Казачьи игры
картотека (подготовительная группа)

Демьянченко Анна Михайловна

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества.

Картотека казачьих народных игр


Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр

Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников. Такие игры доступны для любого возраста, их можно проводить и на улице, и в помещении (в музыкальном зале, в групповом комнате). Эти игры не требуют специального инвентаря. Можно использовать подручные средства. Например, вместо коня можно взять гимнастическую палку и "скакать" на ней, как на лошадке. Кроме того, в казачьи играх много мелодичности, они очень музыкальны. Часто игры сопровождаются словами, в которых есть донской говор, есть исконно казачьи слова и выражения. Тем самым дети в игре развивают память, выразительность речи и саму речь, пополняя её новыми словами из казачьего говора.

Казачьи подвижные игры, основываясь  на быте и традициях донских казаков, имеют важную роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помимо развития физических качеств - ловкости, быстроты, координации движений, игры развивают коллективные действия в защите, в атаке  уже в дошкольном возрасте, что создает благоприятные условия для дальнейшего обучения спортивным играм.

Предлагаю вашему вниманию подборку игр, в которые играли и играют на Дону.

«КАЗАКИ"

Играющие выбирают себе Атамана, который даёт всем остальным разные задания: приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров, попасть в цель мешочком или другим предметом, проскакать по кругу на "лошади". Затем Атаман называет того, кто лучше всех сделал задание и выбранный становится Атаманом. Игра продолжается.

"ПАПАХА"

Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть: «ЛЮБО!", - и надеть папаху на голову.

"СОКОЛ И ЛЕБЁДУШКА"

Выбираются девочка - Лебёдушка, мальчик - Сокол. Дети стоят в кругу и поют.

Вдоль по бережку Лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Выходит в центр круга Лебёдушка. Затем выходит Сокол, идёт по кругу.

Дети поют:

Не летай, ясный Сокол, высоко,

Не маши да ты крылами широко.

Лебедь белая совсем недалеко.

Сокол обходит Лебёдушку,приговаривает:

Ты, Лебёдушка, лучше всех,

Ты, Лебёдушка, краше всех.

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою уведу да далеко.

Дети:

Ты её, дружок, поймай,

А потом и забирай!

Сокол ловит Лебёдушку. Поймав, ведёт по кругу за руку.Дети поют:

Вдоль по шелковой, по травушке,

По зелёной, по муравушке,

Ведёт Сокол Лебёдушку,

Ведёт белую головушку.

Да по чистому по полюшку

Прямо к синему морюшку.

Сокол и Лебёдушка кланяются.

"САЛКИ"

Выбирают водящего или салку при помощи считалки:

Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Это конь, это конь,

Конь ретивый долгогривый.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Все остальные участники игры разбегаются. Салке надо догнать кого-либо из играющих и осалить, запятнать его, т. е. хлопнуть ладонью по спине, руке и т. д.

После этого водящим становится осаленный. Подняв руку,он говорит«Я — салка!». Пятнать предыдущего салку новому не разрешается.

Игру можно усложнить. Скажем, нельзя пятнать того, кто успеет замереть в какой-нибудь позе, например, припадет к земле, опираясь на ладони и носки вытянутых ног. Или, например, можно спастись в «доме» — специально очерченном круге. Кроме того, пятнать можно не рукой, а мячом.

"КРИВОЙ КОЧЕТ"

("Кочет" - это петух)

Дети образуют круг. Выбирается Кочет. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети стоят на одной ноге, руки на поясе.

Дети: Кривой Кочет, на чём стоишь?

Кочет: На иголочках!

Дети: Как тебе, не колко?

Кочет: На подковках!

Дети отбивают ритм - чередование "кулачки-ладошки".

Дети:

Ступай в кут, там блины пекут.

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Кочет ловит детей.

Кого Кочет поймал, им и становится. Игра продолжается.

"ПОДУШЕЧКА"

Все играющие берутся за руки, встают в круг. Один из играющих выходит в круг с маленькой подушечкой думкой, держит её над головой.Дети поют плясовую песню:

Подушечка-раздушечка моя пуховая,

Подушечка-раздушечка моя пуховая.

Ой лели, лели, лели, моя пуховая,

Ой лели, лели, лели, моя пуховая.

Молодушка, молодушка, моя молодая,

Молодушка, молодушка, моя молодая.

Ой лели, лели, лели, моя молодая,

Ой лели, лели, лели, моя молодая.

Кого люблю, кого люблю, того поцелую,

Кого люблю, кого люблю, того поцелую.

Ой лели, лели, лели, того поцелую,

Ой лели, лели, лели, того поцелую.

Подушечку-раздушечку сейчас подарую,

Подушечку-раздушечку сейчас подарую.

Ой лели, лели, лели, сейчас подарую,

Ой лели, лели, лели, сейчас подарую.

Ведущий с подушечкой ходит по кругу, по окончании песни подходит к ребёнку противоположного пола, предлагает взять подушечку. Уже вдвоём они выходят в круг и вместе танцуют. После танца выбранный ребёнок принимает подушечку, а другой становится в круг. Игра продолжается.

"ПЛЕТЕНЬ"

Игроки делятся на 2 или 4 команды. Становятся в шеренги и сплетают руки крест-накрест. Затем каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всему залу или площадке, танцуют, используя известные плясовые движения.

Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

игра «КАЛАЧИ»

Дети становятся в три круга. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:

Бай- качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач! » возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

«Заря – заряница»

Один игрок (ребёнок или взрослый) держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют.

Заря-заряница,

Казачка – девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два – не воронь.

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до какого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, вдвоём они бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

«Кто быстрее сядет на коня? »

Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.

«Курень».

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.

«Достань платок».

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под весёлую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель идёт с шалью к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек. Шаль можно заменить кубанкой.

Чехарда:

1) с опорой на спину (для малых детишек) –

- обычны общепринятый вариант, но постепенно те, через кого прыгают, становятся, всё выше и всё ближе (первоначально 3-5 шагов) друг к другу;

2) без опоры на спину (для более старших детишек) –

- один подсаживается (спиной к прыгающему), другой перепрыгивает с разбега,

но момент подсаживания надо выбрать самому как можно ближе к прыгающему.

 Нагайка и кнут:

1) нагайкой на скорости крутиться «волчком» (вертикальное вращение вокруг своей оси) и сбивать

3-4 стоящих или подброшенных клубка (шерстяные клубки);

2) с кнутом – почти тоже самое, но труднее с выбором дистанции;

3) проход под нагайкой («карусель» с нагайкой) –

- один казачонок стоит с нагайкой и вращает её по-восьмёрке, остальные должны выбрать момент

и пройти как можно ближе к нему, не задев нагайки; поначалу скорость вращения небольшая,

усложнение достигается – увеличением скорости вращения, сменой направления вращения

(когда диагонали вращения идут сверху вниз пройти под нагайкой легче, когда снизу вверх – труднее) и наличием закладки в шлепке нагайки.

 Обкидывание шерстяными клубками:

- у стены, плетня или на открытом месте несколько казачат обкидывают одного клубками в разных вариациях бросков,

а тот должен уворачиваться. Иногда казачонка привязывали (за пояс) верёвкой к плетню так,

чтобы свобода его движений ограничивалась шагом вправо и шагом влево.

Городки:

- играли между собой (команда на команду), но чаще ждали вечером взрослых и играли взрослые казаки на казачат.

Вариантов игру было множество, в том числе и последовательное вышибание городков торцом палки (биты).

Прыгалка через верёвку:

- через одну (двое вращают верёвку, один прыгает);

- через две – вращение в одну сторону (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает),

расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра;

- через две – вращения в разные стороны (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает)

расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра.

- «Куколка»

 - это круглое полено, которое вращали руками. Начинали не ранее 12 лет.

Суть заключалась в следующем: необходимо было перебрасывать «куколку» самыми разнообразными способами

как можно на большей скорости и как можно дольше её не ронять на землю (и уж тем более на ноги и другие части тела).

Со временем вес «куколки увеличивался до 2-2,5 пудов, а требования оставались теми же.

Дальнейшее развитие ентой потешки (я думаю, что это уже не для детей, а для взрослых казаков) – в «куколку» втыкали от 1-го до 4-х ножей (кинжалов) и вращали как обычно.

Здесь важным было не схватиться за ножи и в тоже время не уронить «куколку».

После такого развлечения для казака не составляло никакого труда отобрать у противника его же оружие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к Донским традициям через Казачьи игры»

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку ...

Подвижные казачьи игры

Подвижные казачьи игры....

Буклет Казачьи игры и забавы

Буклет Казачьи игры и забавы...

Презентация "Казачьи игры"

презентация для ознакомления детей и их родителей с казачьими играми. Проведение веселого и полезного досуга....

Сборник игр «КУБАНСКИЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ»

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обл...

Сорбонки "Казачьи посиделки" и "Казачьи игры и забавы"

Инерактивная игра "Казачьи посиделки" выполненная в виде сорбонки. Она предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В нее можно играть как индивидуально, так и командами. Игра помо...