Познавательное занятие с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе Тема: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Ерофеева Оксана Викторовна

Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту.

Задачи: Обучающая: познакомить детей с биографией П.Бажова

Развивающие: развивать интерес к жанру сказ, к литературному наследию П.П. Бажова

Воспитывающие: пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала, воспитывать уважение к людям . Познакомить с биографией П. Бажова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_po_skazkam_bazhova.docx21.25 КБ
Office presentation icon po_skazkam_bazhova.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе Тема: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту.

Задачи: Обучающая: познакомить детей с биографией П.Бажова

Развивающие: развивать интерес к жанру сказ, к литературному наследию П.П. Бажова

Воспитывающие: пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала, воспитывать уважение к людям . Познакомить с биографией П. Бажова.

Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце». Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова “О чем шептались камушки”, сказки П. Бажова, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест).

Оборудование: кукла Даренка, мешочек с предметами, портрет П.Бажова, иллюстрации к сказам П. Бажова.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, мешочек с предметами.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадку:

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка… (Даренка)

-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)

- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.

Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями и сказочными предметами, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?

Вы готовы? Тогда в путь!

1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!

Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»

3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили , ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)

Воспитатель:

-Кто рассказывал сказы детям по вечерам?

-Какой труд был у людей в старых рудниках?

-Из какого сказа эти герои(«Огневушка-Поскакушка»).

-Как вы догадались? (Рыжая девчонка, дед Ефим, герои которые живут в этой сказке)

Воспитатель:

Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге. Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми.

-Сколько было детей в семье?

-Как учился Павел?

Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов.

История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.

-Кем юноша устроился работать в школе?

-Во время каникул, где Павел странствовал?

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» во многом определили судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей например: хозяйка Медной горы, Данила мастер, бабка Синюшка, Огневушка – поскакушка.

Воспитатель: А вы хорошо помните героев сказов дедушки Бажова? (ответ детей).

Благодаря этой книге, Бажов получил ряд премий и был награжден орденами разных степеней.

4. ) 1- 2 - 3 – повернись, в стране загадок очутись.

Воспитатель: Теперь очередь загадок. Уверена, вы легко ответите на них.

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

2. Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

3. Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

«Из какого сказа эти строки?»

1. «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» («Синюшкин колодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

5. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!

Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!

- Вам Даренка приготовила задание:

Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.

6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!

«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».

«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».

7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек со сказочными предметами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами, камнями и сказочными предметами)

Дидактическая игра «Узнай по предмету» (каменный цветок, уголек, шкатулка, избушка…)

8)Рефлексия: Воспитатель: Мы познакомились с вами со многими сказами великого уральского писателя. Как зовут этого писателя? (Павел Бажов, дедушка Бажов).

Воспитатель: Ребята, так о ком и о чем рассказывал П. П. Бажов в своих сказах? (Про красоту Урала, про уральских мастеров, про дружбу, верность и трудолюбие).

Порадовали вы меня своими знаниями. Предлагаю вечером, в свободное время нарисовать понравившийся сказ, а затем оформить выставку по названием «Уральские сказы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как звали деда из сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Слайд 3

Скучно было Коковане одному в доме, и захотел он взять…

Слайд 4

Расскажите, какой была сиротка Дарёнка

Слайд 5

Куда отправились Кокованя, Дарёнка и кошка Мурёнка?

Слайд 6

О чем Кокованя рассказывал Дарёнке? Чем занимался Кокованя летом? зимой?

Слайд 7

Как жили Кокованя и Дарёнка?

Слайд 8

Посмотрите на картинку. Чем занимаются Кокованя и Даренка? Что рассказал Кокованя Даренке о козлике?

Слайд 9

Чем отличался Серебряное копытце от других козлов?

Слайд 10

Вот и отправились Кокованя и Дарёнка…

Слайд 11

Как жилось им троим в балагане?

Слайд 12

Почему Дарёнка вышла из дома?

Слайд 13

Как играла Мурёнка с козликом?

Слайд 14

Каким увидел дом возвратившийся Кокованя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: закрепить и расширить представления у детей о весне и сезонных изменениях, происходящих в природе.Задачи:Образовательные: ·       закрепить, активизировать словарь ...

НОД для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: закрепить и расширить представления у детей о весне и сезонных изменениях, происходящих в природе.Задачи:Образовательные: ·       закрепить, активизировать словарь ...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: " Путешествие по сказке Колобок"

Конспект итоговой  организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: " Путешествие по сказке Колобок"...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» в средней группе. Тема: «Путешествие в сказку «Теремок».

Интеграция с образовательными  областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Тема: «Путешествие в ...

План – конспект по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе Тема: «Путешествие по сказке «Гуси - лебеди»

Данный конспект занятия направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной  к школе группе. В ходе непосредственно образовательной деятельности дети выполняю...

Интеграция логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие в сказку Ш. Перро "Золушка"»

Интеграция логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе                            ...