Речь и крупная моторика -два берега одной реки.
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Губина Анна Михайловна

Про использование нетрадиционного спортивного оборудования в речевой группе для развития речи и крупной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.sport_._ob.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие речи и развитие крупной моторики – два берега одной реки. (Нетрадиционное  спортивное оборудование в речевой группе)

(воспитатель Губина А. М.)

Дети с речевыми нарушениями имеют большие проблемы с крупной моторикой, координацией, ловкостью, памятью и другими психическими процессами. Дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории «моторно  неловких детей». Развитие двигательной сферы положительно влияет на развитие ВПФ, следовательно  и на речь тоже.

Движения ускоряют деятельность нервной системы и ускоряют процессы речевого развития. Мы в своей работе используем нетрадиционное спортивное оборудование, которое будет решать несколько задач.

Нетрадиционное спортивное оборудование - игра «Сигнальщики» ( карточки с обозначениями звуков- звонкий/ глухой, твердый/мягкий), моторные дорожки, клавесы, балансиры, речевые кубики, самотренажеры.

Ходьба с «сигнальщиками». Педагог называет слова, например, на дифференциацию  звуков д-т ( дым, дом, точка, дочка и т.д.).

Дети  в это время маршируют и показывают нужный сигнал( карточку с глухим или звонким звуком).

Ходьба с клавесами.

Клавесы— афро-кубинский музыкальный ударный инструмент в виде двух палочек из твёрдых пород древесины, при помощи которых задаётся основной ритм. Ходьба с клавесами развивает чувство ритма и ориентировку в пространстве. Во время ходьбы выполняют различные упражнения («Ворота», « Часики», « Ножи», «Прыг-скок» ит.д.)

«Моторные дорожки»— это нейропсихологический приём, который используется в практической деятельности с детьми с ОВЗ. Занятия с дорожками имеют большое значение для развития крупной моторики, что особенно актуально в коррекционной работе. Моторные дорожки могут включать основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье/ползанье) и в конце дорожки ребятам предлагается речевое задание (любое задание на лексику, грамматику или на развитие связной речи).

Использование «моторных дорожек» позволяет в игровой форме не только работать над крупной моторикой, но и формировать чувство ритма, активизировать словарь детей, закреплять правильность употребления в речи различных грамматических категорий.

Балансир в логопедии — это тренажёр, который учит ребёнка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой плоскую доску с округлыми ножками.

Цель использования балансира в логопедии:

совершенствование равновесия и координации движений;

укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части;

развитие двигательной и эмоциональной активности.

В ходе выполнения упражнений на балансире можно отрабатывать различные логопедические задания, например:

артикуляционная гимнастика;

отработка звуков, слогов, слов, предложений;

проговаривание чистоговорок;

грамматические задания и словарь по лексическим темам.

Занятия с балансиром рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность, выявлены аутичные черты, есть задержки устной речи.

Пособие  «Речевые кубики»

Дети с нарушением речи часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому нами было изготовлено дидактическое пособие «Речевые кубики”. На гранях кубика нарисованы символы речевых игр.

Цели:

Развитие речевой и познавательной деятельности детей.

Расширение и активизация словарного запаса детей.

Развитие когнитивных способностей

Развитие лексико-грамматического строя речи.

 Развитие  и совершенствование  крупной и мелкой моторики

Речевые игры:

  «Один-много»

«Назови ласково»

« Четвертый  лишний»

«Жадина»

« Сложные слова»

«Закончи предложение»

Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.

Самотренажер

По аналогии речевых кубиков сделан самотренажер по физической культуре. На гранях кубика нарисованы разные физические упражнения. Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция "Родители и воспитатели - два берега одной реки"

детский сад-целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап , к которому надо подготовиться не только ребёнку, но и его родителям....

Родители и воспитатели два берега одной реки.

С целью сохранения и укрепления здоровья я ежедневно провожу ряд оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий:·        утренняя гимнастика,·...

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»

Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...

"Родители и воспитатели - два берега одной реки"

Работа с семьей – необходимая сложная деятельность в работе воспитателя. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в орг...

Родители и воспитатели - два берега одной реки

работа с родителями,  ее формы. Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность.Принципы взаимодействия педагога с родителями....

Семья и детский сад - два берега одной реки

Презентация подготовлена для родительского собрания...