ПРИЁМЫ УМЕНЬШЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ
статья

Белозерова Яна Ивановна

Аннотация: Занятия физической культурой в детском саду играют важную роль в развитии детского организма. Однако, из-за особенностей детской психофизиологии ребята могут быстро уставать. Эффективное отслеживание состояния детей, а также управление утомляемостью являются ключевыми аспектами, которые помогут сохранить интерес детей к занятиям и обеспечить стабильное психоэмоциональное и физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_umensheniya_utomlyaemosti_na_zanyatiyah_fk_v_dou.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 7

ПРИЁМЫ УМЕНЬШЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Я.И. Белозёрова

МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №117»

по адресу: г. Краснодар, ул. им. Братьев Черников, д.60

Аннотация: Занятия физической культурой в детском саду играют важную роль в развитии детского организма. Однако, из-за особенностей детской психофизиологии ребята могут быстро уставать. Эффективное отслеживание состояния детей, а также управление утомляемостью являются ключевыми аспектами, которые помогут сохранить интерес детей к занятиям и обеспечить стабильное психоэмоциональное и физическое развитие.

Ключевые слова: Утомляемость, усталость, эмоциональное состояние, здоровье ребенка

Физическое воспитание в детском саду может быть вихрем энергии и эмоций, но оно так же может привести к усталости, если не проводить его должным образом. Большинство детей по своей природе энергичны, однако, нужно следить, чтобы ребята оставались вовлеченными и активными на протяжении всего занятия. Утомляемость у детей в процессе занятий физической культурой в детском саду – явление достаточно обычное. Понимание причин этого состояния позволяет разработать стратегии его предотвращения и управления им. Рассмотрим основные факторы, способствующие появлению утомляемости у дошкольников.

  1. Физическая культура.
  • Интенсивность и продолжительность занятий. Дети имеют ограниченные физические ресурсы, и высокая интенсивность или продолжительность занятий может приводить к быстрой утомляемости.
  • Неподходящие упражнения. Некоторые упражнения могут быть слишком сложными для определенного возраста или уровня подготовки ребенка, что вызывает утомление и снижение интереса.
  1. Психологические факторы.
  • Эмоциональное состояние. Дети могут испытывать страх, неуверенность или стресс перед занятием, что в свою очередь приводит к эмоциональной усталости. Бывают случаи, когда ребенок стесняется выполнять то или иное действие, потому что он «новенький» в группе, или потому что у него получается не так хорошо, как у других, или потому что кто-то из детей посмеялся над ним… Так же бывает страх выполнения заданий, если ребенок боится высоты, или боится громких звуков, или у ребенка ранее была травма, полученная при двигательной активности. Все эти страхи и стеснения мы проговариваем и работаем индивидуально с психологом, родителями и ребенком.
  • Отсутствие интереса. Если занятия не привлекают внимания или не разнообразны дети могут быстро уставать от однообразия.
  1. Социальные факторы.
  • Конкуренция среди сверстников. Соревновательный дух может вызывать дополнительное давление на детей, что ведет к утомляемости, особенно у тех, кто боится проиграть.
  • Групповая динамика. Обстановка в группе и взаимодействие с другими детьми могут как поддерживать, так и угнетать. Конфликты и недопонимание среди сверстников могут усугублять утомляемость.
  1. Физиологические факторы.
  • Индивидуальные особенности. Каждый ребенок уникален, и уровень физической подготовки, выносливости и общего здоровья может значительно варьироваться.
  • Влияние внешних условий. Температура воздуха, влажность и качество воздуха во время проведения занятия на улице или в помещении могут оказывать влияние на уровень утомляемости. Жаркая или душная атмосфера может вызвать более быструю усталость.
  1. Неправильное питание.
  • Недостаток энергии. Недостаточное количество питательных веществ и энергии перед занятием может снизить общую выносливость ребенка. Правильное питание крайне важно для поддержания жизненной активности растущего организма.
  • Обезвоживание. Недостаток жидкости может привести к быстрой утомляемости, поэтому важно, чтобы воспитатель перед занятием и во время него контролировал потребление воды детьми.

Понимание причин появления утомляемости на занятиях физической культурой в детском саду – важный шаг на пути к созданию более эффективной и продуктивной образовательной среды. Учитывая физические, психологические и физиологические аспекты, инструкторы могут разрабатывать индивидуальную работу, направленную на поддержание интереса и активности детей.

Рассмотрим некоторые приёмы, которые помогут инструктору по физической культуре уменьшить усталость детей на занятиях:

  1. Правильная организация занятий.
  • Чёткое планирование. Заранее продуманная структура занятия поможет избежать излишней нагрузки на детей. Каждый этап должен быть сбалансирован по времени и интенсивности. Избегайте долгую продолжительность выполнения одной и той же деятельности. Для этого на каждое занятие мы пишем план, в котором подбираются упражнения и игровые ситуации согласно возрастным и психофизиологическим особенностям каждой группы.
  • Разнообразие упражнений. Чередуйте активные упражнения с более спокойными, например, бег и прыжки с растяжкой. Включайте дыхательные практики, чтобы восстановить дыхание и сердечный ритм после динамической нагрузки.
  • Тематическое планирование.  Занятия, построенные на основе темы недели больше увлекают детей, т.к. они уже в группе ознакомились этой тематикой. Им интересно рассказать о том, что они узнали и когда мы, например, используем тему «профессии» в структуре занятия – дети быстрее включаются в процесс, для них это тема более понятна. А когда детям интересно, то и скучать им некогда.
  • Музыкальное сопровождение. Уделяйте внимание мелодиям и громкости музыкального сопровождения, т.к. некоторые дети, итак, плохо переносят многолюдность и столпотворение, и громкая музыка их еще больше угнетает. Используйте знакомые детям мелодии. Если вводите что-то новое, то обратите внимание детей на это. Подготовительные группы очень любят на разминке ремикс «Катюши», настроение у них сразу на максимуме, они поют эту песню во время выполнения ОРУ, а если вы еще и адаптируете эту (или любую другую активную) мелодию под счет и количество повторений, то детям будет еще веселее и занятие пройдет интересно.
  1. Учёт физиологических особенностей детей.
  • Индивидуальный подход. Важно учитывать уровень подготовки, общий тонус каждого ребенка. Детям, которые демонстрируют признаки усталости необходимо предоставить индивидуальные перерывы для отдыха или предложить альтернативное задание, это поможет снизить утомляемость. Так же есть дети с гипервозбудимостью, им мы даем больше определенных заданий: задействуем их в уборке инвентаря и помощи другим, но не забываем про соответствие этих поручений возрасту и физическому развитию ребенка.

Если в группе есть дети с ОВЗ или дети-инвалиды, то для них мы прописываем индивидуальную работу. В занятии задействованы все дети, но каждый со своим заданием.

  • Контроль за ритмом нагрузки. Инструктор по ФК и воспитатель должны постоянно наблюдать за признаками утомляемости и адаптировать занятие в соответствии с состоянием детей в данный момент. Даже если у вас стоит какой-то план, здоровье детей первично, как физическое, так и эмоциональное.

Проговаривайте информацию о том, что если ребенку нужен перерыв, то он может отдохнуть.

  1. Применение игровых форм.
  • Игры на основе физической активности. Игровая форма занятий делает процесс обучения более увлекательным и менее утомительным. Например, сюрпризный момент, сказочная история в начале занятия мотивируют детей участвовать в активностях. А командные игры или эстафеты позволяют детям не только развлекаться, но и поддерживать свою физическую активность.
  • Включение в занятия соревновательного эффекта. Мягкие соревнования стимулируют детей к активной деятельности и делают занятие интереснее, что снижает восприятие нагрузки. Дети увлечены и забывают о том, что устали.
  • Игры на воображение. Предлагайте детям фантазировать и воображать во время подвижных игр. Так занятие пройдет в позитивном активном ключе.
  1. Регулярные перерывы.
  • Короткие паузы. Использование коротких перерывов для отдыха и питья воды во время проведения занятий поможет детям восстановить силы и вернуться к активности без утомления.
  • Простые расслабляющие упражнения. Можно во время кратковременных пауз выполнить с детьми простые упражнения на растяжку или релаксацию, что поможет предотвратить усталость. Можно использовать для восстановительного перехода между упражнениями логоритмические упражнения, они еще и поднимут эмоциональный настрой детей.
  1. Психологический аспект.
  • Позитивная атмосфера. Командная игра, взаимопомощь и взаимовыручка очень важны на занятиях по физический культуре, поощряйте такие ситуации, в которых дети проявляют эти качества. Это укрепит дружеские отношения между детьми и поспособствует позитивной атмосфере на занятиях.

Дети должны чувствовать дружелюбную обстановку в зале. Ощущение комфорта способствует снижению стресса и утомляемости. Для этого я подбираю разнообразную музыку, которую любят и подпевают дети. Дети знают, что я с ними «на одной волне», могу и пошутить, и по-доброму поругать, но всё делаю из любви к ним.

  • Поддержка и похвала. Регулярное поощрение и невербальная поддержка со стороны инструктора мотивируют детей, увеличивая их эмоциональный ресурс и снижая ощущение усталости. Я всегда стараюсь встречать детей с улыбкой, сказать пару позитивных фраз для всей группы. В конце занятий у нас ритуал «Дай пять» или «обнимашки», причем каждый ребенок выбирает, что ему сейчас важнее. Если мы встречаемся с детьми вне спортивного зала и даже за пределами детского сада они знают, что я всегда открыта к объятиям и добрым пожеланиям. Такое отношение с детьми дает им чувство безопасности и доверия, а это очень важно при работе с чистыми детскими сердцами.

Комплексный подход к организации занятий поможет минимизировать утомляемость и повысить уровень увлеченности дошкольников физической культурой. Важно помнить, что здоровье и удовлетворение физиологических потребностей ребенка должны быть в центре внимания каждого инструктора по физической культуре.

Список литературы:

  1. Дронов А.Ф. Как сберечь здоровье ребенка. – М.: Кронус, 2020. – С. 189-194.
  2. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы: моногр. / О.Б. Казина. – М.: ВКТ, Академия Развития, 2008. – 144 с.
  3. Горькова Л.Г. Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2005. – 112 с.
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре / К.К. Утробина. – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 128 с.
  5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа / Л.И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 191 с.
  6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.А. Рунова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразные варианты занятий по физической культуре в детском саду

Разнообразные варианты занятий для поддержания интереса к физической культуре. Тематическое занятие ко дню Защитника Отечества средняя группа.Интегрированное занятие средняя группа "Дикие животные". И...

консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

Воспитатель   проводит  физкультурно- оздоровительную  работу  с  детьми  в  режиме  дня, использует  средства  физической  культуры  для ...

консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

Воспитатель  проводит  физкультурно-  оздоровительную  работу  с  детьми  в  режиме  дня, использует  средства  физической  культуры для ...

Конспект занятия по физической культуре в детском саду «Аэробика с мячом» возраст 3-4 года.

  Задачи: Закреплять умение согласовывать свои действия с музыкальным произведением.    Упражнять умение действовать с предметом, держать его обеими руками, на одной руке, к...

Разнообразие использования арки Пиклера в развитии физических качеств на занятиях по физической культуре в детском саду

Арка Пиклера — это многофункциональный инвентарь, разработанный для содействия физическому развитию детей. Она способствует не только развитию основных физических качеств, но и улучшению общей м...

Разнообразие использования арки Пиклера в развитии физических качеств на занятиях по физической культуре в детском саду

Арка Пиклера — это многофункциональный инвентарь, разработанный для содействия физическому развитию детей. Она способствует не только развитию основных физических качеств, но и улучшению общей м...