Спортивный досуг "Игры народов России" для детей старшего дошкольного возраста
материал по физкультуре (старшая группа)
Формирование интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_narodov_rossii.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий спортивного праздника «Игры народов России» для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила инструктор по физической культуре Дульцева Ольга Николаевна, МКДОУ Детский сад №3 «Дюймовочка», село Кочубеевское, Ставропольский край.
Цель: Познакомить детей с играми народов, поживающих в России.
Задачи: Формирование интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Образовательные задачи:
Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.
Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит в России.
Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.
Развивающие задачи:
Развивать двигательные качества: скоростно-силовые, координацию, ловкость.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация» - Формирование представлений о дружеских взаимоотношений между сверстниками;
«Коммуникация» - Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
«Физкультура» - Развитие мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании;
«Здоровье» - Развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов.
Предшествующая работа:
– рассматривание иллюстраций по заданной теме;
– чтение художественной литературы о родной стране;
– заучивание стихотворений о Родине;
– рассматривание семейных фотографий;
– беседы по темам: «Москва-столица России», «Путешествие по России», «Люди разных народов», «Я русский человек».
- прослушивание Гимна России, русских народных мелодий.
Ход праздника:
Дети входят в зал под музыку и проходят на стулья.
Инструктор по физической культуре: Здравствуйте ребята!
Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. И сегодня у нас праздник игр, но игр не простых, мы сегодня будем играть в игры народов России.
Звучит Гимн Российской Федерации.
Инструктор по физической культуре: Нашу страну – Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие вы знаете национальности?
(Ответы детей).
Так вот с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашей стране. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.
А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы России, я предлагаю вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Но для начала нужно взглянуть на карту.
Мы живем на огромной планете, а называется она …. Земля (слайд 1 планета)
На планете Земля есть огромная страна, а называется она …. Россия (слайд 2 карта, флаг).
Россию населяют разные народы, давайте посмотрим (слайд 3 народы России).
Башкиры, Буряты, Ингуши, Ханты и Манси, Осетины, Татары, Чуваши, Якуты.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый рад.
1.Первая остановка нас ждет в республике Башкирия (слайд 4 карта). В этой республике много гор,
(слайд 5 флаг)
У башкир очень необычные дома - юрта (слайд 6), не такие как наши, они очень удобные, потому что их всегда можно брать с собой, когда хочется переехать жить в другое место. И называются они – юрта.
А еще у башкир очень красочная и красивая национальная одежда (слайд 7 костюмы).
У башкир даже есть такая любимая народная игра:
«Липкие пеньки»
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.
«ЮРТА - ТИРМӘ». Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.
В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы – весёлые ребята, соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта.
«Иголка и нитка» (Эна менян еп)
Игра проводится в виде соревнования. Дети делятся на две команды. Первые игроки – иголки. Остальные – нитка. Иголки бегут до ориентира, который находится на расстоянии 4-5м, обегают его и возвращаются к своим командам. За иголку цепляется коротенькая нитка (один игрок). Они так же бегут до ориентира и возвращаются назад. С каждым разом нитка становится длиннее, пока не прицепится последний игрок. Выигрывает та команда, которая быстрее вернётся к своей черте и у которой «нитка не порвётся».
2. Инструктор: Дальше наш путь лежит в республику Удмуртия (слайд 8 карта).
Посмотрите на слайд в этой республике очень много рек.
Вот мы и добрались до места — это флаг республики Удмуртия (слайд 9 флаг).
Как вы уже знаете, этот край богат реками. И одежда в Удмуртии не менее красива и интересна, чем у башкир (слайд 10 костюм).
Я хочу поиграть с вами в народную удмуртскую игру:
«Удмуртский водяной»
Очерчивают круг-это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий-водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу и ловит играющих детей, которые подходят близко к берегу. Пойманные дети остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Водяной ловит, не выходя из круга, а ловишками становятся и те, кого он поймал, они помогают водяному.
3. Столица Якутии. Республика Саха самый крупный в мире город из возведенных на вечной мерзлоте. Регион богат природными ресурсами: здесь добывают золото, алмазы, нефть, газ, а также множество драгоценных камней и минералов. (слайд 11) флаг, одежда
«Ручейки и озёра»
Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те, дети которые быстрее построят круг – озеро.
Правила. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
4.Инструктор: Дальше мы отправляемся в республику Адыгея (слайд 12 карта).
Посмотрите территория республики это горы и горные реки.
Вот мы и на месте, в республике Адыгея (слайд 13 флаг).
Народ Адыгеи проживает в основном в аулах, (слайд14 аул) поэтому основное средство передвижение это лошадь.
Посмотрите какая национальная одежда у адыгейцев (слайд 15 костюм).
Дети Адыгеи любят играть в игру которая называется:
«Адыг» (конь)
Дети стоят в четыре шеренги в руках у них гимнастические палки, находящиеся между ног, напротив на расстоянии лежат 4 флажка разных цветов, по сигналу игроки подскоками передвигаются к флажкам и поднимают их вверх, тот кто поднимет первый -победитель.
5. «Осетинские народные игры»
«Слепой медведь»
Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубрины», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.
По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.
Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.
Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».
6.Дальше наш путь лежит в республику Татарстан (слайд 16 карта).
Народ Татарстана очень веселый и жизнерадостный, очень
Любит танцевать, играть и петь. У них очень яркий и необычный национальный наряд (слайд 17 костюм).
Их любимая игра называется
Татарская народная игра называется:
Татарские народные игры
«Скок-перескок» (Кучтем-куч)
На игровой площадке по кругу на расстоянии 50-100 см чертятся круги по количеству участников. В них находятся дети. Водящий стоит в середине большого круга. По команде водящего: «Скок-перескок!» дети на одной ноге, двигаясь по часовой стрелке, должны, освобождая свой, перескочить в следующий круг. Водящий при этом тоже скачет на одной ноге, стараясь занять свободный круг. Если ему это удаётся, то ребёнок, не успевший занять «домик», становится водящим.
«В узелок»
Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.
Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.
Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.
Правила:
1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.
2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.
3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.
7. Станция «Игра народов севера» (Слайд 18) Флаг, одежда .
«Рыбалка»
Дети делятся на команды (количество команд зависит от количества детей). На противоположном конце площадки на веревочке подвешены рыбки (бутафорские, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыбы будет больше.
«Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Главное правило: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Ну, юные путешественники, пора нам возвращаться в родной край, (Ставропольский край) (Слайд 19 флаг, герб.)
Игра «Заря-заряница» (русская народная игра) Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые
Ленты расписные .–
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту,
И после слов : один, два, три – не воронь,
А беги как огонь!
оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек
Русская народная игра «Золотые ворота»
Участники (3-4 человека) игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Не пойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.
Подвижная игра «Карусель»
Инструктор по физической культуре: Насыщенный сегодня денек удался! Побывали мы сегодня с вами в разных интересных местах нашей родины, поиграли в разные игры.
Сейчас я предлагаю закончить наш праздник большим хороводом. Хоровод - это символ дружбы между людьми, символ добра и мира.( слайд )
«Большой хоровод»
Звучит музыка и дети идут по кругу и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Поверья русского народа" для детей старшего дошкольного возраста
Презентация знакомит детей с поверьями русского народа, которые породили таких, часто встречающихся в сказках, персонажей как водяной, домовой, леший, кикимора и др.Эту презентацию можно ипользовать д...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа для детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство - пора формирования духовного мира ребёнка. Задача педагогов дошкольного учреждения разработать и организовать каждое событие в детском саду так, чтобы оно было незабываемым: открыт...
Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.
в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.
Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....
Игры разных народов для детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр народов мираЦель: реализация потребности в двигательной активности через организованные подвижные игрыЗадачи:продолжать знакомить детей с национальностями народов ми...