«Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста»
консультация по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ВВЕДЕНИЕ
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям.
Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение.
Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка.
Своё значение загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством - средством обучения детей. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудия труда, явлениях природы. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями.
И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации и досугах. Детям нравится отгадывать загадки. И отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей, что в свою очередь делает речь ребенка чище, красивее, богаче, и это делает общение детей друг с другом намного проще, интереснее и грамотнее.
ВИДЫ ЗАГАДОК С ПРИМЕРАМИ
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.
Ответ: уточка.
2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
(мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ...
(корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый ...
(кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее ...
(заяц, лиса)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
У меня который год
ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска. (Полотер)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:
Скоро 1 0 лет Сереже —
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)
Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Машенька и три медведя).
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК
Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой
обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает".
Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: "У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?" Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку.
Например, если сказать "большой зверь, живет в лесу", то придется долго
перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую "сочинительную" игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом загадывайте друг другу загадки о встречных предметах.
"Едет, гудит, людей везет", "Лохматая, хвостатая бежит и лает" или, скажем, "Листики зеленые, а ствол белый". Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь.
С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый,
как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка.
Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша
выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Начинать нужно с самых простых загадок, постепенно усложняя их.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников .
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания).
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое ;сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками. ( голос животного, чем он питается, повадки и т.д.).
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч)
В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст ?
Как же быть без хруста, если я ...
Ответ: капуста;
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний, отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг - друга нет.
Ответ: глаза
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Ответ: иголка
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы: Хоть сама и снег и лед,
А уходит - слезы льет
Ответ: зима
Сидит девица в темнице,
А коса на улице
Ответ: морковь
Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Данный процесс начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.
Загадки распределяются по уровням сложности. На каждом возрастном этапе следует вводить различные виды загадок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Для активизации словаря широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАГАДКИ
• Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
• Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
• Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
• Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
• Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.
• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
• Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.
Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
- Долженкова, И. В. Загадка и ее роль в воспитании дошкольника / И. В. Долженкова, О. С. Горбатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 31-33
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
- Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста»
Лаврентьева Ольга Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям.
Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение.
Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка.
Своё значение загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством - средством обучения детей. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудия труда, явлениях природы. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями.
И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации и досугах. Детям нравится отгадывать загадки. И отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей, что в свою очередь делает речь ребенка чище, красивее, богаче, и это делает общение детей друг с другом намного проще, интереснее и грамотнее.
ВИДЫ ЗАГАДОК С ПРИМЕРАМИ
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.
Ответ: уточка.
#1047;агадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
(мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ...
(корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый ...
(кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее ...
(заяц, лиса)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
У меня который год
ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска. (Полотер)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:
Скоро 1 0 лет Сереже —
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)
Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Машенька и три медведя).
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК
Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой
обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает".
Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: "У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?" Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку.
Например, если сказать "большой зверь, живет в лесу", то придется долго
перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую "сочинительную" игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом загадывайте друг другу загадки о встречных предметах.
"Едет, гудит, людей везет", "Лохматая, хвостатая бежит и лает" или, скажем, "Листики зеленые, а ствол белый". Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь.
С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый,
как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка.
Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша
выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Начинать нужно с самых простых загадок, постепенно усложняя их.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников .
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания).
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое ;сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками. ( голос животного, чем он питается, повадки и т.д.).
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч)
В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст ?
Как же быть без хруста, если я ...
Ответ: капуста;
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний, отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг - друга нет.
Ответ: глаза
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Ответ: иголка
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы: Хоть сама и снег и лед,
А уходит - слезы льет
Ответ: зима
Сидит девица в темнице,
А коса на улице
Ответ: морковь
Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Данный процесс начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.
Загадки распределяются по уровням сложности. На каждом возрастном этапе следует вводить различные виды загадок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Для активизации словаря широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАГАДКИ
• Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
• Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
• Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
• Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
• Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.
• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
• Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.
Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
- Долженкова, И. В. Загадка и ее роль в воспитании дошкольника / И. В. Долженкова, О. С. Горбатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 31-33. — URL: (дата обращения: ).
- Роль загадки в развитии ребенка.
- Загадка и её роль в воспитании ребёнка #:~:text=О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страничка для родителей. Консультация по теме: "Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста "
На страничке для родителей представлена консультация о загадках, их правильном подборе для ребёнка с учётом его возраста и развития. Даны рекомендации о том, как использовать загадки в повседневной жи...
Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок...
Многогранность загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, c помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышле...
Методическая разработка Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О РОЛИ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАГАДОК
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " О РОЛИ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАГАДОК" В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекател...