"Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста"
консультация по физкультуре
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 129.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 о.в.» г. Магнитогорска
Консультация для воспитателей
«Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»
Подготовила старший воспитатель Солонецкая Л.А.
г. Магнитогорск, 2024
Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Физиологи
считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное
удовлетворение её особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные
системы и функции организма. Движение – это предупреждение разного рода болезней,
особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной
системами. Деятельность ребенка выражается в движениях. Развитость движений – один
из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Все
известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство
воспитания. Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира, о
том, что «…ходьба и движение способствует игре мозга и работе мысли». М.Монтессори
говорила о необходимости удовлетворения моторной потребности ребенка и создания
специального пространства, в котором он ведет свою активную деятельность.
В.А. Шишкина в работе «Движение + движение» выводит формулу двигательной
активности: «Движение (фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их
гармоничного физического развития) + Движение (важное условие и средство общего
развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности) =
Основа основ (физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового
воспитания)».
Однако, несмотря на огромную значимость двигательной активности в развитии
детей, современные условия жизни способствуют постепенному её снижению, что со
временем отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Ограничение
движения, бедность и однообразие впечатлений ведут к снижению иммунитета,
обострению заболеваний, отставанию в психическом развитии.
Создание целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми
раннего возраста - одно из главных направлений в детском саду.
Которое включает:
Мероприятия физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего
возраста;
Создание пространственной предметно-развивающей среды, которая
позволяет осуществлять двигательную активность в течении дня;
Мероприятия с родителями, которые повышают их педагогическую
компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной работы с детьми
раннего возраста в условиях семьи и ДОУ.
Мероприятия физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста
- Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
различных видов детской деятельности:
Физкультурные занятия: игровые, тематические (с одним видом физических
упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математических
представлений, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-
тренирующего характера;
Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;
Физкультурные досуги, развлечения;
Кружковая работа.
Для детей раннего возраста длительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять
образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня.
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы
осуществляется по подгруппам 2-3 раза в неделю.
Во время занятий с целью создания эмоционального комфорта используется
музыкальное сопровождение (детские композиции, релаксационная, классическая
музыка). Такие занятия наиболее эффективны и способствуют большей двигательной
активности.
- Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе
режимных моментов:
Физкультурные минутки;
Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок,
считалок;
Ритмическая гимнастика и упражнения под музыку;
Игровые беседы с элементами движений;
Гимнастика после сна;
Пальчиковые игры;
Различные виды оздоровительных мероприятий (дыхательная гимнастика,
артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж,
релаксационные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия);
Индивидуальная работа по развитию движений.
Все проводимые действия организуются в игровой форме, имеют мотивацию
(«Поможем кукле», «Научим мишку делать зарядку» и пр.).
- Самостоятельная деятельность:
Самостоятельные подвижные игры;
Игры на свежем воздухе;
Сюжетно-ролевые игры;
Спортивные игры и занятия (катание на санках, велосипеде).
Все организованные виды деятельности носят игровой характер: перевоплощение в
разные образы (собачка, кошка и т.д.), носят имитационный характер (птички машут
крылышками, прыгаем как зайчики), подражательный характер (подражание движениям,
звукам), выполнение движений с проговариванием текста.
Создание пространственной предметно-развивающей среды
- Оборудование для общеразвивающих упражнений: малые мячи, обручи, кубики,
ленты, погремушки, султанчики.
- Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: плоскостные дорожки,
коврик, массажный коврик, шнур, валик, кегли.
- Оборудование для катания, бросания, ловли: корзины для метания, мячи разного
размера для метания, катания, шарики для метания.
- Оборудование для прыжков: обруч плоский, шнур.
- Оборудование для ползания и лазания: дуги, тоннели.
Атрибуты к подвижным играм: маски, шапочки.
При создании двигательного центра необходимо соблюдение следующих
принципов:
наличие свободного пространства;
рациональное расположение и рационально подобранное оборудование;
разнообразие атрибутов;
комфортность и безопасность оборудования;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений (пособия из различных
материалов, многообразие цветов, форм);
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности
(приобретенного опыта);
обеспечение возможности исследования (овладение культурой движений
своим путем, самостоятельное использование).
Для обогащения малышей разнообразными движениями нужно подбирать игрушки
двигательного характера: коляски, машины, мячи, каталки и др. Подобные игрушки
доставляют детям радость, позволяют развивать основные движения.
Физкультурно-развивающая среда в группе должна удовлетворять потребности в
движении, познании, общении, возможности выбора движений, соответствовать
возрастным возможностям, сензитивным периодам в развитии психических процессов
(внимание, память, мышление), двигательных качеств у детей.
Целостной системы физкультурно-оздоровительной работы не добиться без
взаимодействия с родителями.
Реализация данной системы предполагает:
повышение компетенции родителей в вопросах физического развитии и
воспитании ребёнка;
ознакомление с актуальными задачами физического воспитания детей в
ДОУ и развития важных физических качеств в условиях семьи;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы.
Принципы, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание
и методику совместной с семьей работы:
единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно
достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном
направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и
приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного
опыта семейного воспитания);
индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
систематичность и последовательность работы в течение всего периода
пребывания ребенка в ДОУ;
взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на
укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду,
формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в
образовательно-воспитательном процессе.
Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе
по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования
профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных
игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка
дома.
Взаимодействие с родителями осуществляется по 4 направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление:
анкетирование необходимо для выявления значимости отдельных факторов,
предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и
характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить
индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с
ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной
направленности в семью;
тестирование;
опрос.
2. Наглядно – информационное направление включает в себя:
ширмы, папки, буклеты, памятки (оформление информационных уголков о
содержании физкультурно – оздоровительной работы в группе, какие
основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные
упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног,
дыхательные упражнения; рекомендации по применению данных
упражнений с детьми в домашних условиях). Наглядно – информационное
направление дает возможность донести до родителей любую информацию в
доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности.
3. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Используются активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
круглые столы;
семейные клубы (родительские клубы);
проекты;
игровые тренинги
консультации;
беседы;
организованная деятельность детей с участием родителей;
выставки, фотовыставки; создание альбомов
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом групп;
беседы с детьми и родителями.
4. Досуговое направление. Досуговое направление в работе с родителями является
самым привлекательным, востребованным и полезным. Досуговое направление
включает:
развлечения;
досуги;
праздники.
Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с
максимальным количеством родителей. Каждая семья получает информацию наиболее
приемлемым для себя образом. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся
активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию
детей.
Благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем
понимают, что их привлечение в образовательную работу детского сада, активное
участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и
для развития их собственного ребёнка.
Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам
укрепления физического и психического здоровья детей в дошкольном учреждении
формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к жизни в
обществе, способствует самореализации родительского потенциала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день. Оздоровление детей - это целенаправленная и систематически сбалансированная работа на весь период пр...
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
в статье указаны врзрастные характеристики детей раннего возраста, даны рекомендации по улучшению здоровья ребенка и развития его физических качеств. Для воспитателей младшей группы....
физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздейс...
«Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста»
В презентации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста....
Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»
Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»...
Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...
Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста
Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...