Организация физкультурных занятий в детском саду
консультация по физкультуре
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют свою направленность. Главное для самых маленьких – доставить им как можно больше удовольствия, научить использовать и ориентироваться во всёмпространстве зала или площадки, правильно работать с оборудованием, обучитьприёмам элементарной страховки. В среднем дошкольном возрасте основное внимание при организации занятий воспитатель направляет на развитие физических качеств, прежде всего выносливости и силы, которые станут основой качественной физической подготовки. В старшем дошкольном возрасте, уделяя большое внимание физической подготовленности детей, основным всё же считается создание условий для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Организация физкультурных занятий в детском саду»
Длительность занятий зависит от характера нагрузок, содержания материала, настроения детей, погодных условий и т.п.
Формы обучения детей различны. Разучивание новых сложных движений, требующих страховки, проводится индивидуально, а более лёгких – по подгруппам.
Во фронтальные занятия включаются только те движения и упражнения, которые освоили все дети.
Основные варианты обычных занятий ( по В.Г. Алямовской)
1. Занятия обычного типа.
2. Игровые занятия.
3. Занятия-тренировки.
4. Прогулки-походы.
5. Сюжетно-игровые занятия.
6. Занятия на спортивных комплексах и тренажёрах.
7. Занятия, построенные на танцевальном материале.
8. Самостоятельные занятия.
9. Занятия серии «Забочусь о своём здоровье».
10. Занятия-зачёты.
Занятия обычного типа
Стандартные занятия, состоящие из трёх частей: вводной, основной, заключительной. Образцы данных занятий можно увидеть во многих методических пособиях.
Игровые занятия
Занятия построены на основе народных подвижных игр и игр-эстафет с включением игр-аттракционов.
Занятия-тренировки
Это серия занятий по обучению спортивным играм, элементам лёгкой атлетики.
Прогулки-походы
Это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Воспитатель намечает. Рисуя карту, несколько маршрутов. При этом детей знакомят со сторонами света: южное направление, северное и т.д. Протяжённость каждого маршрута до 4-5 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый – самый короткий: от 200-300 м для малышей до 500-600 м для старших. Постепенно расстояние увеличивается, и, наконец, дети доходят до намеченной цели. Освоив один маршрут, переходят на другой, более длинный.
Это занятие позволяет детям не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.
У детей должны быть рюкзачки, питьё, средства для оказания первой медицинской помощи, какие-то любимые игрушки и вещи.
Дойдя до намеченной точки, нужно дать детям отдохнуть, расслабиться. Подвижных игр обычно не проводим, так как детям нужно поберечь силы до возвращения.
Сюжетно-игровые занятия
Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.п.
Краткое описание подобного занятия: детям приходит письмо от сказочного персонажа, в котором он утверждает, что дети смогут найти к нему дорогу, преодолев препятствия. К письму прилагается план-карта. По ходу маршрута даются различные задания, в том числе и марш-бросок, приходится преодолевать препятствия. Где-то маршрут обрывается, и надо найти конверт с его продолжением. Наконец дети выходят к цели, и там с участием персонажа, роль которого кто-нибудь исполняет, проводятся игры, обучение движениям и т.п.
Занятия на спортивных комплексах и тренажёрах
Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольших помещениях. Спорткомплексы и тренажёры позволяют детям выполнять их любимые движения: вращения, качание, лазание.
Занятия на спортивных комплексах и тренажёрах преследуют, в основном, следующую цель – научить детей пользоваться ими, развить их самостоятельность. Другая цель – повышение плотности физкультурных занятий. Наученные работать на тренажёрах дети не нуждаются в страховке, что позволяет сделать эти снаряды частью игровой зоны.
Занятия, построенные на танцевальном материале
Занятия по обучению детей музыкально-ритмическим движениям. Накопленный детьми опыт в подобных занятиях используется затем воспитателем для проведения гимнастики или музыкальных разминок на спортивных досугах.
Структура занятий такова: сначала разные виды ходьбы и бега под музыку с включением элементов танцевальных движений, затем музыкально-ритмическая разминка, народные или современныё танцы, музыкальные подвижные игры и хороводы.
Занятия проводятся под фонограмму. Между структурными компонентами занятия проводятся расслабляющие упражнения под классическую музыку.
Разучивание движений на таких занятиях не проводится. Весь предложенный материал должен быть хорошо знаком детям.
Самостоятельные занятия
Варианты этих занятий могут быть самыми разными, здесь нет предела творчеству воспитателя. Смысл их в том, чтобы научить детей не только осознанно и правильно выполнять движения в нужной последовательности, но и страховать себя и товарища, уметь заметить ошибки и исправить их. Дети приучаются к организаторским действиям, так как им поочерёдно поручают провести разминку, бег, организовать игры.
Краткое описание одного из вариантов самостоятельного занятия.
Детям сообщают, что сегодня они будут разведчиками – нужно найти спрятанные предметы. Дети делятся на команды, выбирают капитанов. Капитанам вручаются маршруты поиска, даётся конкурсное задание. Победивший получает право на проведение разминки и оздоровительного бега со всей группой. Закончив бег, дети расслабляются и после кратковременного отдыха отправляются на маршрут следом за своими капитанами. Идущие впереди, первыми выполняют упражнения на указанном снаряде, затем внимательно смотрят за каждым свои товарищем. Тот, кто ошибается, должен повторить упражнение правильно, иначе команда получит штрафное очко.
Возле каждого снаряда на маршруте лежит яркий конверт, в котором находится карточка, на которой изображён план-схема участка и крестиком показано, где спрятан предмет. Дети находят предмет и вновь движутся от снаряда к снаряду, постепенно находя все спрятанные предметы. Если они затрудняются это сделать, то могут обратиться к воспитателю. Он поможет, но команда получит штрафное очко. Не найдя предмет, нельзя идти дальше по маршруту.
Когда маршрут пройден и все предметы найдены, проводится заключительная совместная игра «Ловишки с ленточками». Водящий выбирается сначала из одной команды, потом из другой. Победное очко (красный флажок) вручается команде, водящий которой набрал больше ленточек. Заключительная игра может быть выбрана по желанию победителя на маршруте.
Затем подводятся окончательные итоги. Подсчитываются победные и штрафные очки каждой команды. Штрафные очки гасят победные. По остатку определяется команда-победитель. Роль судей выполняют воспитатели, музыкальный руководитель. Они внимательно следят за выполнением упражнений, выдают победные или штрафные очки. За неспортивное поведение команде может дано дополнительное штрафное очко (жёлтый флажок).
Занятие длится долго, но дети настолько заинтересованы, что, как правило, не жалуются на усталость.
Занятия серии «Забочусь о своём здоровье»
На этих занятиях дети учатся приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, обращению с инструментами и веществами, получают начальные познания о полезных и вредных растениях, правилах обработки овощей и фруктов, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой, постелью. Часть занятий в каждой возрастной группе проводят медицинские работники.
Занятия-зачёты
Это своеобразные итоговые занятия, которые воспитатель проводит обязательно в присутствии медработников и методиста. Их роль заключается не в контроле, а в помощи воспитателю по квалифицированной оценке умений детей.
Заранее составляются протоколы оценки физических качеств и физической подготовленности с учётом коэффициента двигательного развития каждого ребёнка. Воспитатель проводит занятие в интересной для детей сюжетно-игровой форме. Методист и медработники, наблюдая со стороны или участвуя в занятии в роли жюри, заполняют протокол
В результате можно проследить динамику освоения детьми движений и развития физических качеств, их соответствие возрастным особенностям и данным физического развития. Учитываются и психологические особенности детей. Например, если ребёнок боится прыгать в высоту, его к этому не принуждают, а заменяют прыжки другим движением по выбору.
Протоколы остаются у воспитателя, и он ориентируется на них в дальнейшей работе. По желанию с ними могут ознакомиться и родители. Но в родительский уголок их не помещают. Даётся только информация о том, что прошло зачётное занятие, с результатами которого можно ознакомиться.
Занятия проводятся в виде соревнований или спартакиад на импровизированном стадионе «Малыш» в виде «репортажей с соревнований». Интересно проходит зачётное занятие «В гостях у Айболита». Айболит во всём сомневается, дети не знают, как чистить зубы, они не выносливые и не сильные, у них длинные ногти, они не гибкие и т.п. «Собака Авва» и дети убеждают Айболита в обратном. В заключение они играют с ним и получают витамины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к организации физкультурных занятий в детском саду с учётом группы здоровья
Детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ре...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
.Растить детей здоровыми ,сильными, эмоциональными -задача каждого дошкольного учреждения.В данной консультации даются методические указания по проведению занятий по физической культуре во всех возрас...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности,...

Семинар-практикум "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ "
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечив...

Семинар для молодого педагога «Организация и проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий в детском саду»
Цель: актуализация знаний в вопросах организации и проведения утренней гимнастики и физкультурных занятийУчастники: воспитатели , инструктор по физической культуре.Используемые технологии:...

«Круговая тренировка как особая форма организации физкультурного занятия в детском саду»
laquo;Круговая тренировка как особая форма организации физкультурного занятия в детском саду»...

План-конспект физкультурного занятия в детском саду «Организация физкультурно-спортивной работы с детьми дошкольного возраста»
Группа: Старшая группаВозраст: 5-6 летТема занятия: «Волшебный мяч»Место проведения: физкультурный зал.Задачи:1.Укреплять мышцы плечевого пояса;2.Закреплять метания на дальность и в ц...