Нетрадиционная техника рисования как развития творческого потенциала раннего и младшего возраста
статья по художественной литературе (младшая группа)
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В.Л. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеколпанская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение - дошкольное отделение
Отчёт по самообразованию на тему:
Нетрадиционная техника рисования как развития творческого потенциала раннего и младшего возраста
на 2023 – 2024 учебный год
Воспитатель: Дробышевская Валерия Михайловна
д. Большие Колпаны
2023 г.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В.Л. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему свою считаю актуальной. Основная цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:
- Формировать творческое мышление, вызывать интерес к художественной деятельности;
-Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Результат: 1. такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать. 2. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Предполагаемый результат для педагога:
Повышение качества уровня собственной компетенции о применении нетрадиционной техники рисования как развития творческого потенциала раннего и младшего возраста в работе педагога в ДОУ.
Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования.
Разработка практических рекомендаций для воспитателей и родителей по теме самообразования.
Результат: В течении года изучала методическую литературу и смотрела мастер-классы на интернет ресурсах (МААМ.РУ). Применяла нетрадиционные техники рисования в НОД.
На конец учебного года дети показали положительную динамику в художественно-эстетической области. Появился интерес к рисованию. Нетрадиционная техника рисования способствовала к раскрытию творческого потенциала, творческих способностей у детей младшего возраста. Поставленные задачи выполнены. На следующий год планирую продолжить изучать методику и технику нетрадиционного рисования и применять в работе с детьми раннего возраста, так как вижу перспективу в этом направлении.
План по теме самообразования на 2023 – 2024 учебный год.
1.Рисование ватными палочками. Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины) | 3-я неделя сентября | 10 – 15 минут |
2.Рисование ладошками. Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь) | 4-ая неделя сентября | 10 – 15 минут |
3.Рисование ватными дисками. Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы). | 1 –ая неделя октября | 10 – 15 минут |
4.Рисование отпечатками. Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют: цветы, ракушки, фрукты, овощи). | 2 – ая неделя октября | 10 – 15 минут |
5.Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу. | 3 – я неделя октября | 10 – 15 минут |
6.Рисование вилкой. На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика. | 4 – ая неделя октября | 10 – 15 минут |
7.Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка. | 1- ая неделя ноября | 10 – 15 минут |
8.Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев. | 2- ая неделя ноября | 10 – 15 минут |
9.Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво. | 3 – я неделя ноября | 10 – 15 минут |
10. Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т.д. Любым острым предметом изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластикой бутылки, получаются красивые цветы. | 4 –ая неделя ноября | 10 -15 минут |
11.Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги. | 1- ая неделя декабря | 10 – 15 минут |
12.Рисование расческой. Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны. | 2 – ая неделя декабря | 10 – 15 минут |
13.Рисование восковыми мелками. Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды, цветы). | 3 – я неделя декабря | 10 -15 минут |
14.Граттаж (воскография). Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками. Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой. | 3 – я неделя января | 10 -15 минут |
15.Рисование марлей. К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марля должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю - на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава) | 4 – ая неделя января | 10 – 15 минут |
16.Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла, быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять пленку. | 1 – ая неделя февраля | 10 – 15 минут |
17.Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток. После этого изображение можно дорисовать или украсить. | 2 – ая неделя февраля | 10 – 15 минут |
18.Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег. На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации. | 3 – я неделя февраля | 10 – 15 минут |
19.Рисование солью. На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет, лишнюю соль стряхиваем. | 1 – ая неделя марта | 10 – 15 минут |
20.Рисование манкой. Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь. | 2 – ая неделя марта | 10 – 15 минут |
21.Рисование свечой. На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель, будут Выступать восковые изображения. ( Елка, снежинки, животные). | 3 – я неделя марта | 10 – 15 минут |
Так же можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования: рисование перышком, пальцем рисование, рисование по трафарету тампоном, рисование методом тычка, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, рисование листьями. | 10 – 15 минут |
Список используемой литературы:
- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2» М.: «Издательство Скрипторий 2003»., 2008г. 2. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество./ Под редакцией А.А. Грибовской . - М.: ТЦ Сфера, 2009 3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». М.: Карапуз., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/20/picture-384714-1408514857.jpg)
Методическая разработка. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деят...
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников
Статья о нетрадиционных техниках рисования, которые вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/17/picture-1269813-1600342139.jpg)
«Применение нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста»
Выступление на Педагогическом совете «Организация деятельности педагогов, направленной на творческое развитие дошкольников с учетом принципа интеграции при построении образовательного процесса&r...
Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...
Роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Данная статья посвящена изучению роли нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Автор статьи подробно рассматривает влияние различных не...
Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...