Викторина "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Орлова Елена Борисовна

Конспект литературной викторины "Путешествие по русским народным сказкам" для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_skazki.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                             детский сад № 20

              КОНСПЕКТ

              литературной викторины

              «Путешествие

             по русским народным сказкам»

              в подготовительной группе

Воспитатель:

Орлова Елена Борисовна

Цели: вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в  соревновательных играх развивающего характера. 

Задачи:

- закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений,  

-  развивать воображение, память, внимание, слуховое восприятие; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, обогащать словарный запас детей;

- воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам, устному народному творчеству.

Материал: карта путешествия, иллюстрации русских народных сказок, карточки с заданиями, кукла Марьюшка-сказительница, а/з звук горения дров в печи и стука молота в кузнице, жетоны, «волшебная коробка», медальки.

Оборудование: ноутбук (магнитофон)

Предварительная работа: чтение  русских народных сказок с беседами по содержанию, оформление тематической выставки книг, совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.

Ход:

I. Организационный момент


- Ребята, Марьюшка-сказительница принесла вам сегодня сказочную волшебную коробку. Давайте заглянем, что там.

Марьюшка решила проверить, хорошо ли вы знаете русские народные сказки, и приготовила вам задания.
- А помните, почему их так называют «русские народные сказки»?  
- Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы, преодолеть все препятствия?

– Тогда в путь! За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце пути выясним, кто у нас самый лучший знаток сказок.

Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. /сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка/

II. Викторина

 1. «Путаница»
Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.

                                          Сказка «Шарик, тростинка и ботинок»

Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

                                                         Сказка «Гном и лев»

Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок».
Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
- Давай опять вместе сеять.
- Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
- Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.

2. «Песенки сказочных героев»
Необходимо вспомнить сказку и определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова.

У меня не усы, а усищи,
Не лапы, а лапищи,
Не зубы, а зубищи –
Я никого не боюсь!

Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь!
Испеките мне к утру мягкий белый хлеб,
Какой я у моего родного батюшки ела.

Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Котик-братик,
Спаси меня!

3. «Назови сказку правильно»
Необходимо вспомнить и  дать правильные названия сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«Перышко Финиста – ясна-филина»
«По собачьему веленью»
«Дарьюшкина избушка»

«Сивка-будка»
«Плавучий корабль»
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Царевна-индюшка»

4. «Назови прозвища сказочных героев»

Иван-…        лягушка-…

Иванушка-…        мышка- …

Елена …        жар-…

Василиса …        гуси-…

Кощей …        Сивка-…

Баба-…        лисичка-…

5. «Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Необходимо узнать сказку по иллюстрации и по стихотворению-описанию.

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!

 

На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.

Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.

 

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

 

Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? 

6. Музыкальная пауза

Необходимо угадать звуки (треск дров в печи, стук молота в кузнице).

- В каких сказках есть персонаж «кузнец»? Печь?

7. «Лиса Патрикеевна»

- Какое животное чаще всего встречается в сказках?

Необходимо назвать сказки, где есть персонаж «лиса».

8. «Магическое число»

- Какое число чаще всего встречается в сказках?

Необходимо вспомнить такие сказки.

III. Заключительная часть

 

Подведение итогов викторины–путешествия: подсчет жетонов и определение победителей. Всем вручаются медальки «Знатоки русских народных сказок», победителям – медали «Знатоки сказок» и сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....