обобщение педагогического опыта:" Развитие речи".
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Зайцева Светлана Альфредовна

Устное народное творчество является важнейшим источником и средством развития сторон связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Зайцева С.А. воспитатель МБДОУ №10. г.Тейково.

Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом

для развития культуры речи. ( А. П. Усова).

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность работы :

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Одно из важных направлений в работе педагогов ДОУ - речевое воспитание детей, в частности – развитие связной речи.

Работая в детском саду, я заметила, что современные дети большее свое время проводят у компьютеров, телевизоров и речь детей стала слабой. Дети в возрасте двух лет практически не разговаривают, дети трехлетнего возраста имеют дефекты речи, а у детей старшего дошкольного возраста слабый словарный запас.

Для того чтобы максимально подготовить каждого ребенка к школьному обучению, я поставила перед собой задачу повысить уровень развития связной речи у детей.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

1.2. ПРОБЛЕМА

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них недостаточно развита связная речь, они с трудом могут рассказывать о событиях своей жизни, не могут пересказать знакомые и любимые, соответствующие их возрасту литературные произведения, не могут запомнить и повторить выразительные отрывки из прочитанного.

Проводя с детьми диагностику индивидуального развития по образовательной области «Речевое развитие», изучая полученные результаты и делая анализ речевого развития детей, сделала вывод о необходимости совершенствования всех сторон речи у детей, развития речевого творчества. Для решения возникшей проблемы решила более углубленно изучить и в дальнейшем практически применить полученные знания в работе с детьми по совершенствованию речевого развития малышей. Составила План работы самообразования по речевому развитию детей младшего возраста с использованием устного народного творчества: песенок, потешек, сказок, загадок.

На идею формирования работы оказали влияние следующие факторы.

-требования ФГОС;

- теоретические основы психологического развития дошкольников;

-изучение методической литературы и опыта коллег;

-курсы повышения квалификации.

Определив направления в работе, приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества, прочитала специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения зффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта :

-создание и использование образовательной развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через устное народное творчество.

Следуя цели, я поставила перед собой задачи:

- Развить активную речь детей.

- вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

- обогатить словарный запас детей.

-приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ

2.1. Развитие речи в исследованиях психологов

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только педагогики и психологии, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин).

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского и др.

Великие педагоги считают, что связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности и социализации. Развитие связной речи также оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

2.2. Возрастные особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Возраст от трёх до пяти уникален по своему значению для речевого развития : в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности, создаёт предпосылки для их дальнейшего развития.

Речь используется для становления контактов с окружающими, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли, чувства партнёра, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и людей, средством познавательной деятельности.

На четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и глаголов, другие части речи : прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка.

Постепенно в недрах диалогического общения у детей зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Она возникает вследствие желания ребёнка поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Использование произведений устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.

Однако, чтобы речь ребенка звучала правильно, четко, выразительно и эмоционально, необходима звуковая культура речи. В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям.

Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать доброжелательную атмосферу. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню.

Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребенку нужно собственное участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, предлагаю детям поочередно «причесать лошадку»«гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» — погладить, пожалеть игрушечного зайку. Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями дает возможность им ближе понять смысл произведения. В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитывать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде :

3.2. Образовательная среда

Реализацию ведущей идеи работы с детьми я начала с организации и оснащения предметно-развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностей детей дошкольного возраста является игра, необходимо научить детей играть и использовать в играх, полученный опыт. В группе созданы уголки : книжный, театрализованной деятельности, уголок ряженья, ролевых игр, сенсорный и музыкальный уголки.

В речевом уголке имеется картотека: артикуляционной гимнастики, создана альбом с чистоговорками, потешками, стихами. Имеется картотека используемых по возрасту хороводных игр, подвижных игр, разнообразные стихотворные комплексы утренней гимнастики.

В группе имеется книжный уголок, в котором есть любимые сказки детей, книжки – малышки и другие знакомые детям литературные произведения, которые дети любят просто рассматривать.

Театрализованный уголок, в котором имеется пальчиковый театр – развивает мелкую моторику рук, воображение и речь детей. Кукольный театр, который учит детей пересказывать, рассказывать и сочинять свои сказки

Настольный театр по сюжетам русских народных сказок : "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь"- любимое занятие моих воспитанников. Это кладезь для развития выразительности, эмоциональности, диалогической и монологической речи.

Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, здесь дети могут самостоятельно перевоплощаться в знакомых героев или взаимодействовать друг с другом. В группе имеется дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "В какой сказке герой", "Из какой сказки предмет".

3.3. Технология работы

Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих методов и приёмов, используемых в работе :

-наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

-словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть, проговаривание потешек, стихотворений, небольших отрывков из народных сказок, совместное сочинение сказок.

-игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Детям нравится участвовать в литературных викторинах, вечерних посиделках, узнавать и называть знакомых сказочных героев. Организовываю праздники и развлечения "Вечерняя сказка ", "Уроки доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

Важную роль в эффективности использования народного творчества для развития речи детей играет их правильное и систематическое использование в работе.

Реализация ведущей идеи работы

Создание условий для полноценного развития речи детей с помощью народного творчества предусматривает наличие необходимой развивающей предметно- пространственной среды.

Предметно- развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, много сделано своими руками. Использую яркие разрезные картинки к заучиваемым стихам.

Подготовила разрезные картинки по сказкам, которые можно использовать при проведении Викторин (при описании героев сказок, отгадывания названий сказок.)

Одна из важных задач – подобрать такие варианты потешек, сказок, стихов, чтобы вызвать у детей интерес в дальнейшем самостоятельно играть с использованием знакомых и разучиваемых сказок, потешек, песенок. Постоянно при проведении занятий и режимных моментов я использую речевые игры и занимательные упражнения, колыбельные песни, игры со словом и движениями.

Я использовала большое количество фольклорных жанров, которые позволяют развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. В свою работу я включала простые стишки, сказки, потешки, песенки – они учат маленького человека жизни. Подбор песенок, пальчиковых игр, сказок, потешек по развитию речи с использованием устного народного творчества разнообразен.

Использую в работе пальчиковые игры : «Доброе утро, «Мы капусту рубим, рубим»«Мы делили апельсин», которые сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развитию мышления и речи.

Так же дети любят хороводные игры и песенки «Ровным кругом друг за другом»«Матрёшки».

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико - грамматические игры, например: «Что вы видите вокруг»«Из какой сказки герой?»«Узнай по описанию» и другие.

Использую в работе с детьми словесные игры «Составь описание»«Придумай окончание сказки»«Кто в тереме живет», которые учат детей пересказывать, самостоятельно составлять небольшие рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Обогащая словарь дошкольников, учу детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить их, придумывать небольшие сказки по их сюжету. Пример составления загадки о зайчике:

• Он маленький, как:, но не.

• Он пушистый, как:, но не:

• Он быстрый, как:, но не:

• Он серенький, как:, но не:

Кто это?

Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадывать, радуются успеху и сами придумывают словесные описания. Это развивает у детей желание слушать, умение угадать по словесному описанию взрослого, позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.

Частое чтение литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научили детей вслушиваться, вглядываться в окружающее.  Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

Заключение

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода. Ценность обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Проводя работу с детьми младшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым.

Поэтому особое место в своей работе по развитию речи детей это го возраста я уделила устному народному творчеству, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей.

Пройдя весь этот этап работы я уверена, что роль фольклора в развитии воспитании детей с раннего возраста огромна и очень важна.

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Литература

Используемая литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2016. — 272 с.

2. Инновационная программма дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. 6-е изд., доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2021 г.

3. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 2009.

4. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. — Самара, 2015.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М, 1996.

6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи в дошкольном возрасте»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Обобщение педагогического опыта "Развитие речи детей посредством сказкотерапии"

В данной работе я делюсь с педагогами опытом работы по методике сказкотерапии. Рассказала, что такое сказкотерапия,в чем заключается актуальность данной темы, о задачах скаазкотерапии. Познакомила кол...