Литературная гостиная в подготовительной группе «По сказкам К. Д. Ушинского»
учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Нет в нашей стране человека, который не любил бы сказки. Они сопровождают нас с самого детства. Кто не знает сказки про курочку Рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой.  В сказках передавались из поколения в поколение  понятия о добре, справедливости, трудолюбии.  Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Целью проведения литературной гостиной стало создание условий для формирования осознанного ответственного поведения, интереса к окружающему миру через знакомство с произведениями Ушинского.

Я ставила следующие задачи. Предметные: наблюдать за сюжетом и поведением персонажей, анализировать поступки героев. Развивающие: развивать внимание к авторскому слову, способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Воспитательные: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- этических ценностей, воспитывать доброту, душевную чуткость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushinskiy.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная в подготовительной группе «По сказкам К. Д. Ушинского»

Ход ДОСУГА

Гости занимают места в зрительном зале. В это время на экране транслируется видеоряд с иллюстрациями к детским литературным произведениям и звучит фонограмма песни «Если вы не очень боитесь кощея» (слова и муз. Юлия Кима). На сцене появляется ведущий, музыка замолкает, на экране появляется

1. Слайд: «Название Литературной гостиной «По сказкам К. Д. Ушинского»

Ведущая: Здравствуйте дорогие гости. Я очень рада видеть вас в нашей литературной гостиной. Сегодня здесь прозвучат отрывки из литературных произведений, мы сможем полюбоваться иллюстрациями к сказкам и рассказам К. Д Ушинского. Устраивайтесь поудобнее и давайте вместе начнём этот день со встречи с прекрасным – с литературой!

2. Слайд:  Портрет

Воспитатель:  Мы с вами отправимся  по страницам сказок и рассказов  этого писателя. Нет в стране человека, которые бы не знали сказки про Курочку  Рябу, Колобок, Про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказ  « Четыре  желания». Все эти и многие другие  так  хорощо известные  сказки и рассказы

Воспитатель: Кем был этот человек?

Ребёнок: Константин Дмитриевич был писатель. Он сочинял рассказы и сказки. Некоторые он слышал в детстве, и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Воспитатель:  В этом году К.Д. Ушинскому  200 лет со дня рождения.  Детство он провел в маленьком городе Новгород -Северске. Учился в гимназии, затем в Московском Университете.  Он сочинял рассказы , что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, о животных, о птицах, о явлениях природы. Рассказывал ребятам, про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут все это дело рук людей. И по – этому, самый нужный, самый уважаемый человек в обществе, это труженик, крестьянин, рабочий. Книги К.Д. Ушинского открывают тайны огромного мира, в котором так много  неизвестного, непонятного, таинственного, а самое главное открывали самую большую тайну счастье человека. Очень любил детей.

Воспитатель: Закройте глаза и прислушайтесь.

 

Вечерняя песнь слова К Ушинского

3. Слайд: «Коллаж из сказок К. Д. Ушинского»

Ведущая: И начнём мы со сказок, ведь именно с них начинается знакомство каждого человека с миром книги. Я знаю, что вы очень любите сказки. Конечно, сказки любят все без исключения и помнят их всю жизнь. Я хочу предложить вам несколько литературных отрывков. Правильность ваших ответов мы сможем проверить с помощью экрана. И главное условие нашей мини – викторины: дослушайте отрывок из произведения до конца, даже если вы уже знаете правильный ответ.

Ведущий зачитывает отрывки зрителям загадки по хорошо известным сказкам К. Д. Ушинского, после каждого ведущий выслушивает ответы и предлагает проверить отгадку с помощью экрана.

  1. …Уступи мне дорогу – сказал один. – Вот еще, поди-ка. Какой важный барин – отвечал другой…        

             Это сказка: "Два козлика".

2. …Почувствовав теплоту солнечных лучей, путешественник преобразился, сам снял свой плащ, свернул его и привяза                                                                                        Это: сказка "Ветер и солнце".

3. … Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь….                                                                                                                                                            Это сказка "Умей обождать".

4. Нет на свете доли хуже моей. И кто только не точит зубов на меня!                                                                                                                                          Ответ: "Жалобы зайки".

5. … Бродя по площади, она случайно набрела на столбы, где висел колокол. Думая вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку и стала дергать. Колокол зазвонил так сильно, что народ стал сбегаться на площадь.                                                                                                                                                Это сказка "Слепая лошадь".

После каждого ответа показывается слайд с иллюстрацией данной сказки Слайды ,4,5,6,7,8

Физкультминутка (проводится по сказке "Утренние лучи").

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.                                                        Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку«Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».                                                                Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.                                                                                                Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел«Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.                                                        Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.                                                        Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул. (движения по тексту)

Ведущая: "Загадки с экрана". - Я сейчас вам покажу иллюстрации к

рассказам и сказкам К. Д. Ушинского, а вы должны выполнить следующие задания: определить, что это: рассказ или сказка и сказать название.

(показывает на экране).

9 слайд: иллюстрация: рассказ "Четыре желания".

Вопрос: - Вспомните и расскажите каких четыре желания было у мальчика?

(Звучит аудиозапись «Звуки леса».)

Воспитатель: Как чудесно поют птицы, нежно журчит ручей!

(Читает отрывок из произведения Четыре желания зимы».)

Воспитатель: Как называется произведение, отрывок из которого вы слышали?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вспомните как звали мальчика, чем ему запомнилось каждое время года

Ребёнок: Зимой катался на саночках с ледяной горы. Весной бегал за пёстрыми бабочками. Летом- ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, Осенью собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши

10 слайд: иллюстрация: сказка "Умей обождать".

Воспитатель: Я загадаю загадку слушайте внимательно.

                          Спозаранку я встаю

                          Звонким голосом пою  (петух)

                 

Выходят дети в костюмах курочки, петушка.

Воспитатель: Из какой сказки к нам пришли эти герои? -

Ребёнок: Из сказки «Умей обождать».

                         

Инсценировка сказки «Умей обождать».

     

Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину,

Курочка :"Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет".

            Петушок не слушается и продолжает клевать,. (держась за живот)

Петушок: "Ох! - беда моя! Больно, сестрица, больно!"

            Курочка лечит петушка мятой, приложила горчичник –

Курочка: «Вот и прошло».

Воспитатель: Скажите, а что ещё делал петушок не правильно в этой сказке и чем закончилось его непослушание? Чему учит этот рассказ?(слушать взрослых).

                         

Дети отвечают на вопросы, (не послушался курочку)

Воспитатель: Ребята, давайте выполним задание. Поможем Петушку собрать ягоды. Сложите в корзинку только ягоды.

                    

Дети по очереди подходят к столу, выбирают картинки и кладут в корзинку.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

11 слайд: иллюстрациярассказ "Дети в роще".

Из-за ширмы выходят дети с портфелями

Воспитатель: Персонажи какой сказки перед вами?

Ребёнок. Это герои сказки «Дети в роще»

                           

Воспитатель выставляет картину рощи

Воспитатель: Давайте вспомним, кого встретили дети.

                           

Ответы детей

Воспитатель выставляет  на доску картинки золотого жучка, мохнатой пчелы, муравья, белки, голубя, серенького  зайчика, ручейка, малиновки.

Воспитатель: На какие группы можно разделить героев сказки?

Дети: Животные - заяц и белка. Насекомые - жучок, пчела, муравей, птицы – голубь, малиновка

Воспитатель: Писатель рассказал сказочную историю, но при этом описал, что делают герои этой сказки в жизни.

12 слайдиллюстрация: сказка "Жалобы зайки".

Воспитатель: Из какой сказки К. Д. Ушинского этот персонаж?

Ребёнок:. Из сказки «Жалобы зайки».

Воспитатель:. На что жаловался зайка в этой сказке?

Ребёнок: Все его обижают

Воспитатель: На кого жаловался зайка?

Ребёнок: (Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат).

Воспитатель: Что хорошо получается у зайчика?

Зайчик: Бегать мастер и прыгаю хорошо.

Воспитатель: Чему же зайчик в этой сказке все же рад?

Зайчик: Одно только есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что.

Воспитатель: Ребята, мы с вами немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

                                     Физкультминутка

                                   Ветер тихо клен качает

                                   Вправо-влево наклоняет

                                   Раз наклон и два наклон

                                   Зашумел листвою клен

13 слайдиллюстрация: сказка "Ветер и солнце".

Показать мини спектакль

«Ветер и солнце» — известная греческая сказка в переводе Константина Ушинского. Это поучительная история для детского чтения. В основе сюжета — спор между суровым северным ветром и ласковым солнышком. Персонажи устраивают состязание в силе. Для демонстрации своих способностей герои выбирают одинокого путешественника — кто снимет с него плащ, тот и станет победителем. Чего только не делает Ветер, чтобы достичь цели! Уж он и дует во всю мощь, и осыпает всадника холодным дождём. Но тот лишь плотнее закутывается. И лишь когда Солнышко мягко согревает землю, разомлевший путник снимает верхнее одеяние. Сказка «Ветер и солнце» напоминает читателям: добротой и теплом можно добиться большего, чем грубым натиском.

Ведущая: Спасибо. Мы услышали очень поучительную сказку «Ветер и солнце» и увидели замечательные иллюстрации к ней. Надеюсь, что каждый из вас обязательно прочитает, еще произведения этого автора.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам совершить путешествие в одну уже знакомую нам сказку. А чтобы узнать главных героев нужно собрать картинку.

                                       

Игра «Собери картинку»

Дети собирают разрезанную на части картинку к сказке «Лиса и Журавель»

Воспитатель: Соберите картинку и посмотрите, что получилось? Расскажите, кого вы видите на картинке? Как вы думаете, какой это момент?

                                                 Дети отвечают

Воспитатель И теперь следующее задание посмотрите, что изображено на картине?

(представлены изображение зимы)

Воспитатель Как вы думаете какая сказка Константина Дмитриевича подойдёт к этой иллюстрации

До кого добиралась старуха-зима, кого донимала? До птиц, до зверей, до рыб, до людей

Как животные и люди встречали зиму и морозы?

1. Стали птицы стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

2. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

3. Рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

4. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. Извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают. Малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут.

"Загадки с экрана".

14 слайд: иллюстрация: рассказ "Петушок с семьей".

Вопрос: - Почему курочки поссорились?

15 слайд: иллюстрация: сказка "Два козлика".

Вопрос: - Как эти два козлика оказались в воде?

16 слайд: иллюстрация: сказка "Слепая лошадь".

Вопрос: - Почему богатому купцу было стыдно в конце сказки?

17 слайдиллюстрация: сказка "Ветер и солнце".

Вопрос: - О чем поспорили ветер и солнце?

18 слайд: иллюстрациярассказ "Гадюка".

Вопрос: - Расскажите какой поступок совершила собака Бровка?

19 слайд: иллюстрация: рассказ "Ласточка".

Вопрос: -Что нового и интересного узнал мальчик от своего отца про ласточек?

20 слайд: иллюстрация: сказка "Мышки".

Вопрос: - Что мышки хотели сделать?

21 слайд: иллюстрация: сказка "Не ладно скроен, да крепко сшит".

Вопрос: - Что сказал заяц ежу?

Ведущая: "Собери книгу по рисункам". Дети, вы знаете, что книгу могут изготовить и взрослые и дети. У меня есть иллюстрации, которые вы должны узнать и сложить по порядку и сделать книгу – самоделку.

Дети выкладывают последовательно части рассказов: «Как рубашка в поле выросла»

Ведущая: На этом наша встреча в литературной гостиной подходит концу. Я надеюсь, что прекрасное настроение этого утра продлится не только на весь день, но и на неделю, а может быть и дольше.

                           

Воспитатель: Вы продемонстрировали, что знаете произведения Константина Дмитриевича Ушинского, правильно ответили на все вопросы. За это вам вручаются медали.

Воспитатель вручает им книги К. Ушинского.

Воспитатель: Сегодня все вы умники и умницы. А на прощание - последнее задание. Попробуйте дома вместе с родителями сочинить свои сказки о животных.

           

Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина в подготовительной группе по сказкам Х. К. Андерсена

Литературная викторина  в подготовительной к школе группе по сказакам Х. К. андерсена...

Литературная викторина в подготовительной группе по сказкам К.И. Чуковского.

Цель:- закрепить знание детей о прочитанных сказках К.И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспри...

Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной группе «Песни с которыми мы победили»

Конспект музыкальной гостиной в подготовительной группе будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Данный материал направлен на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-п...

Литературная гостиная в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам»

Задачи:Образовательные: – Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками. Учить детей отгадывать загадки по содержанию знакомых...

Литературная гостиная в подготовительной группе на тему "День памяти А. С. Пушкина."

Конспект литературной гостиной, посвящённой Дню памяти А. С. Пушкина....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?(Это волшебная шкатулка)- Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)- Послушайте загадку.Белые листы у них,Много чёрных букв.Для людей о...