Дифференцированный подход.
учебно-методический материал по физкультуре
Дифференцированный подход к обучению плаванию
детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад № 5"
Предоставление опыта работы на тему:
«Дифференцированный подход к обучению плаванию
детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях ДОУ»
Авторы-составители:
Рейз Валентина Александровна,
Парамонова Татьяна Сергеевна,
инструкторы по физической культуре
Усолье-Сибирское
2025 г
Дети с ОВЗ одного и того же возраста различны по уровню развития умственных и физических способностей. Те дети, которые – обладают высоким уровнем развития, выполняют более трудные задачи, быстрее овладевают новыми двигательными действиями. При решении определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование. Одна из наиболее острых проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в условиях массового образования. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого - педагогическую помощь.
Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
Какой же выход из этой ситуации?
Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
В своей работе с детьми придерживаюсь принципа от простого к сложному. Помня, что освоение плавательными навыками носит в себе дополнительную сложность – это вода, глубина, чувство невесомости. У детей эти чувства вызывают страх, который может превратиться в фобию или в водобоязнь. Чтобы этого не произошло в наших силах создать условия для наиболее комфортного пребывания ребенка в воде.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Все занятия по обучению плаванию проводятся подгруппами не более 10 человек, дети с ОВЗ подгруппами от 1 до 4 человек.
Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:
- создание разнообразных условий обучения для детей разного контингента (дети с ЗПР, с ОНР (общее недоразвитие речи), ТНР (тяжелое недоразвитие речи, с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья);
- комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- вводить в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальные разделы, не присутствующие в программах образования: (изучение свойств воды, исследовательско - познавательная деятельность, более продолжительная адаптация к новым условиям пребывания в воде.)
- использовать методы, приемы и средства обучения более доступные для восприятия детей с ОВЗ ( такие как повторяемость, простые для понимания, краткие, демонстрация упражнения ребенком, взрослым)
- индивидуализировать обучение в большей степени.
- обеспечивать особую пространственную и временную организацию образовательной среды; (меньшее количество детей в гомогенной группе, более длительный временной отрезок для занятия)
- необходимо раздвигать образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. (Соцпартнерство - с другим детским садом, с разными образовательными организациями с бассейном)
Итак, по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей с ОВЗ, различают дифференциацию (виды дифференциации):
- по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные);
- по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
- по уровню умственного развития (или по уровню достижения) (одаренные дети; дети, входящие в группу общего развития; дети, требующие повышенного индивидуального внимания);
- личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (группы здоровья).
Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку с ОВЗ в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником.
Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для всех, но и для каждого ребенка в отдельности.
Давайте вспомним общие принципы и правила коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников, развивающих их устную и речевую способности (речевое сопровождение игр, считалки, зазывалки), и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта педагога. (Умение услышать, посмотреть и оценить результативность, подсказать).
5. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи обучения, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него.
Дети показывающие высокий уровень, тем самым стимулируют более слабых детей. Проявляется стремление подрожать, становится лучше и не останавливаться на достигнутом.
При осуществлении дифференцированного подхода к личности педагога предъявляются особые требования:
- доброжелательное отношение к детям независимо от успехов и реальных достижений, стремление к развитию индивидуальных сдвигов в развитии каждого педагога;
- специальная подготовка педагога, включающая помимо знания методик умения гибко, (с учетом развития каждого ребенка), выбирать любые методические приемы и средства;
- продуманный подбор методического материала его вариативность, позволяющий педагогу использовать задания разной степени сложности и учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка;
Наблюдение и анализ воспитательно - образовательной работы в ДОУ показал, что разделение детей в подгруппы носит формальный характер.
Знания инструктора о возможностях каждого ребенка, поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого он должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие детей с Ограниченными возможностями здоровья.
Совместно с узкими специалистами учреждения и воспитателями группы организуются консилиумы по составлению плана работы с каждым ребенком с ОВЗ. Анализируется проведённая работа протяжении учебного года, корректируется и расширяется сфера деятельности детей, за счет совместных усилий и слаженной работы всего коллектива.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных (например, во время свободного плавания), так и индивидуальных форм работы. При организации работы с детьми с ОВЗ, инструктор должен опираться на такие показатели:
а) характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
б) уровень осознанности, действенности;
в) работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
г) уровень самостоятельности и активности; д) отношение к обучению;
е) характер познавательных интересов; ж) уровень волевого развития;
и) темперамент ребенка.
Занятия по плаванию начинаются с первой младшей группы. С детьми младшего дошкольного возраста мы проводим разнообразные игры в воде, которые оказывают коррекционное воздействие на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии. Инструктор, должен стремиться избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше такого ребенка размещать рядом с собой; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически усложнять двигательные действия, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать посильный материал, возможно осуществлять страховку, подбадривание и т.д.
Инструктор должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в физическом труде. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача инструктора помочь и поддержать воспитанников с ОВЗ.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать их эмоциональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с этим менять методические приемы и дидактические пособия.
Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главная задача педагога – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Ход занятия зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей плаванию с разными образовательными потребностями, как усвоили воспитанники предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками, тренеровачные занятия).
Если у всех воспитанников в подгруппе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и воспитанники получают знания того уровня, который определен программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого воспитанника индивидуально (карточки, упражнения из учебного пособия, наглядность, показ упражнения воспитанником, предметы для демонстрации упражнений).
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Как привлечь внимание детей?
Например, меняется оборудование, звуковой сигнал, музыкальное сопровождение, красочность материалов и т, д. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании инструктора для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.
Каким способом? Усложняем задание, увеличиваем расстояние, комбинируем задания, оказываем посильную помощь детям в выполнении упражнений, назначаем помощника - наблюдателя (который фиксирует качество выполнения упражнения).
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, писал Константин Дмитриевич Ушинский, необходимо хорошо знать его. Особенно если мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/07/picture-22896.jpg)
Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.
Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...
Дифференцированный подход к коррекции речи детей с нарушениями зрения.
Краткая характеристика речи детей с нарушением зрения и описание факторов, которые нужно учитывать в работе с ними....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/01/picture-45827-1438426691.jpg)
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/01/picture-89344.jpg)
Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек
В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/01/picture-79017-1714547393.jpg)
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.
Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-126716-1350804808.jpg)
« Индивидуальный дифференцированный подход в изобразительной деятельности»
Индивидуальный – дифференцированный подход в ИЗО. Обучение на занятиях осуществляется в условиях одновременной работы воспитателя со своей группой детей. Но одновременное обучение всех детей груп...