Консульация
консультация по художественной литературе
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Построение занятия по заучиванию стихотворения с детьми дошкольного возраста»
Безбородова Любовь Глебовна
Одинцово, 2023 г
В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора.
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения наизусть, без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Эта беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности) в ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик.» Какими словами начинается и заканчивается стихотворение»? Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того, чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушать текст, повторять его. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, провести рисование на эту тему, послушать музыку. В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
- Игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком)
- Частичное воспроизведение текста всей группой , если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К.Чуковского «Мойдодыр» воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте.
- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку.
-Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон».» Сказка о глупом мышонке»)
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, подсказ нужной интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох). Умение регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности: В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четырехстишие, оно понятно по содержанию, просто по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной формой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е.Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком; при чтении педагогом стихотворения А.Барто. «Лошадка» дети изображают , как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются.
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консульация для родителей "5 способов помочь ребенку адаптироваться к садику"
Консультация для родителей детей пришедших в детский сад или собирающихся посещать его....
Консульация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников"
советы по профориентации с дошкольного возраста...
Консульация "Использование тематической картотеки подвижных игр в организации прогулок"
Консультация для родителей и педагогов....
КОНКУРС. Консульация для родителей и воспитателей ДОУ. «Игра-драматизация, как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи....
«Особенности развития речи детей раннего возраста» -консульация
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в...
консульация
Консультация для родителей«Чем и как занять ребёнка дома?»...
Консульация
Дыхательная гимнастика...