Сказочные страницы Константина Ушинского
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Литературный досуг "Сказочные страницы Константина Ушинского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_dosug.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 с. Таврово Белгородского района Белгородской области» ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ КОНСТАНТИНА УШИНСКОГО» (подготовительная группа) АВТОР: Иванова Ольга Александровна, воспитатель. Домашний адрес: Белгородский район с. Таврово, микр. Таврово-10, ул. Дорожная дом 25, тел.: 8-919-222-50-87 Email: goshavova@mail.ru 2023 год ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ Тема: «Сказочные страницы Константина Ушинского»
|
Автор: воспитатель Иванова Ольга Александровна |
|
Интеграция образовательных областей: познание, безопасность, физическая культура, коммуникация, художественное творчество. Возраст детей: подготовительная группа Способ организации: с подгруппой (группой) детей. Программные задачи: Тип занятия: информационно-познавательный Вид занятия: литературная гостиная Цель: приобщать детей дошкольного возраста к национальной культуре, русским народным традициям, направленным на развитие духовно-нравственной личности дошкольников через восприятие произведений К. Д. Ушинского. Задачи: Образовательные:
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, речь, навыки выразительного чтения в инсценировании произведения (соблюдать паузу, использовать мимику, жесты, передавать настроения и чувства героев) мышление, память, внимание, способность творить, наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: формировать духовно-нравственные понятия, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, бережного отношения к природе. Предварительная работа:
Материалы: мультимедийная презентация, аудиозапись - микс к рассказу «Дети в роще», выставка книг К. Ушинского, театральные атрибуты (маска ветра, маска солнца, плащ, маска зайца, снежинка, маска огурца, костюм медведя, барабан, гусли), цветные карандаши, альбомные листы для рисования. Технические средства: мультимедиа проектор, ноутбук |
Приветствие воспитателя:
Я рада приветствовать участников литературной гостиной (дети садятся за столы, которые расставлены полукругом).
Как хорошо уметь читать.
Об этом должен каждый знать.
Сутеев, Успенский и Барто
Нам подарили творчество своё.
Мы много книжек прочитали
И многое из них узнали,
Константин Ушинский нам знаком.
Об этом речь мы поведём.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. На экране изображены три портрета известных вам писателей, с творчеством которых мы хорошо знакомы. Назовите имена и фамилии этих писателей.
Воспитатель: Чей это портрет?(слайд 2)
Здесь и далее дети, знающие ответ на вопрос, поднимают руки и отвечают. Отвечает ребёнок, выбранный воспитателем.
Ребёнок: Это портрет Юрия Макарова.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о Юрии Ивановиче Макарове?
Ребёнок: Юрий Макаров – белгородский писатель, свои произведения он посвятил детям.
Воспитатель: Какие произведения Юрия Макарова вы можете назвать?
Ребёнок: много стихотворений и такие рассказы, как «Хорошо живёт Трезор», «Если будете дразниться», «Вот какие гости» и другие (слайд 3).
Воспитатель: Внимательно посмотрите на второй портрет, кто изображен на нем? (слайд 4) Внимание, дети, принимаю только полные, развернутые ответы.
Ребёнок: На этом портрете изображен детский писатель Андрей Усачёв.
Ребёнок: Правильно, а с какими героями Андрея Усачёва мы совсем недавно познакомились? Кто скажет?
Ребёнок: перечисляет героев сборника сказок «Умная собачка Соня», «Жили-были ёжики» (слайд 5)
Воспитатель: Все верно, очень интересные и смешные сказки.
А вот на третьем портрете изображен…(слайд 6)
Ребёнок: На третьем портрете изображен Константин Ушинский
Воспитатель: Кем был этот человек?
Ребёнок: Константин Ушинский - писатель. Он сочинял рассказы и сказки для детей.
Воспитатель: Всё правильно, Константин Дмитриевич Ушинский – всю свою жизнь посвятил воспитанию детей, он написал огромное количество интересных и очень познавательных рассказов о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх (слайд 7)
А сейчас я для вас подготовила интересное задание: закройте глазки и внимательно прислушайтесь. (Звучит аудиозапись - микс к рассказу К.Д. Ушинского «Дети в роще» ( сначала шёпот школьной перемены, далее звуки рощи, жужжание пчёлки, звуки бегущего ручейка, пение птиц) (приложение № 1). Что вы услышали сначала….потом….далее. Как вы думаете, что связывает все эти звуки, какой рассказ Константина Ушинского я здесь зашифровала? (Ответы детей.) Давайте мы вспомним краткое содержание рассказа и ответим на вопрос: Чему учит нас этот рассказ? (нужно прививать детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже играть, гулять) (слайд 8)
Какую пословицу из предложенных можно отнести к данному рассказу?
- Красна птица пением, а человек – умением
- Сделал дело – гуляй смело
- Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят
ФИЗМИНУТКА
Козлики утром рано встали (потянуть ручки вверх, ножки на носочки)
И на мостике играли
По дощечкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык? (ходьба на месте)
А меня лошадка ждёт (руки в замочек и за спинку, ножки высоко поднимаем)
Головой она трясёт (повороты головы в сторону)
Гривой на ветру играет,
Козликов на мостике считает (наклоны в сторону)
Раз-два, раз-два
Приседает детвора! (приседания)
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (потянули ручки вверх)
Вверх на солнце посмотрели
И нас всех лучи согрели! (зажмурили глазки и открыли, повторить несколько раз)
Дружно хлопнем
Раз, два, три (хлопки)
На свои места уйди!
Воспитатель: настало время поиграть нам с вами в РЕЧЕВУЮ ЗАРЯДКУ (цель: развитие связной речи, мышления, интереса к сказке). Я начну рассказывать сказку, но не всю, а только начало. Кто узнает сказку, расскажет нам ее до конца: «Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей».
Ребёнок, первый узнавший сказку рассказывает ее до конца (сказка «Два козлика») (слайд 9)
Воспитатель: Я предлагаю вам, поставить себя на место героев: как бы вы поступили в такой ситуации? (дети предлагают свои варианты, каждый вариант совместно обсуждаем)
Воспитатель: Следующее интересное творческое задание: на столе лежат различные театральные атрибуты (маска ветра, маска солнца, плащ, маска зайца, снежинка, маска огурца, костюм медведя, барабан, гусли), ваша задача внимательно рассмотреть все атрибуты и постараться определить сказку и инсценировать нам ее, используя предложенные атрибуты.
Ребята отгадывают сказку («Ветер и солнце») самостоятельно (в случае затруднений воспитатель помогает) распределяют роли (человек в плаще, Солнце и Ветер) и участвуют в инсценировке сказки перед детьми.
Воспитатель: Молодцы ребята – вы очень интересно показали нам сказку. Спасибо большое.
Воспитатель: Дети, мы познакомились со многими произведениями Константина Ушинского. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним поучительным рассказом, а о ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это – резвая ...(Лошадка)
Сегодня я познакомлю вас с рассказом К. Д. Ушинского «Слепая лошадь», который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. Садитесь правильно и послушайте внимательно.
Чтение рассказа К.Ушинского «Слепая лошадь».
Воспитатель: то главный герой этого рассказа? (дети: слепая лошадь)
Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер? (дети: любимой лошадью)
Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом? (дети: на него напали разбойники)
Воспитатель: Кто спас Уседома? (дети: Уседома спасла лошадь)
Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню? (Дети: чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса) (слайд 10)
Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой? (дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой…)
Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью? (дети: прогнать его)
Воспитатель: Как чувствовал себя Догони-Ветер? (дети: одиноким)
Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»?
«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Чем закончилась сказка? (ответы детей) (слайд 11)
Чему же научила вас эта сказка? (дети: быть добрыми, добрыми к людям, к животным)
Воспитатель: Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а доброта начинается с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»).
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Покажи мимикой и жестами».
Воспитатель предлагает по желанию детей показать мимикой и жестами эмоциональное состояние героев в следующих ситуациях:
- Встреча Уседома в большом и темном лесу с разбойниками
- Догони – Ветер на площади города
- Уседом перед жителями города
Игра «Покажи мимикой и жестами» (цель игры: учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, эмоциональное отношение героя к происходящему вокруг него, развивать воображение, наблюдательность).
Воспитатель: в завершении нашей встречи прошу вас нарисовать любой понравившийся эпизод или героя из любой сказки или рассказа. Но рисовать мы будем по-особенному. В своём рисунке вы используете геометрические фигуры, фигуры только одного вида, например, у вас должна получиться квадратная сказка или круглый рассказ.
«Сказки по комическим рисункам» (цель: развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.). все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов и т. д., в результате получается смешная сказка). Воспитатель помогает детям, испытывающим трудности в выборе эпизода или персонажа)
Воспитатель: Ребята, вот и подошла к своему завершению наша встреча, эту встречу мы посвятили замечательному русскому писателю Константину Ушинскому. Можно с уверенностью сказать, что рассказы и сказки Ушинского будут читать и любить еще много-много новых поколений, потому что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность, сострадание и доброта.
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Чемодан» (цель: выделение главного, определение важности материала, привлечение к работе всех детей, получение информации о понравившихся методах работы).
Воспитатель предлагает встать деткам в круг, в руках у него чемодан (рюкзак). Педагог предлагает сложить в чемодан только самые необходимые вещи, нужные для путешествия в далекое будущее.
Воспитатель: Давайте мы с вами положим в чемодан те важные знания и умения, которые вы получили сегодня на занятии. Дети поочередно выражают свои мысли – ответы и воображаемо складывают их в чемодан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Сказочные страницы»
Цель: Закреплять знание детей о перелётных птицах.Задачи:1. Закрепить знания детей о сказках (авторских и народных ).2. Продолжать учить детей делить сл...
Квест – игра «Про сказочные страницы» для детей подготовительной группы
Квест – игра «Про сказочные страницы» для детей подготовительной группыЦель: способствовать формированию у детей интереса к художественной литературе, создать позитивный эмоцион...
Дидактическая игра по содержанию произведения Константина Ушинского «Дети в роще».(презентация)
Закреплять умение детей классифицировать (птицы, насекомые, животные, растения)...
В центре детского чтения открылась выставка " Сказочные уроки Константина Дмитревича Ушинского
В 2023 году в России отмечается 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Эта дата совпадает с объявленным в стране Годом педагога и наставника. Имя Ушинского занимает особое место в ...
Занимательные факты об Константине Ушинском
интересные факты об известном педагоге Константине Ушинском...
Константин Ушинский - писатель и педагог
Презентация содержит материал для ознакомления педагогов с трудами К. Ушинского и произведениями написанных для детей...
Интерактивная игра-мнемотаблица к рассказу Константина Ушинского "Четыре желания"
Рассказ Константина Ушинского о природе. Рассказ о временах года. Рассказ о мальчике Мите и его впечатлениях о каждом времени года. Рассказы для детей среднего школьного возраста.ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯВитя на...