Худоственная литература
книга по художественной литературе (старшая группа)
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura.zip | 12.47 КБ |
Предварительный просмотр:
"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие дети предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Соответсвенно, полюбить чтение в школе такому ребёнку будет сложно. А ведь литература — это одно из мощных средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, которое обогащает детскую речь эмоциями, формирует гуманные чувства, даёт возможность к размышлению. Одной из важных задач взрослого является открыть в ребенке читателя и привить интерес и любовь к книге. И первой ступенью после родителей здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство в котором особое место занимает художественная литература.
Без спорно художественная литература - является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе и прежде всего это источник знаний. Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. А как известно истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит не простая задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое вызывает погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизненную мудрость общества, человеческих чувств и взаимоотношений. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Не надо забывать, что дети дошкольного возраста прежде всего слушатели, а не читатели, художественные произведения доносят до них родители и педагоги, поэтому владение выразительного чтения имеет здесь особое значение.
К задачам чтения художественной литературы с детьми старшей группы относятся:
Учить прослушивать большие произведения (по главам).
Побуждать детей выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
Формировать навыки выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
Формировать в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Развивать чувства юмора.
На занятии по чтению художественной литературы я применяю следующие методы:
Чтение по книге или наизусть.
Рассказывание (пересказ).
Инсценирование.
Заучивание наизусть.
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
Занятие должно быть эмоционально насыщенным, которое должно передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо воспитателя, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого я смотрю не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
Прозаические произведения (сказки, рассказы) стараюсь рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то обычно читаю их голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы ребята поняли, о чём идёт речь.
В процессе чтения стараюсь не отвлекать детей дисциплинарными замечаниями: для этой цели могу повысить или понизить голос, сделать паузу.
Как правило, насильно заставляют читать детей только те люди и родители, которые сами не увлекаются чтением и не понимают, в чём удовольствие от него. Читайте как можно больше, ведь это классно, и дети начнут читать, подражая вам. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
Художественная литература для детей подготовительной группы по программе "От рождения до школы" Раздел: "Дополнительная литература"
В материале представлены тексты художественных произведений для детей 6-7 лет по разделу "Дополнительная литература" ((сказки, поэзия, проза, литературные сказки) для реализации образовате...
" Русская литература-духовная литература"
Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!Великой красоты и сложности предел,Животворящий сплав прошедшего и мига,Фундамент для грядущих добрых дел(по книге М.М. Дунаева «Вера в горниле сомн...
14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"
Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...
14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"
Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...
14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"
Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...