующие звери;

- на полянках зацветают цветы;

- появляются насекомые.

Воспитатель: Молодцы! А какой у нас сейчас месяц? (Ответы детей: Май.)

Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете?

Дети рассказывают стихотворения о весне.

Весна, тебя мы долго ждали

Холодной, снежною Зимой,
И часто мы во сне видали
Весенний ручеек лесной.

                     Нам снилось солнышко на небе,
                      Что яркий свет на землю льет,
                      Что улетели прочь метели,
                      И на реке растаял лед.
                              И вот-ура! Весна настала.
                              На дереве поет скворец.
                             Весну он славит заливаясь:
                             "Весна пришла! Зиме конец!"

                                               И звонкий голосок капели

                                               С утра поет свой гимн весне

                                               И гуси длинной вереницей

                                               Вновь возвращаются домой
 

Воспитатель: Да, замечательные стихотворения о весне!  Весна – это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях. Композиторы, художники, поэты пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи о весне.

 

Воспитатель: Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.

 

Послушайте стихотворения С. Есенина " Черёмуха" и представьте себе то, о чём в нём говориться.

Чтение педагогам стихотворения " Черёмуха"

Беседа по содержанию.

- Понравилось вам это стихотворение?

- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, ликующее).

- О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне).

- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (черёмуха душистая, ветки золотистые, кудри завила).

Физкультурная минутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

 

Послушайте стихотворение ещё раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения ещё раз.

Словарная работа.

- Как вы понимаете выражение:

"Волной гремучею" вода шумит, издаёт громкие звуки

"Вкрадчиво под кручею" осторожно, доверчиво, крутой спуск, обрыв

" Роса медвяная" капелька воды с ароматом мёда

" Зелень пряная" с острым ароматным запахом

"Зелень золотистая" листья на солнце переливаются жёлтым цветом

Это стихотворение написал замечательный великий поэт Сергей Есенин.

С раннего детства он полюбил русскую природу. Однажды играя во дворе со своими товарищами, он увидел белоснежно цветущее дерево, с ароматным запахом. С тех пор он чувствовал себя частью природы.

- Вспомните, как, рассказано о ручье? (маленький, серебряный).

- А как бы вы сказали, ручей, какой? (тёплый, быстрый, журчащий, чистый, холодный).

Повторное чтение стихотворения.

Давайте ещё раз послушаем стихотворение.

Слушаем магнитофон на который было записано наше чтение стихотворения.

Итог.

О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне).

Кто его написал? (Сергей Есенин).

Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной?

Какая часть понравилась больше?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

занятие по развитию речи и художественной литературе в средней группе "чтение стихотворений о зиме. Описание зимней одежды"

занятие составлено по "Программе воспитания и обучения ..." под ред. Васильевой и др....

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: «Повторное чтение стихотворений про автомобили»

Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и л...

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС. «Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка». Штанишки для мишки».

Познакомить с содержанием отрывка из стихотворения 3. Александровой «Мой мишка», продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них; способствовать активизации речи....

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»    Цель: Познакомить детей со ст...