Проект "В гостях у Агнии Барто"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Гуменюк Алёна Владимировна

  Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени.

       Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon barto.pdf601.12 КБ
Файл barto.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27 «ПЕТУШОК»

Краткосрочный проект в средней группе

«В гостях у Агнии  Барто»

Срок реализации 1 неделя

Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Гуменюк А.В.

Камень-на-Оби

2021

Актуальность.

      Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени.

       Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

Тип проекта: познавательно-ознакомительный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Сроки реализации: с 15 февраля – 19 февраля.

Цель проекта:

 Формирование интереса и потребности в чтении через произведения А. Л. Барто.

Задачи:

-Продолжить ознакомление детей с творчеством А.Л.Барто.

-Расширять знания о творчестве А. Л. Барто.

-Научить детей узнавать произведения А.Л. Барто.

-Развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание.

-Воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу.

-Развивать память, художественно-речевые умения.

-Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, игрушкам.

-Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и родителей

Формы работы с детьми:

• занятия

• игровая деятельность (дидактические, подвижные игры)

• беседы

• рассказывание

• чтение

• рассматривание

• оформление выставки рисунков и поделок.

Этапы реализации проекта:

I этап проекта: подготовительный

• Обсуждение цели и задач.

  • Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор методической литературы и наглядно – дидактического материала для реализации проекта.
  • Организация развивающей среды в группе, разработка конспекта занятия).

• Консультации для родителей: «Как научить ребенка запоминать стихи», «Если ребенок не хочет учить стихотворение?»

 

II этап проекта: основной (практический)

- оформление книжного уголка по теме проекта;

- чтение произведений: «Игрушки» А. Барто;

- рассказ воспитателя «Наши игрушки в группе»;

-заучивание наизусть стихотворений;

-рассматривание иллюстраций;

-отгадывание загадок про игрушки;

- продуктивно творческая деятельность;

- пальчиковые игры: «Козленок»«Мяч», и т. д.

III этап: заключительный

1. Конкурс чтецов.

2. Организация выставки «Моя любимая игрушка».

3. Организация выставки книг А.Л. Барто.

4. Презентация проекта.

5. Организация выставки рисунков, поделок детей.

План работы с родителями

1.Участие родителей в подготовке детей к выставке рисунков, поделок по произведениям А. Барто.

2.Презентация проекта

3.Подготовка к конкурсу чтецов

4.Консультации для родителей: «Как научить ребенка запоминать стихи», «Если ребенок не хочет учить стихотворение?»

Перспективный план

Виды деятельности

Программное содержание

Понедельник

Знакомство с выставкой книг поэтессы А. Л. Барто.

Беседа «Знакомство с творчеством А. Барто

(Приложение №1)

Дидактическая игра «Доскажи стихотворение»

(Приложение №2)

-Познакомить с книгами, написанными А.Л.Барто.

-Создать праздничную атмосферу.

- Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений.

- Развивать внимание, память, связную речь;

- Воспитывать любовь к книге, интерес к стихотворениям.

- Развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес.

- Разучивание стихов наизусть.

-Закрепить знания детей  стихотворений Агнии Львовны Барто.

Вторник

Пальчиковая гимнастика по стихам А. Барто

(Приложение №3)

Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию» (Приложение №4)

Подвижная игра «Самолеты»

(Приложение №5)

Чтение стихотворений из сборника «Игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, точную координацию движений. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Учить узнавать предмет по описанию. Уточнить и активизировать словарь по теме. Развивать память, мышление, внимание.

Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Вспомнить знакомые стихотворение. Воспитывать усидчивость, внимание.

Среда

Рассказывание стихотворения А. Л. Барто «Воробей», игра – импровизация стихотворения.

(Приложение №6)

Дидактическая игра «Угадай-ка»

(Приложение №7)

Конкурс чтецов. Отборочный тур.

Рисование любимого героя стихов «Игрушки».

Дидактическая игра «Путаница»

(Приложение №8)

Вспомнить знакомое стихотворение. Показать, как можно рассказать стихотворение с помощью жестов, движений.

Учить правильно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание.

Учить выразительно, громко, эмоционально рассказывать выученное стихотворение.

Помочь выбрать полюбившегося героя из стихотворения. Продолжать учить правильно пользоваться карандашами, красками.

 Развивать художественные способности.

Учить слышать, замечать и исправлять ошибки в стихотворениях.

Четверг

Рассказывание стихов из сборника А. Л. Барто «Игрушки».

Дидактическая игра «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?»

(Приложение №9)

Чтение стихов А. Барто ««Девочка чумазая», «Девочка - рёвушка», «Я выросла»

Конструирование «Кораблик», «Самолет».

Прослушивание аудиозаписей со стихами А. Барто

Учить рассказывать громко, эмоционально, выразительно. Развивать память. Воспитывать любовь к поэзии.

Учить узнавать предметы на ощупь, по звуку. Развивать внимание, воображение.

Познакомить с новыми стихотворениями. Учить дискутировать после прослушанного произведения, отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать усидчивость.

Учить подбирать нужные детали для создания постройки. Развивать воображение.

Развивать умение внимательно слушать аудиозапись. Воспитывать усидчивость.

Пятница

Рассматривание иллюстраций к сборнику стихов А. Л. Барто «Игрушки».

Обыгрывание стихотворений из сборника «Игрушки»

Лепка по стихотворению А. Барто «Мишка».

Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин за игрушками».

Создать условия для познавательного, речевого, художественно-эстетического развития дошкольников.

Развивать театральные способности, речь, память.

Продолжать учить работать с пластилином, создавать поделку из частей.

Вовлечь детей в ситуацию сюжетно-ролевой игры. Учить взаимодействовать с игрушками и друг с другом в качестве партнеров. Учить детей выбирать роль и подбирать соответствующие ей атрибуты.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Конспект занятия «Знакомство с творчеством Агнии Барто»

Цель: Познакомить воспитанников с творчеством А. Барто.

Программное содержание:

- Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

- Развивать внимание, память, связную речь;

- Воспитывать любовь к книге, интерес к стихотворениям;

- Развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес;

- Разучивание стихов наизусть.

Предварительная работа: Чтение стихов А. Барто. Рассматривание иллюстраций, книги о творчестве.

Оборудование: портрет поэтессы, книги А. Барто, игрушки.

Ход занятия. 

Стихи бывают разные

Хорошие, простые.

Стихи бывают грустные

Бывают и смешные.

     Ребята, посмотрите, перед нами портрет знаменитой поэтессы Агнии Львовны Барто, которая написала очень много стихов для детей.

     Родилась Агния Львовна 17 февраля 1906 года в Москве. Отец ее Лев Николаевич был ветеринарным врачом. Лечил зверей и птиц. И свою дочь научил любить животных. Он же показал дочери буквы и научил ее читать.  Агния Барто рано начала писать стихи. За свою жизнь она придумала более 700 стихов для детей и о детях. Когда Агния Барто выросла, ее стихи стали печатать в книжках.  Агния Барто очень любила детей, у нее были и свои дети, а потом родился внук. Назвали его Володя. Своему внуку Агния Барто посвятила стихи «Вовка - добрая душа». Стихи Барто не просто развлекают, смешат. Они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, стойкости, уважению к труду. Книги А. Барто любят одинаково и дети, и взрослые.

Первый её сборник называется «Игрушки», все вы конечно знаете эти стихотворения. Давайте их вспомним.

      А теперь послушайте еще одно стихотворение «Помощница» и подумайте девочка, помогала всем или нет?

      Ребята, вы настоящие помощники, (на стол положить игрушки) посмотрите какой у нас беспорядок, давайте поставим все игрушки по местам. Молодцы, ребята справились с заданием.

     Агния Барто написала много замечательных стихотворений о людях и их поступках, об игрушках, о животных, о птицах, о предметах. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Садитесь все в круг и по одному доставайте из мешочка предметы и называйте, из какого они стихотворения.

     Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомились с творчеством Агнии Барто. Я уверена, что вы эти замечательные произведения будете помнить всегда.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Дидактическая игра «Доскажи стихотворение…»

Инструкция: Я буду называть только первую строчку стихотворения, а вы должны будете досказать его полностью. Будь внимателен!

- Уронили мишку на пол…

- Идет бычок, качается…

- Спать пора! Уснул бычок…

- Самолет построим сами…

- Я люблю свою лошадку…

- Нет, напрасно мы решили…

- Наша Таня громко плачет…

- У меня живет козленок…

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Пальчиковые игры по стихам А. Барто

Наша Таня.

Наша Таня громко плачет,           - хлопки ладонями; ладони сжаты в кулачки,

                                                         вращательные движения около глаз

Уронила в речку мячик.                - волнообразные движения всей рукой:

                                                          пальца обеих рук соединены в круг

Тише, Танечка, не плачь,              - указательный палец правой руки прижать к губам;

                                                          вращательные движения кулачками у глаз

Не утонет в речке мяч.                   -волнообразные движения всей рукой;

                                                          пальца обеих рук соединены в круг

Мы поедем за водой                      - имитация вращения руля

И достанем мячик твой.                 пальца обеих рук соединены в круг.

Бычок

Идет бычок качается               -  указательным и средним пальцем правой руки «идем» по столу.                      

                                                указательный палец и мизинец обеих рук вытянуть, остальные                                                                    пальцы   сжать в кулачек; вращательные движения вправо-влево

Вздыхает на ходу                           -поднять и опустить плечи; указательным и средним пальцем

                                                          правой руки «идем» по столу

Ох, доска кончается,                     - хлопок в ладони; тыльные стороны ладоней обращен вверх,

                                                          пальцы соприкасаются; ладони развести в стороны

Сейчас я упаду!                        - указательным и средним пальцем правой руки «идем» по столу;

                                                          ладони положить на стол.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию»

Взрослый загадывает предмет и предлагает малышу узнать по описанию, что он загадал. Загадывать можно игрушки, которые есть у ребенка, а потом переходить на предметы. Например, «Отгадай, пожалуйста, что за игрушку я загадала. Она большая, коричневая, с глазками и носиком. Она мягкая, может сидеть и лежать, ее можно брать на руки». Если малыш быстро догадывается, что это его любимый мишка, то предложить теперь ему загадать игрушку, а если не догадался, продолжить: «У этой игрушки есть лапы и уши, ее купил тебе папа на день рождения».

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Подвижная игра «САМОЛЕТЫ»

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила: Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».

По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Игра –импровизация по стихотворению Агнии Барто «Воробей».

- Давайте на время превратимся в маленьких воробышков. В этом нам поможет стихотворение Агнии Барто «Воробей». (жесты, движения)

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чив-чив-чив!

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Инструкция: Я буду задавать вопросы, а вы должны правильно на них ответить.

- Кого бросила хозяйка? (Зайку)

- Кого решили прокатить на машине? (Кота)

- Кому оторвали лапу? (Мишке)

- Что уронила Таня в реку? (Мячик)

- Кто шел по доске, вздыхая? (Бычок)

- Во что барабанит барабанщик? (В барабан)

- Кого отнесут рано утром в сад зеленый? (Козленка)

- Кому причешут шерстку гладко? (Лошадке)

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Дидактическая игра «Путаница»

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать стихи Агнии Барто, а вы внимательно слушайте. Если заметите ошибку, топайте ногами.

1.Спать пора! Уснул волчок, (бычок)

Лег в коробку на бочок.

Сонный ежик (мишка) лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он ежихе (слонихе) шлет поклон.

2.Зайку бросила лентяйка, - (хозяйка)

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

3.Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут котята (лягушки)

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати капитан!

4.Вертолет (самолет) построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

5.Нет, напрасно мы решили

Прокатить слона (кота) в машине:

Слон (кот) кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

6.Горит на солнышке

Цветок, (флажок)

Как будто я

Огонь зажег.

7.Я люблю свою кроватку, (лошадку)

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Консультация для родителей «Как научить ребенка запоминать стихи?»

Многие родители считают, то заучивание и чтение стихов – это бесполезное умение, которое нужно только учителям, и в жизни никогда не пригодится. На самом деле это не так. Стихотворения в жизни малыша играют значимую роль. Малыши ведь пополняют словарный запас, тренируют память и развивают чувство ритма, которое не раз пригодится им в жизни. Но как же научить ребенка учить стихи?

Во-первых, нужно понять, что он к этому готов. Учить ребенка стихам можно и в раннем возрасте, но главное – ребенок должен уже хорошо говорить. Если малыш может из нескольких слов сложить предложение, значит, он будет в состоянии повторять за вами строки из стихотворений.

Для того, чтобы научить ребенка запоминать и читать стихи, вам помогут следующие методы заучивания:

  1. Стихотворение должно ребенку понравиться. А если у вас нет выбора - постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребенка, чем лично оно нравится вам.
  2. Делите стихотворение на смысловые части. Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части. Пусть ребенок выучит сначала две строчки, а потом, еще две. Позже повторите с ним по две строчки стихотворения с интервалом в несколько часов. Затем попробуйте сложить их воедино.
  3. Постепенно увеличивайте объем стихотворений. Но не нужно торопить события – всему свое время.
  4. Читайте стихи с интонацией. Старайтесь с самого начала не только прививать малышу любовь к стихам, но и учить чувствовать их.
  5. Объясняйте значения слов в стихотворении.
  6. Попробуйте нарисовать стихотворение. Этот способ не только поможет в выучивании, но и будет способствовать развитию образного мышления у ребенка.
  7. Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. Помочь в этом может обычный мяч, марширование или танцы. Главное, не забывать про основную цель и постоянно проговаривать стихотворение. Таким образом, незаметно произойдет превращение учебы в игру.

А чтобы ребенок запоминал стихи быстро, пойте с ребенком песенки. Слушая их ежедневно, ребенок будет запоминать слова песен и напевать их вместе с вами. Во время игр с малышом старайтесь говорить с ним стихами. Поиграйте в игру «рифмовки». Пусть ребенок скажет слово, а вы подберите другое, созвучное ему. И наоборот, пусть попробует это сделать сам малыш. Прогуливаясь на улице, вспоминайте небольшие стихи или их небольшие части, о природе. Показывайте ребенку, о чем вы рассказываете. Дети, которым интересно учить стихи, быстрее учатся запоминать их.

Очень важно научиться запоминать. Поэзия сможет обогатить духовный мир маленького человечка, разовьет у него чувство прекрасного, а сам процесс заучивания хорошо натренирует память.

Консультация для родителей

 «Как научить ребенка запоминать стихи?»

Если ребенок не хочет учить стихотворение?

 

     Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.

  1. В первую очередь, если ваш ребёнок сопротивляется, надо успокоить ребенка. "Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса.
  1. Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его.
  1. Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
  1. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру.
  1. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.
  1. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "В гости к Агнии Барто"

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности«В гости к Агнии Барто»(с элементами здоровьесберегающих технологий)...

Совместный досуг с родителями "В гостях у Агнии Барто"

В рамках проекта "Книга - наш лучший друг" проведен совместный досуг с родителями по стихотворениям Агнии Барто....

Проект «В гостях у Агния Барто» средняя группа

Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении через произведения А. Л. Барто....

Сценарий занятия" В гостях у Агнии Барто"

Сценарий посвящен автоматизации поставленных звуков в игровой форме....

Проект "В гостях у Агнии Барто"

Проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "В гостях у Агнии Барто"...