Консультация для педагогов по теме: «Обучение строевым упражнениям детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
консультация по физкультуре
Значение строевых упражнений. Виды и содержание строевых упражнений в разных возрастных группах. Методика обучения строевым упражнениям. Игры на построение и перестроение, ориентировку в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroevye_uprazhneniya.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме: «Обучения строевым упражнениям детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
1. Значение строевых упражнений.
2. Виды и содержание строевых упражнений в разных возрастных группах.
3. Методика обучения строевым упражнениям.
4. Игры на построение и перестроение, ориентировку в пространстве.
1. Значение строевых упражнений
Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, они долго не включаются в выполнение задания. У этих детей отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Недостаточно сформированы пространственные представления. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, а также чувства ритма и темпа. Выполнение строевых упражнений содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Так же строевые упражнения способствуют формированию у детей правильной осанки, воспитанию у них подтянутости, дисциплинированности, готовности выполнять распоряжения педагога, организованности и согласованности при совместных действиях.
2. Виды и содержание строевых упражнений в разных возрастных группах
Содержание строевых упражнений коррекционной и образовательной деятельности в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019).
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Строевые упражнения. Построение врассыпную, в пары, в шеренгу, в колонну друг за другом, в круг. Использовать для упражнений зрительные ориентиры. Учить становиться в колонне и шеренге по росту. Учить перестраиваться из колонны по одному в пары и обратно.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Строевые упражнения. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу, в несколько кругов, врассыпную. Перестраиваться из колонны по одному в колонну по два, по три, в круг, несколько кругов, из одной шеренге в две. Расчет в колонне и в шеренге по порядку, на первый – второй; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три во время ходьбы; размыкание и смыкание с места, в различных построениях; выполнение поворотов направо и налево, кругом на месте и в движении различными способами; равнение в затылок в колонне.
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Строевые упражнения. Совершенствовать сформированные ранее навыки выполнения построений и перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, в рассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении. Совершенствовать умение рассчитываться по порядку, на первый – второй, равняться в колонне, в шеренге; размыкаться и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять повороты направо, налево, кругом на месте и в движении, переступанием, прыжком.
3. Методика обучения строевым упражнениям
Строевые упражнения включают в себя строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Для организации детей во время праздников используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения. В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, обычных прогулок, в подвижных играх.
Обучение строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному». Начинать обучение следует с самых необходимых для проведения занятий построений и строевых приёмов, передвижений и затем обучать размыканиям и смыканиям.
Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Занятия сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). В самом начале обучения пространственная терминология должна даваться детям с ориентировкой на предмет: «Повернись к окну, направо!»
Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу (площадке), а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.п.
4. Игры на построение и перестроение, ориентировку в пространстве
Одной из форм работы по обучению строевым упражнениям является игра, содержание которой включает упражнения на построение и перестроение.
Увлекательное перестроение «Дождевые капельки». Педагог говорит детям: «Шел дождь, и образовалась с маленьких капелек, большая лужа. Капельки все прыгали и прыгали, и лужа становилась все больше и больше. (Дети стоят в кругу, руки на пояс и выполняют прыжки на двух ножках с продвижением вперед). Но, вот капелька попала к большой дружной семье дождевых капелек, они соединились в один ручеек. (Дети берутся за руки и бегут тихонько на носочках, «змейкой»).
Игра «Летчики». Дети средней группы должны уметь строится в колонну. Данная игра проводится под музыку. Построение в колонну по сигналу, возле своего ориентира. «Чьи самолеты скорее построятся?» Дети «Летчики» выстраиваются в колонну на расстоянии вытянутых рук. По сигналу «Завести моторы» - дети выполняют круговые движения руками «моторчик». По сигналу "Взлет" - самолеты «летят» (бег врассыпную по залу руки разведены в сторону), по сигналу "Приземление"- самолет «приземляется» (дети приседают на корточки). По сигналу «Летим в аэропорт» - дети бегут и выстраиваются на свои места в колонну, на расстоянии вытянутых рук.
В старшей группе можно предложить игру "В колонну стройся!» Воспитатель объясняет: «Сейчас вы пойдете врассыпную. Тот, кого я назову, должен быстро выбежать на край площадки и рукой подать всем детям сигнал, как надо построиться: рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!». Строить колонну можно в любом месте зала, но обязательно вдоль».
Часто используются с детьми с ТНР на занятиях по физкультуре логоритмические игры. Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением. Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Музыка является организующим и руководящим началом на таких занятиях. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А.Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода». Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движения. Например,
Игра «Ежик и дети» Дети стоят в кругу, а ребенок – «ежик» в середине круга.
За грибами в лес идем (дети маршируют на месте). Прыгаем по кочкам (прыжки на носочках по шестой позиции).
А в лесу колючий еж стережет грибочки (руки сцепить в замочек и пошевелить пальчиками).
Ты нас, ежик не коли (дети подходят к ежику и грозят ему пальчиком), а попробуй, догони….. (дети убегают…). Проигрыш (ежик догоняет детей).
Игра «Ястреб и цыплята» Выбирают водящего «ястреба». Остальные игроки становятся в круг.
По дорожке курочка ходила, за собой цыпляток водила. По дорожке курочка ходила, маленьких цыпляток учила (дети идут за «курочкой»).
Поднимите крылышки, улыбнитесь. Солнышку ясному улыбнитесь (поднимают руки вверх, и тянутся к «солнышку»). Не ссорьтесь, помиритесь (грозят пальчиком), попрыгайте весело и покружитесь (прыгают и кружатся).
Мои детки дорогие, играйте, разбегайтесь, а как будет ястреб близко, ко мне все слетайтесь (дети бегают по залу).
Проигрыш (дети бегут к «курочке» и строятся в одну колонну, ставят друг другу (каждый впереди стоящему) руки на пояс, обхватывая игрока. «Ястреб» пытается поймать последнего «цыпленка».
Основной принцип всех перечисленных игр – синтез музыки и движения с включением речевого материала. Применение игр помогает достичь следующих результатов:
- улучшение уровня произношения ребенка с общим недоразвитием речи;
- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии.
Взаимосвязь логопедических, физкультурных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно–педагогических методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с ТНР.
Литература:
1. Кириллова Ю. А. Комплексы общеразвивающих упражнений в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 3 до 4 и с 4 до5 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
2. Кириллова Ю. А. Комплексы общеразвивающих упражнений в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5до 6 и с 6 до7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
3. Кириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 4до 5 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
4. Кириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5до 6 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
5. Кириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 6до 7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
6. Кириллова Ю. А. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Парциальная программа. -3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
7. Киенко О. Л. Секреты Терпсихоры (Комплексы игровой гимнастики для дошкольников)
Методическое пособие к видео курсу, 2015. Интернет ресурсы: http://secret-terpsihor.com.ua/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...
Консультация для педагогов по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим сред...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов На тему: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоангарский детский сад «Золотой петушок»КОНСУЛЬТАЦИЯдля педагоговНа тему: «Художественно – эстетичес...
Консультация для педагогов «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ....
Консультация для педагогов на тему : " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"
Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личн...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи: ...