Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»
учебно-методический материал по физкультуре

Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Семинар – практикум для педагогов

«Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»

       

Автор – составитель

воспитатель по физической культуре

Полеева А. В.

Ставрополь, 2024 г.

Семинар – практикум для педагогов

«Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»

Цель: поиск современных подходов к физическому воспитанию в ДОУ.

   Задачи: 1. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

2. Развить творческий потенциал педагогов.

3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Ход:

   Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения.

 А. В. Луначарский

   Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Сегодня мы с вами поговорим о современных подходах к физическому воспитанию в ДОУ.

  Физическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный педагогический процесс, целью которого является формирование и развитие двигательных навыков ребёнка и его психофизических качеств. 

 Одним из главных современных инновационных преобразований в системе дошкольного образования является изменение содержания  физического развития и воспитания детей в соответствии с ФОП.        Физическое развитие направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость),  приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса у спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно - гигиенических навыков, полезных привычек.


Основные задачи образовательной области «Физическое развитие»

1. Создать условия для охраны и укрепления  здоровья детей.
2. Формировать умение качественно выполнять основные виды движений и общеразвивающие упражнения.
3. Формировать начальные представления о видах спорта.
4. Развивать физические качества дошкольников.
5. Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
6. Формировать ценности здорового образа жизни.

   Для достижения поставленных целей и решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства и факторы: гигиенические, распорядок дня, правильное питание, сон, окружающая обстановка, естественные силы природы, физические упражнения. Проводятся оздоровительные мероприятия: закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки. Формирование основных двигательных навыков и умений, развитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Воспитание морально-волевых качеств, содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей

Педагог продумывает и организует активный отдых, приобщает детей к здоровому образу жизни, к овладению элементарными нормами и правилами поведения в двигательной деятельности, формирует умения и навыки личной гигиены, воспитывает полезные для здоровья привычки.

 Содержание образовательной деятельности

1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие, ритмическая гимнастика и строевые упражнения).

Основные движения: бросание, катание, ловля, метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии.

Общеразвивающие упражнения:упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика: музыкально-ритмические упражнения и комплексы общеразвивающих упражнений.

Строевые упражнения: построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг по ориентирам; перестроение в колонну по два, три, врассыпную, смыкание и размыкание, повороты направо и налево и др.

2) Подвижные игры: сюжетные и несюжетные подвижные игры, игры с элементами соревнований, игры-эстафеты.

3) Спортивные игры: городки, элементы баскетбола, бадминтона, футбола.

4) Спортивные упражнения: педагог обучает детей спортивным упражнениям на прогулке в зависимости от условий (наличия оборудования и климатических условий). Катание на санках, велосипеде, самокате.

5) Формирование основ здорового образа жизни: уточняют и расширяют знания детей о факторах, положительно влияющих на здоровье; о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности. Формировать представление о разных видах спорта. Воспитывать заботливое отношение к здоровью своему и окружающих.

6) Активный отдых: физкультурные праздники и досуги составляют подвижные игры и игровые упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с пением, музыкально-ритмические упражнения.

Дни здоровья: в этот день проводятся подвижные игры на свежем воздухе, физкультурный досуг, спортивные упражнения, возможен выход за пределы участка ДОО (прогулка-экскурсия).

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка принадлежит воспитателям. Именно наше умение методически правильно организовать и провести образовательную деятельность, нестандартные инновационные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Таким образом, инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития качества образования с целью оптимизации содержания методов и форм образования.

Предлагаю провести небольшую разминку.

1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

2. «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

3.  «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

4. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».  

   Внедрение инновационных технологий – одно из важных условий для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФОП для создания необходимой здоровьесберегающей среды, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка. 

   Структура организации физической активности детей включает…Прошу вас назвать уважаемые педагоги, что именно?

   Ответы воспитателей (Организованная образовательная деятельность по физическому развитию; утренняя гимнастика; физкультминутка; подвижные игры; зарядка после дневного сна; самостоятельная двигательная деятельность; музыкально-ритмическая деятельность; пальчиковая гимнастика; массаж и самомассаж; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; закаливание и другое). Все перечисленное – это содержание нашей с вами работы по организации физкультурно-оздоровительной деятельности. И главная цель данной работы: сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

Сейчас мы немного освежим память и вспомним теорию. Выполним небольшой тест.

Задание 1.  Выберите правильный ответ:

1. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является….

а) Подвижная игра;

б) Утренняя гимнастика;

в) Физминутка;

д) НОД по физкультуре.

2. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…..

а) Колонна;

б) Шеренга;

в) Строй;

г) Круг;

д) Интервал.

3. Наклоны головы и туловища, приседания, повороты головы и туловища, прогибание туловища, потягивания, поднимание, скрещивание и сгибание рук и ног – это…..

а) Основные движения;

б) Общеразвивающие упражнения;

в) Психогимнастические упражнения;

г) Циклические движения.

4. Обучение дошкольников спортивным играм начинается с ……

а) Соревнований между детьми;

б) Вопросов к детям;

в) Раздачи пособий;

г) Разметки площадки;

д) Разучивания отдельных элементов игры.

5. Способы организации детей на физкультурной НОД

а) Фронтальный, групповой, посменный, развивающий и индивидуальный;

б) Фронтальный, групповой, посменный, поточный и индивидуальный;

в) Наглядный, групповой, посменный, практический.

6.Способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, в т.ч. двигательной – это….

а) Сила;

б) Выносливость;

в) Быстрота;

г) Ловкость;

д) Гибкость.

7.Способность тела сохранять устойчивое состояние, как в покое, так и в движении, которая является компонентом любого движения - это….

а) Равновесие;

б) Глазомер;

в) Быстрота.

8. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,

связанных с обязательным

для всех играющих правилом - это…

а) Двигательный режим;

б) Основные движения;

в) Подвижная игра.

9.Старших дошкольников обучают следующим спортивным играм:

а) Бадминтон, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол;

б) Волейбол, бобслей, баскетбол, большой теннис;

в) Школа мяча, футбол, волейбол, хоккей, футбол.

10. К какой группе методов относятся перечисленные приемы:

показ, подражание, зрительные ориентиры, фотографии, рисунки, схемы.

а) Физические;

б) Наглядные;

в) Дидактические.

Основные направления инновационной деятельности в области физического развития

   Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам познакомиться с различными  технологиями по образовательной области «Физическое развитие», которые вы сможете применять в своей работе.

    Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения процесса. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Рассмотрим некоторые из них.

Комплекс технологий по физическому развитию

   1.Технология «Развивающая педагогика оздоровления»
  2.Технология «Развитие физических качеств посредством игры»
  3.Технология «Двигательный игротренинг»
  4.Технология «Оздоровительная гимнастика»
  5.Технология «Валеологическое воспитание»
  6.Технология «Подвижные квест-игры»

   7. Коррекционные технологии

    Условиями успешной реализации технологий по физическому развитию являются:

1. Индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.

2. Создание физкультурно-игровой среды, как необходимое условие реализации инновационных технологий.

3. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.

Нам необходимо вместе найти пути формирования двигательной активности средствами инновационных технологий.

   Рассмотрим  здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в детском саду.

 Технология «Развивающая педагогика оздоровления»

1. Утренняя гимнастика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, стретчинг, ритмопластика, фитбол – гимнастика, закаливание, релаксация, дни здоровья, досугиразвлечения, праздники.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:  физкультура на свежем воздухе, беседы из серии «Здоровье», игровой массаж, самомассаж, точечный самомассаж, массаж шарами Су-джок.

Технология «Развитие физических качеств посредством игры»

Технология внедрения спортивных игр. Одно из направлении – внедрение отдельных элементов разных видов спорта: городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис. Круговая тренировка. 

Технология «Школа мяча». Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонично развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому освоение детьми владения мячом должно занимать одно из ведущих мест в физкультурно-оздоровительной работе дошкольников.


         Технология «Двигательный игротренинг»

В педагогической практике широко используются: танцевально-игровая гимнастикадвигательный игротренинг,  фитбол- и степ-аэробикалечебно-профилактический танецритмопластикаэлементы стрейчинга.

Технология «Оздоровительная гимнастика»

Технология «Оздоровительная гимнастика» имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Разработана на основе методики Л.И. Пензулаевой.  Данная технология направлена на оздоровление и развитие физических качеств детей дошкольного возраста в процессе различных видов гимнастик. Комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания), общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т.д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.

Технология «Валеологическое воспитание»

Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности, где успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.

Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.

Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

Технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников на основе формирования информационной компетентности воспитанников по нескольким группам тем:

«История физической культуры» - теоретические сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр;

«Организм человека» - темы, рассказывающие о строении и функционировании организма человека и различных двигательных возможностей мальчиков и девочек;
«Основы личной гигиены»;
«Физические  упражнения» - значение и предназначение конкретных упражнений;
«Охрана здоровья и ОБЖ».

Технология проектной деятельности: информационно-познавательные проекты по приобщению к ЗОЖ.

Технология «Подвижные квест-игры»

 Квест - это форма физкультурно-оздоровительной работы, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, умения, но и способствует развитию физических качеств, двигательных способностей, коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Это форма организации образовательной деятельности, которая ненавязчиво в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, а так же, создает условия для самовоспитания и саморазвития ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество. Квест прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней.

Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, развиваются физические качества, совершенствуются двигательные способности и укрепляется здоровье детей.

Квест-игры используют как одну из форм организации физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста.

Коррекционные технологии

Коррекционные технологии: игротерапия, музыкатерапия, сказкотерапия, цветотерапия, изотерапия, танцтерапия, песочная терапия, логоритмика. 

   Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Для успешной адаптации и ежедневного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении просто необходимо проводить релаксацию.

   Разные виды гимнастики: гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

   Как мы уже поняли, применение инновационных технологий в физическом воспитании дошкольников – одно из главных     условий для проведения результативной работы на современном этапе. 

   Таким образом, суть перехода к инновационному образованию состоит не в поиске абсолютно новых, универсальных педагогических технологий, а в изучении особенностей и способов эффективного применения традиционных средств и методов воспитания, имеющих серьезное физиологическое, гигиеническое и психолого-педагогическое обоснование. Только в этом случае инновации будут выполнять свою главную функцию – являться существенным элементом развития образования, приводящим к модификации его содержания и качества.

Практическая работа «Технологии для физического развития детей»

Предлагается вспомнить и на мольберте записать те технологии, которые воспитатели могли бы использовать в своей работе.

         Будьте здоровы, берегите и укрепляйте здоровье детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах»

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склон...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....