Проект "Труд в русских народных сказках"
проект по художественной литературе (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
ПРОЕКТ
на тему:
«Труд в мире русских народных сказок»
Руководители: Скворцова Елена Ивановна
|
г. Калининград, 2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | ПРОЕКТ «Труд в мире русских народных сказок» |
Вид проекта | долгосрочный |
Разработчик Проекта | Руководитель: Скворцова Елена Ивановна |
Основные исполнители Проекта (участники Проекта) | Воспитатель средней группы №10 МАДОУ ЦРР д/с № 130 воспитанники средней группы №10 Родители |
Место реализации Проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель Проекта | Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитывать уважение к традициям народной культуры, развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества. |
Основные задачи Проекта | Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Использовать фольклорные произведения в повседневной жизни. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни труда и быта русского народа. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. |
Гипотеза проекта | Прививать любовь и интерес к труду в русских народных сказках, традициям, объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно - нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) | Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения. Сформирован устойчивый интерес детей к труду в русских народных сказках. Расширен круг детского чтения. Обогащён словарь ребенка. Сформировано потребность в чтении книги. |
Критерии эффективности проекта | педагогические наблюдения; мониторинг подготовленности детей (оценка динамики уровня духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста); консультативные беседы для родителей. Можно сделать вывод, что проект эффективен. В результате реализации проекта, мы надеемся, что на основе сотрудничества семьи и ДОУ сможем воспитать личности, стремящиеся к духовному росту, доброте, труду способные противостоять злу. |
Основные принципы Проекта | Развивать интерес труду в сказках. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем. Обогащать словарь ребенка. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Проектор, телевизор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. Материал для художественной деятельности. |
Воспитатели средней группы №10 Скворцова Елена Ивановна
Разработку проекта «Труд в мире русских народных сказок»
с 01.10.2021 – 31.03.2022 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н.Н.Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В.Г.Александрова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ
на тему:
«Труд в мире русских народных сказок»
|
г. Калининград, 2021
Объем выполненной работы | Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и "открытиям". |
Значимость полученных результатов | В ходе этого проекта дети познакомились с разнообразными формами труда в сказках. |
Общие выводы по проекту | Духовно - нравственное развитие детей невозможно без участия семьи. Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает: модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка. |
Оценка успешности Проекта | Научились внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Совершенствовали активную речь. |
Воспитатель средней группы №10 Скворцова Елена Ивановна
Реализацию проекта «Труд в мире русских народных сказок»
31.03.2022 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н.Н.Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В.Г.Александрова
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: духовно-нравственный.
Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации: октябрь - март
Этапы работы:
1) Подготовительный
2) Основной
3) Заключительный
Ожидаемый результат:
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
Пояснительная записка
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о труде, о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому те уроки, которые дает сказка — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос детей нашей группы показал, что дома чтению русских народных сказок уделяется очень мало времени. Поэтому мы решили уделить больше внимания именно русским народным сказкам для развития и воспитания наших детей. Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать духовно-нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют сказки, прост и понятен даже маленькому ребенку. Слушая сказку, ребенок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребенок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет всегда наказано. Ребенок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознагражден. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и духовно – нравственного развития ребенка. Важную роль в развитии дошкольника играют русские народные сказки. Интересные персонажи, образные яркие воображения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Для повышения интереса к книге, к художественному творчеству был разработан проект «Труд в мире русских народных сказок». Проект ориентирован на развитие художественно – творческих и речевых способностей детей в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка. Проект направлен на реализацию таких развивающих функций продуктивной деятельности как: активизация планирующей функции речи, совершенствование ручной моторики, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект «Труд в мире русских народных сказок» поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед успеха, разовьет активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться впереди и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Актуальность
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут сказки и малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, сказок привлекает детей, вызывает желание повторять, запоминать, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детские сказки обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Знакомство с детскими сказками о труде развивает интерес и внимание к труду, окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Детские сказки может стать ценным средством воспитания ребёнка, т.к. черпает материал для детей из разных источников.
Цель проекта: развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества. Приобщать воспитанников к народному искусству. Воспитывать у детей любовь к труду в русских народных сказках; развивать у детей устойчивый интерес к русской народной сказке, как к произведению искусства; поощрять совместное творчество детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с русскими народными сказками;
- Прививать любовь к книге;
- Обеспечить развитие кругозора детей;
- Учить детей слушать, слышать, рассуждать, применять свои знания в беседе;
- Обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- Продолжать работу по формированию духовно – нравственных качеств у детей;
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказках и в жизни;
- Развивать речь, активизировать словарный запас;
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- Упражнять в раскрашивании, развивать чувство цвета, чувство композиции, художественно-графические навыки;
- Развивать творческие способности, эстетический вкус, фантазию, воображение;
- Развивать интерес к театрализованной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к художественной литературе;
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- Способность сопереживать героям сказок;
- Формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
- Заинтересовывать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Предполагаемые результаты: дети научатся внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, заучивании потешек. Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения в сказках. Сформирован устойчивый интерес детей к труду в сказках. Расширен круг детского чтения. Ребёнок использует некоторые средства выразительности фольклорного языка. Обогащён словарь ребенка.
Сформировано потребность в чтении книги. У детей будут сформированы знания о труде в сказках. Дети познакомятся с русскими потешками, песенками, прибаутками. Научатся эмоционально их рассказывать и использовать в разных игровых ситуациях. Вместе с родителями чаще станут использовать их в жизни детей. Речевая и игровая деятельность детей повысится при использовании иллюстраций, пополниться словарь детей по теме проекта.
Характеристика методов и средств реализации проекта:
- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин.
- Словесный метод: чтение сказок о труде, беседы, заучивание наизусть с детьми потешек, считалок и т.д.
-Игровой метод: игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.
-Использование музыкального оборудования (фонотека сказок).
Гипотеза: если объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно - нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.
План работы:
1 этап. Подготовительный
Постановка целей и задач по данной теме.
Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Труд в мире русских народных сказок»
Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. Расширять круг детского чтения. Обеспечить информирование родителей об участие детей в проекте. Довести до участников важность данной темы. Подбор методической литературы. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.Подбор картин, фотографий, иллюстраций. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Разработка нод, определение тематики бесед. Подбор музыкального репертуара. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
2 этап. Основной
Формы работы с детьми
Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
Чтение русско-народных сказок; Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Анализ развития сюжетной линии в сказках, характеристика героев сказок.
Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок, прибауток, стихотворений, сказок.
Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!», «Я придумал эту сказку».
Воспитать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа. Дидактические игры. Разгадывание загадок. Рассматривание предметов быта русской избы. Учебно – игровая деятельность (игры, беседы, познавательная деятельность). Творческая деятельность.
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с автором сказок.
Непосредственно образовательная деятельность по труду в сказках. Использование книг групповой библиотеки для домашнего чтения. Постановки сказок с последующим показом детям дошкольного возраста.
Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – рисуем понравившегося сказочного героя, иллюстрации к книжкам-малышкам.
Ремонт книг в книжном уголке. Разучивание песен, слушание музыки и сопоставление ее с характерами героев.
Методическое обеспечение проекта
Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций; Изготовление книжки – малышки; Включение в занятие сюрпризных и игровых моментов, стимулирующих инициативу и активность детей. Создание благоприятных диалоговых социально – психологических условий для свободного межличностного общения.
Предметно – развивающая игра:
Дидактическая развивающая игра – лото «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «семеро козлят».
Альбом «Вырежи и наклей русские народные сказки»
Книжка – раскладушка «Русская матрёшка».
Расписные деревянные ложки.
Магнитная доска.
Наглядные пособия: картинки, игрушки, муляжи.
Раскраски «Русские народные сказки»,«Русская матрёшка». Картотека предметных картинок. Дидактические игры: «Угадай роспись», «Составь узор», «Найди пару», «Чудо шнуровочки». Альбомы и фото по сказкам народов мира. Пазлы: «Бычок, смоляной бочок», «Курочка Ряба». Маски сказочных персонажей на ободочках. Предметы быта: швейная машина, половички, стиральная доска, ухват, рогач, скалка, лопата, печь, столы и лавки и др.
Дополнительные материалы:
Беседы: «Русская народная сказка», «Сказки народов мира».
Чтение сказок. Копилка сказок, воспитывающее у детей трудолюбие
• «Морозко» - где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету.
• «Маша и медведь» - где Маша пекла пирожки.
• «Колобок» - где бабка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
• «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) –где падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
• «Мужик и медведь» (другое название - «Вершки и корешки») – где мужик сеет сначала репу, а на следующий год - рожь.
• «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» - где Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.
• «Репка» - где дед посадил репку».
• «Зайкина избушка» - когда решили заяц и лиса избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка».
• «Дочь и падчерица» - где красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка.
• «Кривая уточка» - где уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла.
• «Лиса и журавль» - где лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком.
• «Волшебная дудочка» - где с петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила.
В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать): работу за них выполняют другие, например:
• «По щучьему веленью» - «Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только: "По щучьему веленью, по моему хотенью"».
• «Царевна-лягушка» - «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу - и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою;вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром - сама палец о палец не ударила.
• «Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная») - «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару.»
Театрализованное представление русской народной сказки «Репка», «Теремок». Чтение и заучивание стихотворений. Слушание музыкальных произведений.
Формы работы с родителями
Просветительская, Консультативная, Беседа с родителями. Групповые и индивидуальные консультации по возникшим вопросам родителей
Выставки литературы. Привлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (формирование круга детского чтения). Рекомендации о том, зачем нужно использовать сказки с детьми. Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Чтение книг, взятых в групповой библиотеке; индивидуальные посещения детской библиотеки; изготовление книжек-малышек; Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка». Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам). Чтение сказок с детьми. Придумывание и создание «книжек-малышек». Помощь в пополнении книжного уголка сказками. Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? ». Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски).
Месяц | Тема | Цели занятия | Материал и краткое содержание занятия | Связь с другими видами деятельности | Игры |
Октябрь | Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила» | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания труда в сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Передавать структуру сказки с помощью моделирования. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. | Книга с иллюстрациями к сказке. 1.Предложить детям вспомнить характер лесных животных и прозвища у этих животных в сказках. 2.Рассказывание сказки. 3.Беседа о труде животных в сказки. 4.Игровизоры с кругом и домиком. Воспитывать желание моделировать, добавлять нужные детали для получения образа. Развивать творческое воображение. | Чтение рассказов о животных. Рассматривание иллюстраций. Рисование Животных по трафарету губкой. Лепка «В сказочном лесу». Аппликация «Осеннее дерево». | Игра с кубиками «Сложи картинку». Психогимнастика «Из семечка – в дерево». Дидактические игры «Разноцветные листья, «Узнай с какого дерева». Рассматривание иллюстраций деревьев. Пальчиковая игра «Листья». |
Ноябрь | Моделирование сказки «Кот, петух и лиса». | Воспитывать желание моделировать, добавлять нужные детали для получения образа. Развивать творческое воображение. Учить детей слушать внимательно, отгадывать загадки. Учить запоминать содержание сказки, пересказывать ,сочинять свою концовку. Моделировать сказку, используя игровизор. | Загадки про животных. Рассматривание иллюстраций. Рассказывание сказки. Предложить детям придумать конец сказки, сюжет должен быть волшебным. Моделирование сказки с помощью игровизоров. Дифференциация звуков. | Рисование «Птичий двор». Лепка «Петушок с семьей». Рассматривание иллюстраций к сказке. | Дидактическая игра «Найди отличия». Подвижная игра «Хитрая лиса». |
Декабрь | Чтение русской народной сказки «Морозко» | Воспитывать эмоционально - образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Передавать структуру сказки с помощью моделирования. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. | Книга с иллюстрациями к сказке. Игровизоры. 1.Беседа о труде в сказке. 2.Рассказывание сказки. 3.Беседа по содержанию сказки. 4.Развивать творческое воображение. 5.Проговорить с детьми диалоги месяцев. | Чтение рассказов о зиме. Рассматривание иллюстраций. Рисование «Зимний пейзаж». Лепка «Моя любимая сказка». | Игра с кубиками «Сложи картинку». Подвижная игра «Два Мороза», «Мороз-Красный нос». |
Январь | Рассказывание сказки «Мужик и медведь» | Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте, упражнять в подборе синонимов, учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. | Объяснить поговорку «Мал, да удал», «Маленький, да удаленький». Рассказывание сказки. Беседа по содержанию сказки. Предложить придумать новые эпизоды. | Рисование «Мое настроение», Аппликация «Веселая семья». | Дидактические игры «Смешной портрет», «Сравни лица», «Дорисуй чего нет». Загадки о животных.Подвижная игра «День-ночь». |
Февраль | Чтение сказки «Заюшкина избушка» | Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать её с сюжетом сказки. Применение детьми полученных знаний в меняющейся ситуации, вовлечение детей в действо сказки,сюжета. Развитие речевых умений. Закрепление математических понятий-ориентировка, форма, счет. Развитие смекалки, сообразительности. Закрепление правил поведения в лесу. Воспитание любви к русскому народному творчеству. | Создание сюжетной обстановки по сюжету сказки: печка, яблоня, речка, дом. Атрибутика, геометрические фигуры, модели на экологическую тему. Приглашает детей отправиться в сказку. Использование знаков: красный свет, кирпич. Физминутка: игра «Веночек». Загадки для Бабы-Яги. Пальчиковая игра. Задание Бабы-Яги на экологическую тему. | Чтение сказок о труде животных. Рассматривание иллюстраций. Рисование «Лисичка» по трафарету губкой. | Игра с кубиками «Сложи картинку». Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса». Игра «Добавлялки». Настольный театр. |
Март | Путешествие по русским народым сказкам. | Выяснить, какие сказки о труде знают дети? Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказок, оценивать характеры героев, передавать интонации голоса. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый). Употреблять сложносочинѐнные и сложноподчинѐнные предложения. | Иллюстрации к сказкам, маски сказочных героев,кукла Маша. Трафареты животных: лиса, медведь, волк, заяц. 1.Какие сказки вы знаете? 2.Появляется кукла Маша, с конвертом. В конверте –иллюстрации к сказкам. Надо узнать название сказок. 3.Угадай сказку. 4.Назовите, о ком говориться? 5.Физкультминутка. 6.Развитие интонационной выразительности. Дети надевают маски и произносят слова из сказок. 7.Назови детѐнышей. Рисование животных по трафарету. | Чтение и рассказывание сказок о труде. Театрализованная деятельность. Изобразительная деятельность. | Игра с персонажами сказок. Развитие выразительной мимики. Пальчиковая гимнастика. Придумывание сказок по схемам. |
3 этап. Заключительный
Реализация моего проекта показала очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Ребятам очень интересна и увлекательна история своего народа. Они не только пополнили свой словарный запас новыми терминами, но и с удовольствием обыгрывают и пересказывают сказки. Дети становятся более раскрепощёнными выступая, не только перед своими сверстниками, но и перед родителям. Таким образом, тема «Труд в мире русских народных сказок» в детском саду очень интересна и многогранна. Она воспитывает добропорядочность, доброжелательность, любовь к своей стране. Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша». Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка о труде». Выставка книг .Подведение итогов.
Итоги:
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о труде в сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Список используемой литературы
1. Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город, 2010. – 50 с.
2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
4. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
5. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
7. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.
8. Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП.: Детство- пресс, 2001.
9. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.
10. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Конспект ОД (Занимательная математика в русских народных сказках) "Путешествие с Колобком по русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" .
Путешествие по сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" с Колобком...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....