Игра как воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Игра как средство воспитания и развития личности ребенка.
Издавна на Руси любые собрания детей сопровождались игровой деятельностью. Соревновались в стрельбе из луков, метании снежков, катании на санках, лыжах, коньках. Народная воспитательная мудрость предусматривала решение важных технологических задач формирования личности ребенка. В частности, средствами народной игры выводили маленького человека с его реальной бытовой повседневной жизни, предотвращали составления стереотипов сомнения и недоверия к своим силам. Через игру ребенку предоставлялась возможность заявить окружению о своем положительном потенциале. Именно в игре активизируются подвижность, развиваются процессы мышления, вызываются положительные эмоции.
Игра относится к традиционным и признанным методов обучения и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, о развивающая и воспитательная функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения
организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности воспитывать личность.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях -это потеря в здоровье, развитии, знаниях.
Не случайно в инновационной программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях «От рождения до школы» вопрос здоровья стоит на первом месте. Игровая двигательная активность является условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер развития дошкольника.
Основные понятия и определение игры
Проблема игровой деятельности интересовала многих педагогов и воспитателей. Значительный вклад в решение этой проблемы внес наш современник, ныне хорошо известный ученый Макаренко А.С. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания. Дискуссии в периодической печати о задачах и просчеты педагогической науки, о педагоге как центральную фигуру в обновлении национальной школы, педагогику сотрудничества, о новом педагогическое мышление ведут к одному важному методологического выводу: потребность в такой теории давно назрела. Перед наукой стоит задача - создание эффективных дидактических систем, основанных на применении таких типов, технологий, форм и методов обучения, обеспечивающих интенсивное формирование умений и навыков. На этой основе существенно повышали уровень самостоятельной творческой деятельности учащихся, создали бы условия для более полного и эффективного использования интеллекта каждого. Анализ педагогической практики убеждает в недостаточной эффективности традиционного типа обучения по решению названных задач через традиционный метод организации преподавания А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Какой будет ребенок в игре, такой она будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. "Итак, игра, ее организация - ключ в организации воспитания игра является самой естественной и привлекательной деятельностью для младших школьников. К. Д. Ушинский писал: "Сделать серьезное занятие для ребенка интересным — вот задача начального обучения. Каждый здоровый ребенок нуждается деятельности и к тому же серьезной деятельности. С первых же уроков приучайте ребенка полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении.
Организация и методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста
Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
С детьми З-4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями.
Важно также учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет своими движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Поэтому игры для младших дошкольников подбирают простые, интересные, разнообразные, с обязательным с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и др.). Основные движения в этих играх- кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки - наиболее доступные движения для малышей. Игры, в которых есть бег, хорошо укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают быстроту и ловкость.
Такие игры, как «Мой веселый, звонкий мяч», «Допрыгни до мяча» и др., формируют навыки прыжков вверх с места, воспитывают смелость, настойчивость и другие качества. Правил в этих играх немного - одно-два. Невелико и количество ролей (один «кошка», остальные «котята»; один- «наседка», остальные- «цыплята»). Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
Вывод
В детские годы игра является основным видом деятельности человека. С ее помощью дети познают мир. Без игры детям жить скучно, неинтересно. В игре дети проверяют свою силу и ловкость, у них возникают желания фантазировать, открывать тайны и стремиться чего-то прекрасного. При умелом отделения игра может стать незаменимым помощником педагога. Игровая деятельность имеет такие специфические признаки как непродуктивный характер, наличие воображаемой ситуации, коммуникативность, эмоциональность. Переход детей от одного вида игры к другому зависит как от возраста, так и от индивидуальных предпочтений. Избегая чрезмерной упорядоченности, педагог должен способствовать развитию различных видов игровой деятельности учащихся с помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их предназначениям решать задачи. В игры рекомендуется включать дополнительные развивающие упражнения, такие как физкультминутки, минутки релаксации и тому подобное. Они способствуют развитию психических процессов ребенка, развивают сосредоточенность, внимание, настойчивость, а познавательные способствуют развитию психических процессов ребенка, развивают сосредоточенность, внимание, настойчивость, познавательные способности, память и интеллект. В свою очередь, хорошо развитые психические процессы будут способствовать развитию познавательной заинтересованности и мобилизации, игра является творческой деятельностью, способом свободного применения ребенком полученных знаний, их осмысление и понимание. Наличие ролей в игре приводит ролевое общение детей к овладению учебно-познавательной деятельностью игра определяется как ведущая деятельность ребенка. Итак, игровая, развивающая деятельность необходима, она открывает широкие возможности для обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возроста...
«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»...
"Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"
Родительское собрание на тему: "Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"...
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности....
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познан...
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра - большую часть детства, дети проводят в игре....
«Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
laquo;Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста» • Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольны...