конспект по развитию речи
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ |
Конспект
занятия по развитию речи
Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела»
Образовательная область «Речевое развитие»
(старшая группа)
Балахнина Т.Н., воспитатель
г. Бийск, 2023
Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
- Развивающие:Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность. Приобщать детей к фольклору.
- Воспитательные:воспитывать навыки сотрудничества на занятии, активность.
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации лук, коса, кран, рыба-бычок.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз. Дети занимают свои места. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | С добрым утром, с новым днём! - Проходите и занимайте свои места на стульчиках. -Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки? (Дружить, помогать, узнавать что-то новое) - А Вы дружите друг с другом? (Да) -А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем) -Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми) -А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить) -Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку. | |
2. Основная часть занятия. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Лиса. Теленок. Ответы детей. Ответы детей. Дети распределяют иллюстрации. Плавательные движения. Потягивания — руки вперёд. | -Одного из героев сказки вы узнаете, отгадав загадку. -Кто крадётся между сосен? -Одна из героев сказки – это лисичка. -Сказка называется «Как лисичка бычка обидела» -Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел? -А кто такой бычок? (Теленок). Вы думаете, что бычок – это теленок? (Да). -А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы. Например, лук – овощ и лук со стрелами. Коса, траву косить и коса у девочки. Кран для воды и подъемный кран. -И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто. -Быстро плавала в реке, -Оказалась на крючке. -Тут не до улыбки! -Кто же это? (Рыба) -Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба. Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове. -Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. Слушайте внимательно сказку. Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела: - Бычок, бычок, Пучеглазый, Бычок, бычок, Большеротый, Бычок, бычок, Колючий бочок! А бычок ей говорит: - А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь! Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса- мать спрашивает: -Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь? -Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые. А лиса спрашивает: -А ты ему ничего не говорила? -Сказала. -Что ты ему сказала? – спросила лиса. - А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый. - Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела. Ребята, скажите, пожалуйста, как называется сказка? «Как лисичка бычка обидела» - Где шла лисичка? (Лисичка шла по берегу моря) - Кто высунулся из воды? (Из воды высунулся бычок - рыба морская) -Вспомните, какими словами обзывала лисичка бычка. (Пучеглазый, большеротый). - Если лисичка называет бычка «пучеглазый», значит глаза у бычка какие? (Большие) А «большеротый», значит рот у бычка какой? (Большой) - Что ответил бычок? (У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь) - Понравились слова бычка лисичке? (Нет, не понравились, она заплакала) - Что спросила лиса – мать? (Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?) - Как ответила лисичка? (Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь) - Что еще спросила лиса -мать? (А ты ему ничего не говорила?) - Что ответила лисичка? (Сказала, что он пучеглазый да большеротый) - Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела) -Ребята, а теперь давайте попробуем припомнить сказку, а помогут нам картинки. Ой, что такое? Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете? (Да, поможем) Вспомните пожалуйста, как сказка начиналась? (Да, поможем) (Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Спасибо. Что было потом? -Ребята, а почему она бычка назвала пучеглазым? (потому что у него выпуклые глаза). Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. А дальше? -Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте врассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. Как приятно в речке плавать! Речка лентой впереди. Сверху мостик — погляди. Присаживаемся на стульчики. | . Вывешиваю на доску картинки(Лук, коса, кран) Показываю детям иллюстрации к сказке. |
3. Заключительная часть занятия | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Ответы детей. Ответы детей. До свидания! | - Я прочитаю вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать. Слушайте внимательно. -Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать? -Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне Ваня пожалуйста рассказать эту сказку. Спасибо). -Молодцы ребята! -Как называется сказка? -Назовите главных героев сказки? -Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться) -А какими словами можно попросить прощения? (Прости меня пожалуйста, я так больше не буду) -Какие вежливые слова вы знаете? -Есть такая пословица «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других» -Как можно объяснить эту пословицу? - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями, и никогда не обижали своих друзей! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...