Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Рзаханова Диана Идаятовна

Цель: создавать условия для развития речи у детей, самостоятельно придумывать сказку на заданную тему.

Задачи:

Образовательные:

  • учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки;
  • расширять словарный запас детей;
  • обогащение словаря: начало, середина, конец;
  • активизация словаря: сказка, «Жили-были…»«В некотором царстве…»«Стали жить, поживать…»

Развивающие:

  • развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к герою, вызывать сочувствие и желание помочь ему;
  • воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Материалы и оборудования: ноутбук, экран, презентация, мягкая игрушка заяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Приключения зайца Бояки, Бяки, Забияки»

(для подготовительной к школе группы)

Цель: создавать условия для развития речи у детей, самостоятельно придумывать сказку на заданную тему.

Задачи:

Образовательные:

  • учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки;
  • расширять словарный запас детей;
  • обогащение словаря: начало, середина, конец;
  • активизация словаря: сказка, «Жили-были…»«В некотором царстве…»«Стали жить, поживать…»

Развивающие:

  • развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к герою, вызывать сочувствие и желание помочь ему;
  • воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Материалы и оборудования: ноутбук, экран, презентация, мягкая игрушка заяц.

Ход занятия:

 

(Слайд 2) Воспитатель:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

В: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся.

Раздаётся стук в дверь, входит воспитатель младшей группы

(Слайд 3) Воспитатель мл. группы: Здравствуйте ребята. Вы уже скоро пойдёте в школу и многое умеете. Дети младшей группы очень любят сказки, но я уже все прочитала, которые есть у нас. Поэтому прошу вас придумать новые сказки малышам.

Воспитатель:

- Ну, что, ребята, поможем малышам - сочиним сказки?

Предполагаемые ответы детей.

В: Ребята, а вы много сказок знаете? (Да). Давайте тогда поиграем в игру

 «Добавь словечко к названию сказки»

Царевна-…(лягушка)

Аленький-…(цветочек)

Винни-…(Пух)

Маша и -…(Медведь)

Заюшкина-…(избушка)

Крошечка-…(Хаврошечка)

Сивка-…(Бурка)

Красная -…(Шапочка)

Спящая-...(красавица)

Вершки-…(корешки)

Игра «Угадай, кто я?»

Воспитатель: Молодцы. А теперь предлагаю поиграть с вами в игру, которая называется «Угадай, кто я!»

Выбирается один ребёнок. Остальные дети начинают «превращать» его, приговаривая и совершая «магические» движения:

«Раз, два, три – повернись! И в кого-то превратись!»

После этого на голову ребёнка логопед надевает ободок с картинкой, на которой изображён какой-либо объект (в данном случае – с изображением зайца). Ребёнок не должен видеть картинку.

Воспитатель: Амир, мы тебя превратили в… какое-то животное. Ты узнаешь в кого мы тебя превратили, если задашь вопросы, а дети дадут правильные ответы на них.

Ребенок: Амир

Арина, скажи, пожалуйста, я домашнее животное?

- Нет, ты дикое животное.

-  Катя, а у меня длинный, пушистый хвост?

- Нет, у тебя короткий хвостик.

- Миша, скажи, пожалуйста, я спасаюсь от врагов при помощи рогов и копыт?

- Ты спасаешься от врагов при помощи своих сильных задних ног.

Мои ушки маленькие и треугольной формы, так ли это, Маша?

Нет, это не так. Твои уши длинные!

-  Вова, какого цвета моя шубка зимой?

- Зимой твоя шубка белая.

- А летом серая?

-  Да! Серая!

- Я догадался - я - заяц?

- Правильно, ты заяц!

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Учить составлять предложения-противопоставления.

Ход игры:

Воспитатель:

Дети, а сможете ли вы меня в кого-нибудь превратить?  

Дети «превращают» меня:

«Раз, два, три – повернись! И в кого-то превратись!»

Воспитатель: поворачивается, надевает шляпу Незнайки и входит в роль этого персонажа.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Я очень рад, что снова у вас в гостях. Я расскажу вам, что знаю о зайцах:

Я знаю, у зайки маленькие округлые уши!

Дети: Нет, у зайца длинные уши!

Незнайка: У зайца короткие и слабые задние ноги.

Дети: Нет, у зайца короткие передние и сильные длинные задние ноги, при помощи которых он очень быстро бегает.

Незнайка: 

Заяц всю зиму спит в берлоге… (Ответы детей)

А давайте тогда мы свами опишем зайчика, а в помощь в описании животного нам пришла такая таблица.

Таким же образом дети опровергают все неправильные понятия Незнайки о зайце, давая полные ответы.

Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут в лесочке

(прыжки на месте)

Зайцы - серые клубочки.

(руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

Прыг - скок, прыг – скок 

(прыжки вперед-назад, вперед-назад)

Стал зайчонок на пенёк.

 (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку,

(повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

(шаги на месте)

Два! Руками машут вместе,

 (руки перед собой, движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали.

 (присесть, встать)

Все за ушком почесали.

 (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись.

 (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись.

 (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд,

(встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд.

 (шаги на месте)

Воспитатель: Кто мне подскажет, чем сказка отличается от рассказа?

 Предполагаемые ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни: звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. В рассказах речь идёт о том, что было на самом деле.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Из каких частей состоит сказка?

Предполагаемые ответы детей: начало, середина, конец.

Воспитатель: Что происходит в начале?

Предполагаемые ответы детей: мы знакомимся с героями, где они живут.

Воспитатель: С каких слов начинаются сказки?

Предполагаемые ответы детей: «Жили-были …», «В некотором царстве, некотором государстве…»

Воспитатель: Следующая часть сказки – середина. Что происходит в середине сказки?

 Предполагаемые ответы детей: приключения, которые происходят с героями сказок.

Воспитатель: Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Предполагаемые ответы детей: конец сказки. «Стали жить, поживать и добра наживать», «Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы вспомнили обо всех особенностях сказки.

Артикуляционная гимнастика.

Возле дома бродит волк,

Он зубами щёлк да щёлк.

Вот какой сердитый волк!

Волк голодный воет – у-у-у-у,

Мне бы утку хоть одну-у-у

Спрячем уток за забор.

Уходи зубастый вор.

Волк утенка не схватил,

Только слюни проглотил. 

Воспитатель предлагает детям поиграть с зайчиком.

 Игра с зайчиком

Дети стоят в кругу, они передают его из рук в руки и при этом говорят слова, характеризующие зайчика - кто не называет тот выбывает, а кто называет тот выигрывает: пушистый, длинноухий, белый, серый, шустрый, быстрый, трусливый, длинноногий, короткохвостый, мягкий, боязливый, хвастливый, хороший, добрый, красивый, косой, отзывчивый, грустный, веселый, ловкий, смелый.

Воспитатель: Молодцы ребята, много знаете слов про зайчика.

Воспитатель: А теперь попробуем придумать свою сказку про него. Я начну, а вы продолжите.

Слайд 1.- В одном лесу жил – был зайчик на домике которого было крупно написано его имя: Бояка (Слайд 2)

Воспитатель: Как вы думаете, какой был зайчик, у которого было имя Бояка?

Предполагаемые ответы детей: трусливый, боялся всего на свете, дрожал от малейшего шороха и т.д.

Воспитатель: Если имя у зайчика Бояка, то что же ему остается делать? Но кто-то из лесных жителей посоветовал ему сменить имя… Как вы думаете кто это мог быть?

Слайд 3. Предполагаемые ответы детей: Белка, Мудрая сова, лось, ёж… Воспитатель: Подумал, подумал зайчик и решил сменить надпись на своём домике. Теперь в знакомом нам домике стал жить заяц по имени? Какое имя можно придумать Зайчику?

Пока дети думают открывается (Слайд 4) на домике которого написано - Бяка.

Воспитатель: Наш зайка стал совсем другим по характеру. Каким он стал? 

Предполагаемые ответы детей: Стал хулиганом, стал совершать плохие поступки: ломать чужие игрушки, рвать книжки, дразнить лесных жителей.

Воспитатель: Но случилось непредвиденное …кто-то из лесных жителей поменял название домика и получилось опять другое имя какое? 

Пока дети думают открывается (Слайд 5) на домике которого написано –Забияка.

Воспитатель: - А кто такой забияка, кого так называют?

Дети: Это тот, кто озорует, дерётся, подсмеивается над всеми, дразнится…Подумайте какой по характеру стал заяц с именем Забияка?

Предполагаемые ответы детей: Стал стрелять по птицам из рогатки, кусаться, драться, ссориться с лесными жителями.

Воспитатель: Лесные жители обиделись на Забияку и перестали с ним дружить. Задумался зайчик и решил сменить своё имя - опять на Бояку. (Слайд 6) И теперь его все стали любить, и все стали с ним дружить, как и прежде, и старались не обижать. (Слайд 7)

- Вы подобрали интересные слова про зайку. А теперь давайте сейчас разделимся на три группы и каждая группа сочинит свою сказку:

1 группа - «Приключения зайца Бояки».

Эльмира: «Жил в лесу заяц, который всего боялся, и звали его Бояка. Треснет ли ветка где, зашуршит ли трава или ветер в листве, вспорхнет ли птица с ветки - Бояка со всех ног бежит прятаться. Бояка от своего домика и не отходил никуда, боялся, что его лиса или волк схватят. А уж если на дереве громко ворона закаркает. У Бояки сердце в пятки уходило и он уши к голове прижимал. Бояка хотел, чтоб его никто не видел, никто не тревожил и никто ни о чём не спрашивал. Жил зайчик один, никого в дом не пускал. Дошло до того, что он своей тени бояться начал. Однажды устал он от такой одинокой жизни и захотелось ему друзей встретить, ведь вместе веселее и не так страшно. Долго думал зайчик, наконец, решился сменить хотя бы табличку с именем на домике»

2 группа - «Приключения зайца Бяки».

Арина «Жил в лесу очень вредный заяц, и звали его –Бяка. Друзей у него не было, никто не хотел с ним дружить, потому что ни для кого ничего хорошего он не сделал. Ёжику не давал яблоки собирать: подбежит, понадкусывает, да бросит. А ёжику обкусанные яблоки не нужны. У медведя всю малину с кустов стряс, всю на земле потоптал, пришлось Топтыгину в дальний овраг кушать идти. Бяка на пруду пугал лягушек, на лугу ловил бабочек и топтал цветы, а в огороде, не боясь пугала, дёргал морковь и бросал её на грядке. Никому от Бяки покоя не было, он и сам страдал от своего имени, потому что ему было плохо одному»

3 группа - «Приключения зайца Забияки».

- Ребята, обязательно используйте слова, которые вы называли. Когда вы сочините сказки расскажем их другой группе. 

Даша: «Жил был заяц, которого звали Забияка. Никому в лесу от него покоя не было. Сороку он дразнил «Трещёткой», медведя – «Косолапым», а ежа «Колючкой». Он даже лису не боялся: напрыгнул на неё и лукошко с яблоками отобрал, да по поляне их раскидал. Волка однажды напугал. Сидел Волк на речке рыбу ловил, а Забияка подкрался, да как крикнет: «Охотники в лесу!». Волк от испуга в реку свалился, чуть не утонул. А уж малышей, так всех подряд обижал: бельчата, зайчата, мышата от него прятались, потому что он их всё время толкал. А забияка всем говорил, что он такой драчун для того, чтобы его все уважали. Но однажды ему мудрая сова сказала: «Уважают не за силу, а за добрые дела и вовсе не за чем драться для этого». Зайчик задумался над её словами.»

Дети сочиняют сказки, затем воспитатель и дети заслушивают сказки каждой группы.

(Слайд 12) Рефлексия: В: Дети, вам понравилось самим сочинять сказки? Чья сказка вам понравилась? Что было трудно вам делать? Трудно было придумывать сказки?

Трудно сказочку сложить

Но не надо нам тужить

 Дружно, смело и умело

С вами справились мы с делом.

Спасибо, ребята, теперь и я всё буду знать о зайце. А вас угощаю этой сочной сладкой, шоколадкой.

В: Ребята, раз мы с вами научились сказки сочинять, я хочу подарить вам маленькие книжки-малышки. Страницы этих книжек пока пустые, но вы можете сочинять и вместе с мамами написать сюда свои сказки. И обязательно нарисовать героев ваших сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...