Формы и методы работы со сказками
статья по художественной литературе (средняя группа)
Формы и методы работы со сказками
"Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными,
читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были умнее,
читайте им ещё больше сказок“.
Альберт Эйнштейн.
Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Фольклорная сказка - это эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов, повествовательного вида.
Литературная сказка - это также эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно - поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_so_skazkami.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы со сказками
"Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными,
читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были умнее,
читайте им ещё больше сказок“.
Альберт Эйнштейн.
Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Фольклорная сказка - это эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов, повествовательного вида.
Литературная сказка - это также эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно - поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. В его предположениях, в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка - это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению, великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе ребёнка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства.
Однако, только читать сказки, рассказывать и сочинять новые, особенно длительное время, будет, наверное, не так интересно. Сказочный мир даёт множество возможностей для того, чтобы сделать этот процесс более увлекательным, зрелищным и интересным. Для полного осознания сюжета, раскрытия характеров героев, понимания смысла произведения, в современной педагогике предлагаются следующие формы работы со сказками:
- анализ сказок;
- решение сказочных задач;
- групповое рассказывание сказок;
- рисование сказки;
- постановка сказки.
Родители и педагоги, читая детям сказки, создают в бессознательном запас жизненной прочности, символический "Банк жизненных ситуаций". Если сказки не анализировать, то многие её смыслы и уроки так и останутся неосознанными.
Как же нам провести анализ сказки? С какой стороны подойти к этому вопросу?
Итак, после знакомства с сюжетом сказки, обычно детям задают вопрос: "О чём эта сказка?". И ребята начинают поочерёдно вспоминать события, произошедшие с героями. Далее, все вместе, ищем ответ на важный вопрос: " На примере героев, чему важному хочет научить нас эта сказка?". И тут каждый из ребят должен догадаться - чему именно. Стоит задуматься и над вопросами: "Хорошо ли закончилась история для героя(ев) сказки?", "Что было бы, если... (один из героев не совершал этого поступка или поступил бы по-другому)?". И ещё один интересный, на мой взгляд, вопрос: " А как бы ты поступил на месте того или иного героя этой сказки?".
Самое важное для нас, педагогов, это создать ситуацию, в которой ребёнок может задуматься над смыслом прочитанного и неоднозначностью событий в сказке. Ведь даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Именно в этот момент ребёнок познаёт философию жизни: нет однозначных событий. Безусловно, не каждый из ребят одномоментно поймёт в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. И тут нам, взрослым, нужно прийти детям на помощь и напомнить им "схожие" моменты из их личного опыта, что некоторые обидчики помогают нам задуматься, что конкретно у нас не получается, что мы не умеем или плохо делаем, или не с тем дружим, или... Так сказочный урок переходит в реальную жизнь и направляет ребёнка по пути осознания происходящих с ним событий. В дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у ребёнка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям: "Ты не находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас и тем, о чем нас учила сказка? Подумай, пожалуйста..."
Опираясь на вышеуказанные вопросы со стороны педагога к детям, мы можем увидеть пример того, как "работает" принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.
Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, сбора идей для разрешения проблем. Решение сказочных задач " открытого" типа служит следующим важным целям: развитие творческого мышления и воображения. Наверное, без творческого подхода и мышления жизнь была бы гораздо затруднительней...
Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы ребёнок смог спроецировать, перенести на неё свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи - простимулировать процесс "генерации идей" для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть происходящее с разных сторон, найти как можно больше рациональных решений. Пример: " Как вы думаете, почему Царевна Несмеяна ни разу в жизни не улыбнулась и не засмеялась? ". Или вопрос может быть таким: " А что можно сделать, чтобы Царевна улыбнулась или рассмеялась? ". Отвечая на этот вопрос, ребята не только тренируют своё мышление, также развивают воображение и обмениваются идеями для решения этой сказочной проблемы. И собирая идеи, высказанные другими ребятами, дети пополняют свой " Банк жизненных ситуаций ".
Важно, чтобы сказочная задача, предлагаемая ребёнку, отвечала следующим требованиям:
1. Задачу задаёт какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник...) в которого перевоплощается педагог.
2. Сказочные задачи служат испытаниями. (Пример: Надпись на камне: "Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - сам погибнешь. Прямо пойдешь - ничего не найдешь").
3. Ситуация не должна иметь «правильного» ответа, который известен только взрослому – педагогу.
4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговать ребёнка, быть ему близкими.
5. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно проследить причинно-следственные связи и подобрать решение данной ситуации.
Стоит отметить, что решение сказочных «проблем» очень запоминается детям и вызывает у них неподдельный интерес, да и сам процесс придумывания сказочных задач очень увлекателен. Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребёнка: ведь чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более адаптированным к жизни он будет.
Групповое рассказывание сказок также является одним из распространенных методов работы со сказкой. Главное условие – сказка должна быть известной всей группе детей. И в этом случае каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек данного произведения. Текст сказки разбивается на отрывки и в произвольном порядке ребята продолжают повествование. При рассказывании не лишним будет использовать иллюстрации или видеозапись данного сюжета сказки. Применяя этот метод, необходимо помнить, что педагог, перед тем как дети приступят к рассказыванию, должен «погрузить» ребят в сказочную атмосферу. Пример: «Ребята, представьте, что вы стоите у ворот Волшебного города Сказкограда. И Король повелел не пускать в город тех, кто не умеет рассказывать сказки. Но вы, я вижу, не такие. Однако приказ Короля – закон. И стражник (эту роль на себя может взять педагог) хочет убедиться, что вы умеете рассказывать сказки и затем доложить об этом Королю. А любимая сказка Короля «…» (Пример: «Колобок»). Начнет рассказывать нам сказку … (обычно выбирают кого-нибудь из активных ребят). Так каждый из вас должен внимательно следить за тем, что рассказывают ваши друзья. И когда очередь дойдет до вас - вам нужно продолжить сказку. В конце рассказа произведения Стражник благодарит детей за интересный рассказ и «пропускает» детей немного погулять по Сказкограду.
Рассказывание сказки можно проводить и в другом формате. Пример: рассказывание «по ролям» или от лица какого-либо героя сказки. Эти методы работы со сказкой рекомендуется проводить в старших группах, где возраст детей от 5 лет.
Таким образом различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие педагогические задачи:
- развитие фантазии и воображения;
- развитие умения выражать свои мысли;
- развитие памяти и внимания;
- развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей;
- сплочение группы;
- развитие умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
Еще один из методов работы со сказками – это рисование сказки. Рисование в ДОУ является одним из основных видов деятельности детей. Рисование – одно из самых интересных процессов для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти.
При работе со сказкой можно предложить детям:
1. Проиллюстрировать конкретную сказку, где каждый из ребят сам выбирает понравившийся и запомнившийся ему момент из произведения. Затем, опираясь на готовые рисунки детей, можно предложить им рассказать сказку по своим иллюстрациям. Данное занятие наверняка вызовет у детей положительные эмоции. Кроме того, рассматривая рисунки своих друзей, они могут обменяться своими впечатлениями об увиденном, насколько рисунки других детей отображают характеры героев и окружающую сказочную обстановку. После рассказа сказки и обсуждения рисунков, обязательно стоит организовать выставку работ, где и родители воспитанников смогут получить положительные эмоции от увиденного. А главное, у детей будет еще одна возможность рассказать сказку «новым» слушателям, что укрепляет их союз с родителями.
2. Этот способ подразумевает составление коллективной работы, а именно, педагог предлагает обговорить наиболее понравившийся детям сюжет из сказки, а затем изобразить его на большом листе ватмана. Во время подготовки к занятию воспитатель расчерчивает лист ватмана на то количество секторов, какое количество детей желает принять участие в данном мероприятии. Затем поочередно дети приступают к рисованию в «своем» секторе части от общего рисунка. Важно внимательно следить за тем, чтобы дети рисовали по одному и не мешали рисующему. Необходимо создать такую атмосферу, в которой дети с интересом наблюдают, как и что рисуют их друзья. Хорошо, когда процесс рисования происходит под музыку. После того, как каждый из детей нарисовал свой кусочек задуманного сказочного сюжета, можно предложить детям внимательно рассмотреть получившуюся совместную работу и обсудить насколько эта работа «передает» действия, эмоции героев из задуманного отрывка сказки.
Рисование даёт возможность развивать пространственную ориентацию, свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для развития фантазии, воображения, умения работать с коллективной задачей.
Многие из детей, хотя бы однажды побывавшие в театре, окунувшись в хорошо разыгранное действие, получая ощущение сопричастности к событиям, влюбляются в театр. У ребят появляется желание лично участвовать в различных постановках. Однако не каждый человек обладает актерским талантом, для того чтобы самому играть на сцене, поэтому для педагогических целей используют различные способы постановок сказок. Существует множество разновидностей театра, которые нашли свое применение в ДОУ. К ним относятся: верховой, стендовый, теневой, напольный театр и др. Однако, к самым популярным можно отнести следующие виды:
- Наручный театр.
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
- пальчиковый;
- перчаточный.
Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей.
- Настольный театр.
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:
- бумажный (картонный).
Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
- театр игрушек.
Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонажей для настольного театра можно сделать самим.
- Ролевой театр.
Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают сказки. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей. Если не умеете шить, то вместе с детьми сделайте маски различных персонажей, декорации и бутафорию.
Сам процесс постановки сказки тесно связан со всеми разделами программы, в которую входит развитие речи детей дошкольного возраста: активизации словаря, развития грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой культуры речи.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Итак, можно сделать вывод, что сказки являются важным образовательным и воспитательным средством, которое в течение столетий выработано и проверено народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"
Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...
Формы и методы работы со сказкой
информация для педагогов на тему: "Формы и методы работы со сказкой"...
«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...
План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".
Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...
формы и методы работы со сказками
формы и методы работы со сказками...
Формы и методы работы со сказками
Формы и методы работы со сказками"Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными,читайте им сказки.Если вы хотите, чтобы они были умнее,читайте им ещё больше сказок“.Альберт Эйнштейн.Сказка &m...
Формы и методы работы со сказками
Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведен...