Статья "Дворовые игры как элемент формирования личности дошкольников"
статья по физкультуре

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Во время игры ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, узнает разные характеры, учится договариваться, не сдаваться, с терпением относиться к неудачам и проигрышам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvorovye_igry.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Светлячок» д. Гавриловка

Дворовые игры

как элемент формирования личности дошкольников

                                                                                Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Круглова С.Н.

                                

2024

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Во время игры ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, узнает разные характеры, учится договариваться, не сдаваться, с терпением относиться к неудачам и проигрышам.

Скажите, дорогие коллеги, чем поколения современных детей отличаются от предыдущих? Предполагаемые ответы воспитателей.

Современные дети практически не играют в игры. Раньше девочки играли в куклы, мальчики - в войнушку. Они и сейчас играют, но уже в компьютерные игры, и между собой они тоже общаются мало. Отвечая на вопрос «как вы провели выходные», основная масса детей рассказывает, что сидят у компьютера или играют с телефоном, или с приставкой. Оно и понятно, ведь новое поколение растет в мире информационных технологий.

Дошкольники и младшие школьники в основном играют в песочнице, качаются на качелях, каруселях, горках, велосипедах. Хотя иногда и играют в классики, прятки, но набор этих игр ограничен, а большинство ребят и вовсе сидят в смартфонах. 

Мы пришли к мысли, что нужно еще в детском саду учить детей разнообразить свой досуг на свежем воздухе, чтобы дошкольники умели увлечь не только себя, но и других ребят в группе и во дворе.

Нужно играть так, чтобы получать от этого не только удовольствие, но и пользу, а именно – развивать физическое здоровье, смекалку, приобретать навыки общения.

Мы проводили анкетирование среди  родителей (законных представителей) детей 3 – 7 лет. Анализ анкет показал, что нам необходимо вернуть дворовые игры в массы современных детей, так как эти игры способствуют не только развитию коммуникативных навыков, командного духа и других значимых качеств, но и укреплению физического здоровья.

Дворовые детские игры - это неотъемлемая часть культуры, они обогащают человека духовно, так как они образовывают, воспитывают, совершенствуют человека. Мы должны обязательно помнить, сохранять и передавать по наследству самые лучшие традиции дворовых игр наших предков.

Предлагаю окунуться в прошлое, и вспомнить игры нашего детства, которые непременно понравятся детям.

Кто помнит свои дворовые игры? Ответы педагогов.

Наблюдая за играми можно увидеть, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка.

Приведу пример нескольких дворовых игр, в которые мы с детьми играем с удовольствием.

          «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего. Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

 «Вышибалы». Два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места. Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем.

 «Колечко-колечко». Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего. Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

 «Червички-стоп (Хали-хало)». Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы. Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим.

 «Стенка». Играющие становились в шеренгу, друг за другом. У первого участника в руках был мяч. Смысл игры заключался в том, чтобы бросить мяч в стенку и отбежать в конец шеренги, а следующий игрок должен был поймать мячик. И так по очереди повторяли все дети. Если игрок не успевал поймать мяч, то выбывал из игры, а побеждал оставшийся последним.

 «Симон говорит…». Эта игра больше подойдет дошколятам и младшим школьникам. Играют в нее группой с ведущим. Ведущий произносит: «Симон говорит…» и далее называет какое-либо действие, например: «прыгать на одной ноге». После чего игроки должны выполнить это действие. Если ведущий называет действие без предварительных слов «Симон говорит», то игроки должны это заметить, действие не выполнять, а сказать ведущему: «Симон не говорил». Тот, кто пропустит подвох, сам становится ведущим или выбывает из игры до следующего тура.

 «Кис-мяу». Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Что развивает: умение общаться, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

«Резинки». Главный атрибут этой игры — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждый участник выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгун ошибается, на его место встает другой участник, а допустивший ошибку надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

«Классики». Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Задача игрока, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни игрок, ни бита не должны были попадать на линии. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое. Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

«Горячий мячик». Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч. Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил. Игра тренирует внимание и скорость движений.

Эта тема очень важна для нас сегодня. Многие современные дети не знакомы с правилами детских дворовых игр, утрачены традиции их проведения, а некоторые – самые интересные и необычные вовсе пропадают. Я считаю, что  использование дворовых игр значительно смогут изменить жизнь нашей детворы: устранить жестокость и разрозненность среди подростков; всесторонне развить личность ребенка; выявить лидера в команде; воспитать нравственные качества: честность, храбрость, находчивость, терпимость.

Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

Используемая литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

2. Повесть временных лет. М.: Художественная литература, 1986. –  46 с.

3. Покровский Е.А. Русские подвижные игры.- Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 132 с.

4. Христенко Е.Н. Воспоминания о детских играх во время Пасхи., 2014.- 164 с.

5. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Дет.лит., 1990. – 159 с.

6. Интернет-ресурсы: http//detskieigry.ru/igry/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины

В статье освещена важная роль нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте и описаны некоторые формы работы по данной теме...

Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка

Дайте детству наиграться: Вдоволь, досыта, не вкратце. Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку открыться! Главным занятием детей во все века была и остается игра. Именно она является одной из вечных...

Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка.

Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка....

Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...