" История деревянной ложки"
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)
Цель: привить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lozhka.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « История деревянной ложки»
Занятие – беседа.
Цель: привить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
- Развивающая:
- Развитие умений и навыков в умении переносить предмет в ложке, развитии мелкой моторике, посредствам игре на ложках
- Развитие психических процессов – памяти, творческого мышления .
- Развитие личностных качеств – уважение друг к другу.
Обучающая – Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины.
- Воспитывающая –ценить и уважать ценности русского народа.
Литературный ряд: Рассказ - История появления деревянной ложки ,стихи о ложке.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Зрительный ряд: картинки деревьев- яблоня, липа, рябина; картинки с изображением ложек, посуды и нструментами.
Оборудование: деревянные расписные ложки, баночка варенья.
План
- Орг. момент – 1 мин.
- Беседа – 15 мин.
- Физминутка – 5 мин.
- Беседа – 10 мин.
- Рефлексия – 1 мин.
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Задача на этап |
Орг. Момент | Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать. | Здороваются. | Развитие личностных качеств – уважение друг к другу. |
Беседа | Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста! - Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье! Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках? Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки” Издавна русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. И обед нам не обед, Если к супу хлеба нет. И не та на вкус картошка, Если хлеба нет ни крошки. Даже каша с хлебом краше, Хлеб – кормилец, пища наша. Чем же ели на Руси? Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (Ложка) Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех. Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. Делали ложки из разных пород деревьев : яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники” С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость. Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам" Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости. Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. “Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар. Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость. На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с ложками : “Пронеси воду в ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с вами в такую поиграем в игру . | А как? Внимательно слушают. Да Отгадывают загадку. Внимательно слушают | Привить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Развитие психических процессов – памяти, мышления и воображения. –Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины. Ценить и уважать ценности русского народа. |
Физкультминутка | “Пронеси – не урони”. | На ложках несут маленький шарик, стараются не уронить. | Развитие умений и навыков в умении переносить предмет в ложке. |
Практическая часть | Была березовая чурка, Валялась, где лежат дрова. Потом из чурки вышло чудо, Точнее не одно, а два. Два чуда – Две чудесных ложки! Округлых, звонких расписных! Чечетку даже без гармошки, Я так отплясывал под них! Бежали по дорожке, собирали ложки. Ложки не простые, ложки хохломские Вятские, смоленские, ложки деревенские. Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем. Ой, же – говори, заиграем ложкари. - Ребята, я вам сейчас раздам деревянные расписные ложки ,и мы с вами сыграем на них под музыку. Мы с вами сейчас будем ложкарями. | Слушают стихи. Игра на ложках. | Развитие психических процессов – памяти, мышления и воображения. Развитие умений и навыков в развитии мелкой моторике, посредствам игре на ложках |
Рефлексия | У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен зачерпнуть конфет и угостить всех ребят за плодотворную работу. | Радуются и угощаются конфетами. | Развитие личностных качеств – уважение друг к другу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История деревянной ложки
Презентация...
Презентация "История деревянной ложки"
Из чего и как делали деревянную ложку, какие инструменты использовали мастера-ложкари....
Конспект ООД " История деревянной ложки "
НОД «История деревянной ложки»Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете - ложке.Задачи:Расширить кругозор дете...
ООД "История деревянной ложки"
Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии ложек (разные по размеру, форме, цвету, материалам);Расширять кругозор дете...
Презентация История деревянной ложки
Об истории ложки...
Игровая образовательная ситуация "Кто же в гости к нам пришёл. История деревянной ложки."
Прививать устойчивый интерес детей к новым открытиям, необычным знаниям, знакомство с предметом - деревянная ложка....
" История деревянной ложки"
Цель: привить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке....