Использование методов и приёмов индивидуализации инструктора по физической культуре Бутовой О.В. в физическом развитии дошкольников
статья по физкультуре

Бутова   Ольга   Владимировна

Использование методов и приёмов индивидуализации инструктора по физической культуре Бутовой О.В. в физическом развитии дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_na_ns_portal.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов и приёмов индивидуализации Бутовой О.В.

в физическом развитии дошкольников МАДОУ ДСКВ «Югорка»

г. Покачи

Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Выявление проблемных (чаще всего) или сильных сторон в развитии ребёнка (реже, как правило, под сильными сторонами подразумеваются способности, склонности к чему-либо) и определение путей коррекции (чаще) или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результат своей деятельности.

Цели и задачи.

Цель: проектирование и осуществление образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников на основе индивидуализации.

Задачи: 

  • разнообразить формы, методы, приемы для осуществления индивидуализации в физическом развитии дошкольников;
  • повысить качество образовательной деятельности по физическому развитию.

Описание.

В основе моей работы с детьми лежит несколько идей:

Во-первых, не может быть двух детей, которые развиваются совершенно одинаково. Каждый ребёнок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребёнка как «пустой корзины», которую мы, педагоги, «наполняем» информацией, индивидуализация рассматривает ребёнка и педагога (а также родителей) так, что все мы вместе закладываем основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей дошкольного детства (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Только в этом дети приобретут самоуважение, у них появится готовность браться за еще более трудные задачи.

Во-вторых, принципиально важна позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны педагога, который в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ребенком, а ВМЕСТЕ!». Моя цель - содействовать становлению ребёнка как личности. Я рассматриваю ребёнка не как объект педагогических воздействий, а как полноправный субъект образовательного процесса, девизом которого является «Я сам учусь, а не меня учат».

Индивидуализацию процесса физического развития детей в МАДОУ ДСКВ «Югорка» я осуществляю в несколько этапов:

  1. этап. Информационно-аналитический.

Цель: сбор и анализ данных об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

  • Беседа с медицинскими работниками МАДОУ «Югорка». Получаю и анализирую информацию от врача о результатах медицинского обследования, группе здоровья детей. На основании этих данных выделяю группу детей, нуждающихся в постоянном контроле, индивидуальном подборе упражнений и дозировании нагрузки.
  • Беседа с воспитателями групп. Получаю и анализирую информацию от воспитателей об особенностях развития психики, темперамента каждого ребёнка, психологической атмосфере в группе.
  • Изучение индивидуального физического развития детей с использованием методики педагогического контроля физкультурно-оздоровительной программы «Родничок» (автор Правдов М. А.). Определяю уровень физической подготовленности по результатам контрольных испытаний.

Итог первого этапа:  Знаю индивидуальные особенности детей и в соответствии с этим планирую образовательную деятельность.

  1. этап. Практический.

Цель: осуществление процесса индивидуализации на трёх уровнях.

Индивидуализация на уровне группы.

  • Стараюсь создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок сможет действовать по своему усмотрению и получать свои спортивные результаты. Создание развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала и уголков физической культуры в группах.
  • Организую фотовыставки и выставки рисунков на спортивную тематику. Этот метод позволяет ребенку проявить свою индивидуальность, а взрослому узнать об интересах детей.
  • Организация взаимодействия педагога с детьми и детей друг с другом:

Проведение непрерывной образовательной деятельности:

-с включением дифференцированных заданий: по группам здоровья; по гендерному признаку; по уровню овладения основными движениями (сформированы, не сформированы, находятся в стадии формирования); по информационным каналам восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический); по уровню физической подготовленности («выше нормы», «соответствует возрастной норме» и «ниже нормы»);

- с применением подвижной игры «Муравейник», в том числе для детей с ОВЗ.

 Цель: развитие интереса детей к физической культуре и спорту, повышение потребности к самостоятельным занятиям, развитие физических качеств и улучшение функциональных возможностей организма.

Ход игры: дети, перебегая от одной станции к другой, выполняют по своему выбору определенные задания (присесть 10 раз, пронести мешочек с песком на голове, подъем туловища и т.д.). При этом им не обязательно проходить все станции, можно выбрать только посильные упражнения. За каждое правильно выполненное упражнение участник получает жетон. После окончания игры подсчитывается количество жетонов у каждого ребенка и определяется победитель. Данная игра дает возможность активно участвовать в игре детям с ОВЗ и детям с низким уровнем физического развития, позволяя выполнить им доступные и простые упражнения.

  • Спортивные праздники, соревнования, мероприятия в МАДОУ «Югорка». Организую Спартакиаду в ДОУ для формирования навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей детского сада, повышения интереса у воспитанников к участию в спортивных мероприятиях, выявления сильнейших спортсменов.

Индивидуализация на уровне подгруппы детей внутри одной группы.

  • Работа с моторно-одарёнными детьми. Готовлю команды детей к спартакиадам, кроссам, фестивалям.
  • Дополнительное образование. Провожу занятия в рамках оказания платных образовательных услуг кружка «Подвижные игры с элементами спорта», «Нам со спортом по пути – ГТО ждёт впереди».

 Индивидуализация для конкретного ребёнка (Провожу индивидуальные занятия с детьми по определенному графику).

  • Выполнение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
  • Занятия с детьми, потенциал развития которых находится ниже установленных возрастных норм.

Итог второго этапа: Ребенок становится активным в выборе содержания образования, делая свой собственный выбор (заданий, партнеров, оборудования, способа деятельности), учится действовать по своему усмотрению или по согласованию с другими детьми, в своем темпе, получая свои результаты.

  1. этап. Рефлексивный

Цель: оценка эффективности собственной работы по индивидуализации в физическом развитии дошкольников.

  • Наблюдение за детьми.
  • Диагностика физической подготовленности воспитанников.
  • Анкетирование родителей.
  • Анкетирование коллег.

Итог третьего этапа: На основе самооценки качества образовательной деятельности по физическому развитию детей провожу коррекцию своей собственной деятельности и намечаю перспективы на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Спортивная форма для занятий физической культуры"

Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать....

Описание педагогического опыта инструктора по физической культуре Глазыриной Ирины Владимировны Тема: «Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого реб

«Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздор...

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «Физическая культура» по теме: «Социальная роль физической культуры»

Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным...

Нетрадиционная форма работы на занятиях по физической культуре. Конструирование на занятии по физической культуре

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, который носит познавательный и творческий характер и направлен на создание определенного предмета. Сегодняшний день требует от челове...