Физкультурное занятие, для детей старшей группы построенное на основе русских народных подвижных играх. Тема: «Волшебный сундучок»
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
Современные дети не играют в эти увлекательные игры. необходимо возраждать народную игру, через знакомство с бытом, традициями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народные игры | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект физкультурного занятия для детей старшей группы построенное на основе русских народных подвижных играх
(5-6 лет)
Тема: «Волшебный сундучок»
Место проведения: физкультурный зал.
Форма проведения: учебно-тренировочная. Групповая
Цель: Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через русские народные игры.
Задачи:
Образовательные
1. Закрепить знания русских традиций и русских народных игр;
2. Формировать навыки здорового образа жизни в процессе игровой, двигательной деятельности.
Развивающие
1. Развить умение переходить от выполнения одного задания к другому;
2. Развить интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач;
3. Развить физические качества (быстроту, ловкость, выносливость).
Воспитательные
1. Повысить потребность в ежедневных физических упражнениях;
2. Воспитывать дисциплинированность, дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умение радоваться успехам других.
Оборудование:
Сундук, деревянные ложки по две на каждого ребенка, игровое пособие «карусель», коромысло и два ведерка, городки и гимнастические палки, мат и конус, платочек для п/и «Горелки», палочки размером 30см по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативные, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы, используемые на основании народных игр: некоторые основные движения, включая метание на развитие точности и меткости, я применяю в работе с игрой «Городки», прыжки в высоту с разбега применяю с русской народной игрой «Перепрыгни через костер».
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии.
Предварительная работа:
- посещение музея «Русская изба» в ДОУ;
- беседа с детьми о русских народных играх, соревнованиях, об их возникновение и пользе;
- заучивание считалок, дразнилок из русских народных игр;
- чтение воспитателем русских народных сказок.
В своем занятии я использовала такие образовательные технологии как:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии – работа детей в команде, сотрудничество педагога и детей, совместное достижение результата;
- игровая технология –построение образовательного процесса через игру.
Предполагаемый результат:
-развитие и укрепление физической подготовки, здоровья детей;
-развитие монологической и диалогической речи детей;
-использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
-дети научаться играть в русские народные подвижные игры, использовать считалки;
-улучшаться партнерские отношения в детском коллективе;
-развитие внимание, мышления, крупной и мелкой моторики;
-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры;
-расширить словарный запас детей;
Ход физкультурного занятия:
№ | Программное содержание | Дозировка | Организационно – методические указания |
Вводная часть (5 мин) | |||
1 | Построение в шеренгу, приветствие. Инструктор: у каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтут и передают из поколения в поколения. Вот и у нас сегодня будет занятие, построенное на народных играх и упражнениях. Вы согласны познакомиться с забавами русского народа, с народными спортивными играми. Предлагаю вам отправиться в путешествие, в русскую деревню. Дружно по дорожке мы пойдем И в деревню попадем. | 1 мин | Проверка осанки. Инструктор сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся в интересное путешествие, в русскую деревню. В далёкое прошлое чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. |
2 | Ходьба в колонне по одному с препятствиями: | 2-3 мин | По периметру зала |
Маленькие ножки шли по дорожке Топ, топ, топ, стоп на носочках, руки на поясе; Большие ноги шли по дороге Топ, топ, топ, стоп - на пятках, руки в стороны ладошками вверх; Тара рам, тарарам, Вышли кони со двора А ребята их догнали На колхозный двор загнали, стоп – с высоким подниманием бедра, | Чередуем 2-3 раза 2 раза | Руки на поясе; Руки в стороны ладони смотрят вверх; Руки согнуты в локтях, вперед | |
3 | Бег в колонне по одному с препятствиями «Прокатись на карусели»: Ай люли, люли, люли Карусель видна в дали Девочки и мальчики вы куда шагаете Шли бы вы на карусель Место прозеваете За гривенник билет купите К карусели подходите Музыку прошу играть и давайте начинать легкий бег; бег захлестом голени назад; -подскоки; -легкий бег; Кругом легкий бег; бег захлестом голени назад; -подскоки; легкий бег; Ходьба с восстановлением дыхания | 2-3 мин | Соблюдать расстояние. Карусель берем правой рукой, левую руку поставили на пояс. Затем меняем руки. |
Инструктор: Дружно по дорожке мы пойдем И в деревню попадем. Мы шли, шли, шли И в деревню пришли Вот изба. Зайдем? А вот и бабушкин сундук В деревне в каждой избе есть старый бабушкин сундук, в котором хранятся разные секреты В заветный бабушкин сундук Ты загляни, любимый внук: Любая вещь из сундука – Народной истории строка. Построение в колонну по три для выполнения комплекса ОРУ с деревянными ложками | . (инструктор открывает сундук и достает деревянные ложки) | ||
Основная часть (18 мин) | |||
1 | Музыкально-ритмический комплекс ОРУ (под русскую народную музыку с деревянными ложками): | 6 мин | |
;Веселые ложки» И.п. – о.с., руки с ложками внизу. 1 2-3 4 – руки через стороны вверх; –ударить трижды в ложки; и.п. | 6-8 раза | Спина прямая | |
;Наклонись вперед» И.п. – наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны. 1-6 – ударить трижды в ложки, руки в стороны; и.п. | 6-8 раз | Ноги и руки прямые, по возможной амплитуде | |
;Повороты» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки с ложками в стороны. 1-3 – поворот вправо ложкой левой руки коснуться правого плеча; 4 – и.п. 5-8 – то же в др. сторону | 6-8 раз | Ноги не отрывать от пола | |
;Ударь по ногой» И.п. – сидя на полу, ноги вместе, руки с ложками внизу. 1 –3, поднять левую ногу, ударить под ней ложками; 4–, и.п. 5-8 – то же под другой ногой | 6-8 раз | Стараться ноги опускать мягко | |
;Поднимись выше» И.п. – лежа на животе, ноги вместе, руки с ложками в стороны. 1-3 – прогнуться, поднять голову вверх ударить 3 раза в ложки; 4 – и.п. | 6-8 раз | Прогнуться, ноги не поднимать | |
;Поднимись выше» И.п. –о.с. прыжки, руки с ложками в стороны. 1 – ноги врозь, руки вверх, ударить ложками; 2 – и.п. | 6-8 раз | Менять направление, чередовать с ходьбой. Прыгать легко. | |
7. Динамическая дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой «Повороты головы»: И.п. – стойка на «островке». 1-2 – руки вверх, вдох носом; 5-6 – и.п., выдох ртом И.п. – то же. 1-2 – поворот головы направо, вдох носом; 5-6 – поворот головы налево, выдох ртом. | 3-4 раза | Максимум эмоций на вдохе. Одновременность движений и вдохов. Коротко и шумно вдыхать через нос со сжатыми губам. Выдох спокойно и плавно, через рот | |
Основные виды движений | |||
2 | Равновесие | 3 мин | (инструктор открывает сундук и достает коромысло) |
Пройти по гимнастической скамье с коромыслом и ведрами. | Ходьба по гимнастической скамейке прямо, приставляя пятку одной ноги к носку другой с коромыслом на плечах; руки помогают сохранять устойчивое равновесие. | ||
3 | Метание в цель Русская народная игра «Городки»: | 3 мин | Инструктор: Ребята, давайте еще заглянем в бабушкин сундучок. (инструктор открывает сундук и достает городки) |
1. «Забор» - все городки ставятся вдоль передней линии города на расстоянии 5 см друг от друга. 2 «Бабочка» -все городки вместе (один в седине, остальные вокруг него). | Выбить с ограниченной площади с помощью палки небольшие построения (городки), строящиеся из пяти цилиндрических столбиков. Палка бросается с определенного расстояния. (развиваем ловкость, силу, глазомер, собранность и наблюдательность). | ||
4 | Прыжки в высоту с разбега Русская народная игра «Перепрыгни через костер»: | 3 мин | |
Весной дети и молодежь высыпали гурьбой на улицу и заводили пение, хороводы и игры. Радовались солнцу, весне, жгли обрядные костры и прыгали через них. А ну-ка молодцы выходите, удаль свою покажите. -Прыжки в высоту с разбега, подогнув ноги. | (В обруч положить конусы, через которые будут прыгать дети). При прыжках с разбега отталкиваемся одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибаем в коленях; приземляемся на обе ноги, руки выносим вперед- в стороны. | ||
5 | Народная подвижная игра «Горелки с платочком»: | 4 мин | (инструктор открывает сундук и достает платочек) |
Гори, гори ясно Чтобы не погасло Посмотри на небо, птички летят Колокольчики звенят Раз два три Последняя пара беги Вам игра понравилась? Ну, ребята так держать! Будем дальше продолжать Открываем сундучок | 2-3 раза | Звучит русская народная музыка Игроки стоят парами друг за другом, впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Дети говорят хором… Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит» т.е водит. | |
Заключительная часть | |||
1 | Игра малой подвижности Русская народная игра«Малечина -Калечина»: Калечина –малечина сколько часов осталось до летнего? Раз, два три… На этом наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в детский сад. Дружно по дорожке мы пойдем и в детский сад мы попадем… | 3 мин 4-5 раз | Дети ставят палочку вертикально на ладонь или кончики пальцев и произносят слова…. Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот, кто больше всех удержит палочку. Пальцами другой руки палочку поддерживать нельзя. -ходьба … |
2 | Рефлексия: | 3 мин | |
Где мы сегодня побывали? Что мы нашли в старой избе(сундучок), а что нам пригодилось в играх? Какие русские народные игры вы сегодня узнали? Какая игра была самой интересной? Кого бы вы научили играть в эти игры? Теперь вы знаете в какие игры играли ваши бабушки и дедушки. |
Список литературы
#1046;елезняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 112с.
2. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 176 с.
3. Глазырина Л. Физическая культура дошкольникам. - М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 224 с., илл.
#1052;.Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». «Физкультура и Спорт», МОСКВА, 2000.
#1042;озвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
7.Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009
Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста.
9. Народные игры для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного занятия для детей старшей группы. " Волшебная страна гимнастика"
Программное содержание: 1. Способствовать обогащению двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста через использование элементов художественной гимнастики. 2. Познакомить детей с художествен...
Конспект физкультурного досуга для детей средней группы «Путешествие в мир русских народных игр»
Задачи:1 .Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.3.Доставить детям радость.4.Воспитывать умение д...
Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"
Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры"Истоки"
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"...
« Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников»
Региональный компонент рабочей программы...
Конспект интерактивной игры по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста на основе русской народной сказки «Колобок».
создание условий, способствующих позитивному социально-личностному развитию дошкольников....
Вечер встреч в старшей группе с участием родителей «Русские народные подвижные игры»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к русским народным традициям посредством подвижных игр....