Статья "Дворовые игры как элемент формирования личности дошкольников"
статья по физкультуре
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Во время игры ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, узнает разные характеры, учится договариваться, не сдаваться, с терпением относиться к неудачам и проигрышам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvorovye_igry.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Светлячок» д. Гавриловка
Дворовые игры
как элемент формирования личности дошкольников
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Круглова С.Н.
2024
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Во время игры ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, узнает разные характеры, учится договариваться, не сдаваться, с терпением относиться к неудачам и проигрышам.
Скажите, дорогие коллеги, чем поколения современных детей отличаются от предыдущих? Предполагаемые ответы воспитателей.
Современные дети практически не играют в игры. Раньше девочки играли в куклы, мальчики - в войнушку. Они и сейчас играют, но уже в компьютерные игры, и между собой они тоже общаются мало. Отвечая на вопрос «как вы провели выходные», основная масса детей рассказывает, что сидят у компьютера или играют с телефоном, или с приставкой. Оно и понятно, ведь новое поколение растет в мире информационных технологий.
Дошкольники и младшие школьники в основном играют в песочнице, качаются на качелях, каруселях, горках, велосипедах. Хотя иногда и играют в классики, прятки, но набор этих игр ограничен, а большинство ребят и вовсе сидят в смартфонах.
Мы пришли к мысли, что нужно еще в детском саду учить детей разнообразить свой досуг на свежем воздухе, чтобы дошкольники умели увлечь не только себя, но и других ребят в группе и во дворе.
Нужно играть так, чтобы получать от этого не только удовольствие, но и пользу, а именно – развивать физическое здоровье, смекалку, приобретать навыки общения.
Мы проводили анкетирование среди родителей (законных представителей) детей 3 – 7 лет. Анализ анкет показал, что нам необходимо вернуть дворовые игры в массы современных детей, так как эти игры способствуют не только развитию коммуникативных навыков, командного духа и других значимых качеств, но и укреплению физического здоровья.
Дворовые детские игры - это неотъемлемая часть культуры, они обогащают человека духовно, так как они образовывают, воспитывают, совершенствуют человека. Мы должны обязательно помнить, сохранять и передавать по наследству самые лучшие традиции дворовых игр наших предков.
Предлагаю окунуться в прошлое, и вспомнить игры нашего детства, которые непременно понравятся детям.
Кто помнит свои дворовые игры? Ответы педагогов.
Наблюдая за играми можно увидеть, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка.
Приведу пример нескольких дворовых игр, в которые мы с детьми играем с удовольствием.
«Тише едешь, дальше будешь — стоп». Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего. Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
«Вышибалы». Два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места. Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем.
«Колечко-колечко». Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего. Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
«Червички-стоп (Хали-хало)». Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы. Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим.
«Стенка». Играющие становились в шеренгу, друг за другом. У первого участника в руках был мяч. Смысл игры заключался в том, чтобы бросить мяч в стенку и отбежать в конец шеренги, а следующий игрок должен был поймать мячик. И так по очереди повторяли все дети. Если игрок не успевал поймать мяч, то выбывал из игры, а побеждал оставшийся последним.
«Симон говорит…». Эта игра больше подойдет дошколятам и младшим школьникам. Играют в нее группой с ведущим. Ведущий произносит: «Симон говорит…» и далее называет какое-либо действие, например: «прыгать на одной ноге». После чего игроки должны выполнить это действие. Если ведущий называет действие без предварительных слов «Симон говорит», то игроки должны это заметить, действие не выполнять, а сказать ведущему: «Симон не говорил». Тот, кто пропустит подвох, сам становится ведущим или выбывает из игры до следующего тура.
«Кис-мяу». Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Что развивает: умение общаться, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.
«Резинки». Главный атрибут этой игры — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждый участник выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгун ошибается, на его место встает другой участник, а допустивший ошибку надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
«Классики». Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Задача игрока, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни игрок, ни бита не должны были попадать на линии. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое. Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.
«Горячий мячик». Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч. Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил. Игра тренирует внимание и скорость движений.
Эта тема очень важна для нас сегодня. Многие современные дети не знакомы с правилами детских дворовых игр, утрачены традиции их проведения, а некоторые – самые интересные и необычные вовсе пропадают. Я считаю, что использование дворовых игр значительно смогут изменить жизнь нашей детворы: устранить жестокость и разрозненность среди подростков; всесторонне развить личность ребенка; выявить лидера в команде; воспитать нравственные качества: честность, храбрость, находчивость, терпимость.
Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.
Используемая литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
2. Повесть временных лет. М.: Художественная литература, 1986. – 46 с.
3. Покровский Е.А. Русские подвижные игры.- Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 132 с.
4. Христенко Е.Н. Воспоминания о детских играх во время Пасхи., 2014.- 164 с.
5. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Дет.лит., 1990. – 159 с.
6. Интернет-ресурсы: http//detskieigry.ru/igry/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.
Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...
Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..
Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины
В статье освещена важная роль нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте и описаны некоторые формы работы по данной теме...
Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
Дайте детству наиграться: Вдоволь, досыта, не вкратце. Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку открыться! Главным занятием детей во все века была и остается игра. Именно она является одной из вечных...
Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка.
Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка....
Международная онлайн конференция Секция: "Роль педагога в формировании личности ребёнка" Тема доклада: "Влияние роли музыкального руководителя на формирование личности дошкольника"
Международная онлайн конференция...
Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...