Проект "Играем мозг развиваем"
проект по физкультуре (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 225.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
ИРМО «Дзержинская НШДС»
Проект
«Играем – мозг развиваем»
Возрастная группа:
вторая младшая группа (3-4 года)
Авторы проекта:
Воспитатель:
Романова Анастасия Павловна
Инструктор по физической культуре:
Никифорова Татьяна Петровна
Иркутск 2024
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Автор проекта: Романова Анастасия Павловна, воспитатель, Никифорова Татьяна Петровна, инструктор по физической культуре.
Участники проекта: дети, воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.
Возраст детей: дети второй младшей группы (3-4 года).
Срок реализации проекта: октябрь – апрель.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Как известно у ребёнка до трёх лет доминирует правое полушарие мозга. В возрасте трёх лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга. Соответственно, работа правого полушария значительно снижается.
Изучив данную тему, нас заинтересовал опыт японского ученого, который уделяет особое внимание развитию межполушарных связей. Методика работы, разработанная для раннего развития детей ученым Макото Шичида.
Его опыт включает в себя методы стимулирования детского мозга. Он убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты.
Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития. Для гармоничного развития ребенка Макото Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Вместе с феноменальной памятью к ребенку приходит способность к языкам. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный. Активно развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. Помимо этого, методика подразумевает отсутствие насилия при выполнении заданий и поиск подхода к ребенку через ласку, любовь и взаимное доверие и уважение как родителей, так и педагога.
Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Только при гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.
ЦЕЛЬ:
Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей младшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Развитие правого полушария головного мозга у детей (и левого полушария у леворуких);
Развитие памяти, внимание, мышления и координации движений;
Формирование самоконтроля над своим телом.
Схема нейроигр.
Схема нейроигры классифицируется:
на развитие правого полушария, межполушарное взаимодействие и развитие координации движений.
Разница между полушариями заключается также в том, что левое полушарие последовательно (по этапам) производит обработку информации, а правое – параллельно, то есть одновременно осуществляется обработка различной информации. С учётом решения разных задач полушариями мозга крайне важно, чтобы они активно взаимодействовали между собой, дополняя друг друга.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- Подбор художественной литературы, нейропсихологических игр и упражнений, информации для консультирования родителей.
- Подбор картинного материала, материалов для проведения совместной деятельности, нейроигр и упражнений, и т.д.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Пункты реализации | |
Подготовительный (сентябрь, октябрь) |
|
Основной (октябрь - апрель) |
|
Заключительный (май) |
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Повысилась умственная активность: память, внимание, мышление, воображение.
- Повысился уровень активности детей, как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.
- Повышение профессионального уровня развития педагогов ДОО.
- Повышение компетентности родителей по данному направлению.
РИСКИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Недостаточная оснащенность развивающей предметно - пространственной среды по данному направлению.
Если от 2 до 5 лет можно проводить только профилактические нейропсихологические занятия, то после 5 лет можно приступать к коррекционным занятия. Возрастной период, начинающийся с 5 лет, является самым подходящим и благоприятным для коррекционных нейропсихологических занятий. Это обусловлено возрастными этапами созревания коры головного мозга. В возрасте с 2 лет проводятся только профилактические нейроигры. Сложность будет возникать для младших дошкольников еще в том, что дети в данном возрасте еще только учатся управлять своими руками, правильным захватом кисти, будет требоваться больше времени для правильной установки кисти рук, тем более в левописании.
Для преодоления данных рисков необходимо пополнять развивающую предметно - пространственную среду, путем обогащения картинным материалом, составлением тематических альбомов и работы с родителями.
В работе с детьми проявлять сдержанность, терпимость, использовать метод от простого к сложному, учить правильно держать карандаш, как правой, так и левой рукой.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа с детьми
Месяц | Тема недели | Мероприятие | Цель |
Октябрь | Пожарная безопасность + | Нейроигра «Что перепутал художник?» (2 занятия) | Обогащать и закреплять словарь детей, развивать внимание, образно-логическое мышление, воображение, сообразительность. |
Опасные предметы + | Нейроигра «Найди отличия» (2 занятия) | Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различия и сходства. | |
Один дома + | Нейроигра «Секретики» (найти предмет по контуру, перепутанные линии) (2 занятия) | Развивать пространственное мышление посредствам соотношения предметов с их контурами. | |
ПДД + | Нейроигра «Тени» (2 занятия) | Продолжать зрительно анализировать силуэты, развивать восприятие детей, внимание, наблюдательность. | |
Ноябрь | Планета Земля + | Пальчиковая гимнастика «Дружат наши дети», «Осень» Разучивание нейрогимнастики «Кулак-ладонь-ребро» (2 занятия) | Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений. |
Ребята и зверята + | Пальчиковая гимнастика «Мяч», «Осень». Повторение гимнастики «Кулак-ладонь-ребро». Упражнение на карточках «Кулак-ладонь-ребро» | Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений. | |
Наш дом, моя семья + | Пальчиковая гимнастика «Мяч», «Капуста». Повторение нейрогимнастики на карточках «Кулак-ладонь-ребро». Упражнение на карточках с постепенным усложнением «Кулак-ладонь-ребро». | Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений. | |
Моя семья + | Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Моя семья». Повторение нейрогимнастики «Кулак-ладонь-ребро». Упражнение на карточках (закрепление) «Кулак-ладонь-ребро». | Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений. | |
Декабрь | Ребята и зверята + | Разучивание пальчиковой гимнастики «Дятел». Рисование правой рукой, затем левой рукой по точкам (по образцу) «Иголочки у елочки». | Развивать мелкую моторику рук, выработка навыков ориентации на листе, развитие образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. |
Зимушка – зима + | Повторение пальчиковой гимнастики «Дятел». Рисование (самостоятельное) правой рукой «Иголки у елочки» (прямые линии). | Развивать мелкую моторику рук, развивать межполушарное взаимодействие, развивать координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой (левой-правой) и ведущей (левой-правой) руки. | |
Новый Год + | Разучивание пальчиковой гимнастики «Зима». Рисование (самостоятельное) левой рукой «Иголочки у елочки» (прямые линии). | Развивать мелкую моторику рук, развивать межполушарное взаимодействие, развивать координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой (левой-правой) и ведущей (левой-правой) руки. | |
Новый год + | Повторение пальчиковой гимнастики «Зима». Рисование двумя руками (самостоятельное) «Иголочки у елочки» (прямые линии). | Развивать мелкую моторику рук, развивать межполушарное взаимодействие, развивать координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой (левой-правой) и ведущей (левой-правой) руки. | |
Январь | В здоровом теле – здоровый дух + | Нейрогимнастика «Повтори за мной» по карточкам. (2 занятия) | Активация работы полушарий мозга, тренировка внимания, развитие пространственных представлений, реакции детей. |
Время идет + | Нейроигра «Художественный архитектор» (заплатки) с постепенным усложнением. (2 занятия) | Развивать умение видеть целую картину, развивать внимание, память, логическое мышление, развитие восприятия величины, цвета, формы, мелкой моторики рук. | |
Время идет + | Дидактическая игра «Проведи дорожку к…» (правая рука-левая рука) (2 занятия) | Развивать внимание, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа, мелкую моторику рук, развитие межполушарных связей. | |
Февраль | Животные вокруг нас, друзья природы + | Работа по альбому «Проведи двумя руками» (От простых дорожек – к более сложным) (2 занятия) | Развивать внимание, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа, мелкую моторику рук, развитие межполушарных связей. |
Животные вокруг нас, друзья природы + | Упражнение «Двумя руками» (выложи крышечки по образцу с постепенным увеличением числа крышечек). (2 занятия) | Развивать сенсорное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук, развивать межполушарные связи. | |
Наша армия сильна + | Настольная игра для рук «Твистер». (2 занятия) | Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, координацию на листе бумаги, развитие сенсорного восприятие. | |
Мама – солнышко мое + | Рисование по точкам «Волны» (крупные-среднего размера) (левая рука-правая рука-две руки) (2 занятия) | Развивать мелкую моторику рук, выработка навыков ориентации на листе, развитие образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. Развивать межполушарные связи. | |
Март | Мама – солнышко мое + | Рисование по точкам «Лепестки у цветочка» (левая рука-правая рука-две руки) (2 занятия) | Развивать мелкую моторику рук, выработка навыков ориентации на листе, развитие образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. Развивать межполушарные связи. |
Удивительные растения и животные + | Подвижная нейроигра «По камушкам». Игра малой подвижности «Ладушки». | Развитие мелкой и крупной моторики. Учить соотносить слова и действия. Развитие межполушарных связей. | |
Удивительные изобретения + | Игра малой подвижности «Ладушки». Нейроигра «Полоса препятствий». | Развитие мелкой и крупной моторики. Учить соотносить слова и действия. Развитие межполушарных связей. | |
Удивительные эксперименты + | Настольная игра для рук «Твистер». Настольная игра «Нейродоски». (левая-правая-две руки). | Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, координацию на листе бумаги, развитие сенсорного восприятие. Развитие межполушарных связей. | |
Апрель | Волшебная водичка + | Дидактическая нейроигра «Прищепки». (2 занятия) | Развитие мелкой моторики рук. Совершенствовать восприятие цвета, формировать математические представления. Развитие межполушарных связей. |
Космические путешествия + | Подвижная нейроигра «Робот». (повтори движения) Подвижная нейроигра «Путаница». (усложненный вариант игры «робот») | Активация работы полушарий мозга, тренировка внимания, развитие пространственных представлений, реакции детей. | |
Создание уголка весны + | Нейроигра «Вода-земля» с постепенным усложнением. Игровой самомассаж грецкими орехами или шишками. | Развивать слуховое внимание, логическое мышление, сообразительность. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать улучшению деятельности ЦНС. | |
День победы | Нейроигра «Твистер» напольный (2 занятия). | Развивать двигательный аппарат, согласовывать координацию движений. Закреплять знание цветов развивать межполушарные связи. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Рекомендации родителям: «Нейропсихология. Что это такое?».
2. Буклет «Нейропсихологические игры и упражнения».
3. Консультация для родителей «Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей младшего дошкольного возраста».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Москва, 1987
5. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.
7. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие. Москва, 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"
Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудован...

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.
Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...
РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ, РАЗВИВАЕМ МОЗГ
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет. Интересные занятия для совместной игры с детьми, помогут подготовить пальчики ребёнка к письму....

С малышами играем - мозг развиваем
Дети начинают развиваться с первого дня появления на свет, постепенно день за днем учатся. Ключевую роль в становлении ребенка, как личности, играет развитие мозга ребенка. Именно от правильного проце...

Играем - мозг развиваем (продолжение)
«Играем — мозг развиваем» Упражнения «гимнастики мозга» позволяет сформировать детям навыки самостоятельности; восстанавливать работоспособность и продуктивность; Эта последовательность упражнений в...
- Мне нравится (1)