"Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста"
консультация по физкультуре

Солонецкая Людмила

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 о.в.» г. Магнитогорска

Консультация для воспитателей

C:\Users\Алексей\Desktop\fde6ae858c44bc78f0ae6703bfb165fd.jpg

«Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Подготовила старший воспитатель Солонецкая Л.А.

г. Магнитогорск, 2024

Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Физиологи

считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное

удовлетворение её особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные

системы и функции организма. Движение – это предупреждение разного рода болезней,

особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной

системами. Деятельность ребенка выражается в движениях. Развитость движений – один

из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Все

известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство

воспитания. Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира, о

том, что «…ходьба и движение способствует игре мозга и работе мысли». М.Монтессори

говорила о необходимости удовлетворения моторной потребности ребенка и создания

специального пространства, в котором он ведет свою активную деятельность.

В.А. Шишкина в работе «Движение + движение» выводит формулу двигательной

активности: «Движение (фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их

гармоничного физического развития) + Движение (важное условие и средство общего

развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности) =

Основа основ (физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового

воспитания)».

Однако, несмотря на огромную значимость двигательной активности в развитии

детей, современные условия жизни способствуют постепенному её снижению, что со

временем отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Ограничение

движения, бедность и однообразие впечатлений ведут к снижению иммунитета,

обострению заболеваний, отставанию в психическом развитии.

Создание целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми

раннего возраста - одно из главных направлений в детском саду.

Которое включает:

 Мероприятия физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего

возраста;

 Создание пространственной предметно-развивающей среды, которая

позволяет осуществлять двигательную активность в течении дня;

 Мероприятия с родителями, которые повышают их педагогическую

компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной работы с детьми

раннего возраста в условиях семьи и ДОУ.

Мероприятия физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста

-  Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе

различных видов детской деятельности:

 Физкультурные занятия: игровые, тематические (с одним видом физических

упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математических

представлений, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-

тренирующего характера;

 Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;

 Физкультурные досуги, развлечения;

 Кружковая работа.

Для детей раннего возраста длительность непрерывной непосредственно

образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять

образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня.

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы

осуществляется по подгруппам 2-3 раза в неделю.

Во время занятий с целью создания эмоционального комфорта используется

музыкальное сопровождение (детские композиции, релаксационная, классическая

музыка). Такие занятия наиболее эффективны и способствуют большей двигательной

активности.

-  Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе

режимных моментов:

 Физкультурные минутки;

 Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок,

считалок;

 Ритмическая гимнастика и упражнения под музыку;

 Игровые беседы с элементами движений;

 Гимнастика после сна;

 Пальчиковые игры;

 Различные виды оздоровительных мероприятий (дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж,

релаксационные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия);

 Индивидуальная работа по развитию движений.

Все проводимые действия организуются в игровой форме, имеют мотивацию

(«Поможем кукле», «Научим мишку делать зарядку» и пр.).

-  Самостоятельная деятельность:

 Самостоятельные подвижные игры;

 Игры на свежем воздухе;

 Сюжетно-ролевые игры;

 Спортивные игры и занятия (катание на санках, велосипеде).

Все организованные виды деятельности носят игровой характер: перевоплощение в

разные образы (собачка, кошка и т.д.), носят имитационный характер (птички машут

крылышками, прыгаем как зайчики), подражательный характер (подражание движениям,

звукам), выполнение движений с проговариванием текста.

Создание пространственной предметно-развивающей среды

- Оборудование для общеразвивающих упражнений: малые мячи, обручи, кубики,

ленты, погремушки, султанчики.

- Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: плоскостные дорожки,

коврик, массажный коврик, шнур, валик, кегли.

- Оборудование для катания, бросания, ловли: корзины для метания, мячи разного

размера для метания, катания, шарики для метания.

- Оборудование для прыжков: обруч плоский, шнур.

- Оборудование для ползания и лазания: дуги, тоннели.

Атрибуты к подвижным играм: маски, шапочки.

При создании двигательного центра необходимо соблюдение следующих

принципов:

 наличие свободного пространства;

 рациональное расположение и рационально подобранное оборудование;

 разнообразие атрибутов;

 комфортность и безопасность оборудования;

 обеспечение богатства сенсорных впечатлений (пособия из различных

материалов, многообразие цветов, форм);

 обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности

(приобретенного опыта);

 обеспечение возможности исследования (овладение культурой движений

своим путем, самостоятельное использование).

Для обогащения малышей разнообразными движениями нужно подбирать игрушки

двигательного характера: коляски, машины, мячи, каталки и др. Подобные игрушки

доставляют детям радость, позволяют развивать основные движения.

Физкультурно-развивающая среда в группе должна удовлетворять потребности в

движении, познании, общении, возможности выбора движений, соответствовать

возрастным возможностям, сензитивным периодам в развитии психических процессов

(внимание, память, мышление), двигательных качеств у детей.

Целостной системы физкультурно-оздоровительной работы не добиться без

взаимодействия с родителями.

Реализация данной системы предполагает:

 повышение компетенции родителей в вопросах физического развитии и

воспитании ребёнка;

 ознакомление с актуальными задачами физического воспитания детей в

ДОУ и развития важных физических качеств в условиях семьи;

 приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и

внедрение наиболее эффективных форм работы.

Принципы, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание

и методику совместной с семьей работы:

 единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно

достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном

направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и

приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного

опыта семейного воспитания);

 индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

 систематичность и последовательность работы в течение всего периода

пребывания ребенка в ДОУ;

 взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на

укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду,

формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в

образовательно-воспитательном процессе.

Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе

по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования

профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных

игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка

дома.

Взаимодействие с родителями осуществляется по 4 направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление:

 анкетирование необходимо для выявления значимости отдельных факторов,

предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и

характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить

индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с

ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной

направленности в семью;

 тестирование;

 опрос.

2. Наглядно – информационное направление включает в себя:

 ширмы, папки, буклеты, памятки (оформление информационных уголков о

содержании физкультурно – оздоровительной работы в группе, какие

основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные

упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног,

дыхательные упражнения; рекомендации по применению данных

упражнений с детьми в домашних условиях). Наглядно – информационное

направление дает возможность донести до родителей любую информацию в

доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и

ответственности.

3. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах

воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Используются активные формы и методы работы с родителями:

 общие и групповые родительские собрания;

 круглые столы;

 семейные клубы (родительские клубы);

 проекты;

 игровые тренинги

 консультации;

 беседы;

 организованная деятельность детей с участием родителей;

 выставки, фотовыставки; создание альбомов

 дни открытых дверей;

 участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

 совместное создание предметно – развивающей среды;

 работа с родительским комитетом групп;

 беседы с детьми и родителями.

4. Досуговое направление. Досуговое направление в работе с родителями является

самым привлекательным, востребованным и полезным. Досуговое направление

включает:

 развлечения;

 досуги;

 праздники.

Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с

максимальным количеством родителей. Каждая семья получает информацию наиболее

приемлемым для себя образом. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся

активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию

детей.

Благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем

понимают, что их привлечение в образовательную работу детского сада, активное

участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и

для развития их собственного ребёнка.

Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам

укрепления физического и психического здоровья детей в дошкольном учреждении

формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к жизни в

обществе, способствует самореализации родительского потенциала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день. Оздоровление детей - это целенаправленная и систематически сбалансированная работа на весь период пр...

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

в статье указаны врзрастные характеристики детей раннего возраста, даны рекомендации по улучшению здоровья ребенка и развития его физических качеств. Для воспитателей младшей группы....

физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздейс...

«Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста»

В презентации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста....

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...