МАСТЕР – КЛАСС «Использование координационной лестницы на ООД «Физическая культура»
учебно-методический материал по физкультуре

Гусева Юлия Александровна

Мастер- класс: «Использование тренажера координационная

(скоростная) лестница в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах

внедрения спортивных тренажёров, как средства повышения двигательной

активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на

сохранение и укрепление здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 Центр развития ребенка»

ОКРУЖНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Семинар по теме: «Позитивная социализация воспитанников через различные формы физической активности».

МАСТЕР – КЛАСС «Использование координационной лестницы

на ООД «Физическая культура»

Подготовила: Гусева Ю.А. инструктор физической культуры

высшей квалификационной категории

Руза, 2023 г.

Мастер- класс: «Использование тренажера координационная

(скоростная) лестница в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах

внедрения спортивных тренажёров, как средства повышения двигательной

активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на

сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

- углубить и систематизировать знания по приоритетному направлению

деятельности;

- внедрить в режим двигательной активности новые игровые задания,

игры, упражнения, новые комплексы.

Координационная лестница – это один из самых распространённых и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий и тренировок с детьми дошкольного возраста и даже спортсменов во многих видах спорта.

Работа на координационной (скоростной) лестнице начинается по

принципу «от простого к сложному». Сначала упражнение выполняется

медленно, отрабатывая технику его выполнения.

Все занятия с координационной лестницей разбиваются на ПОДХОДЫ

и РАЗЫ (повторы): 2 раза прохождения считаются за 1 подход.

Обращать внимание на то, чтобы ребенок, выполняя движение, не

наклонял туловище вперед.

Обращать внимание на правильную (маховую) работу рук.

Организация проведения упражнений с координационными

лестницами.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений с

координационными лестницами следует провести небольшой инструктаж.

1. Обязательно разминайтесь перед выполнением упражнений

2. Занимающиеся должны соблюдать дистанцию.

3. Стараться не попадать на планки лестницы.

4. Спину всегда держать прямо.

5. Правильная техника важнее скорости, не торопитесь. Сначала

добейтесь хорошего выполнения, потом уже постепенно увеличивайте

скорость.

Мы сегодня с Вами и займёмся нашим здоровьем и будем счастливыми!

Координационная (скоростная) лестница предназначена для развития ловкости, скоростных качеств, баланса тела в движении, тренировки ускорений, чувства ритма и координации движений, что позволяет отрабатывать технику основных двигательных действий. Лестница сконструирована таким образом, чтобы улучшить владение телом и увеличить скорость ног.

  Координационную лестницу – используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Использовать лестницу можно, как для разминки, так и для основной деятельности, повторяя одни и те же упражнения, постоянно увеличивая темп.

Применение координационной (скоростной) лестницы:

-утренняя гимнастика;

-занятия по физической культуре;

-самостоятельная деятельность детей;

-физкультминутки;

-развлечения, спортивные праздники;

-подвижные игры.

При тренировках с лестницей используются 4 основных навыка:

-бег;

-прыжки;

-приставные шаги;

-ползание.

  Необходимо тренировать все эти 4 навыка, т.к. организм ребенка нуждается в разных стимулах. Каждый навык помогает разными путями получить новые рабочие нейроны, что очень важно для тренировочного процесса. Для развития каждого навыка рекомендуется делать не менее двух повторений (1 подход).

  Знакомить детей с новым тренажером следует, начиная с простых (базовых) движений. Например:

-Ходьба, перешагивая через рейки лестницы правой и левой ногой поочередно;

-Бег, перешагивая рейки лестницы;

-Прыжок вперед толчком двух ног, перепрыгивая через рейки лестницы.

В выборе упражнений нужно отталкиваться от возраста воспитанников и их подготовки. Знакомство с координационной лестницей можно начинать с младшей группы (3-4 года), в этом возрасте дети уже способны выполнять базовые движения.

Интеграция образовательных областей.

Для более эффективной работы в данном направлении необходимо постоянно

взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с учителем- логопедом, педагогом - психологом, музыкальным руководителем, воспитателями групп. Проводятся интегрированные занятия,

включающие в себя развитие речи детей, движения, ритма, музыкальных способностей, познавательной деятельности с оздоровительной

направленностью. Технология работы с координационной лестницей интегративна и позволяет задействовать различные образовательные области (социально –коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.( С речевым сопровождением)

Данная форма позволяет интегрировать речевое развитие. Специалисты в нашем детском саду работают в тесном взаимодействии и исходят из того факта, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее и лучше развивается его речь.

Детям предлагается выполнить задание, произнося при этом короткий речитатив и постараться сделать это ритмично. Пример речитатива:

Друг веселый мячик мой,

Всюду- всюду он со мной.

1 2 3 4 5,

Хорошо мячом играть.

Важно использовать только хорошо знакомые, не вызывающие затруднений движения и речитативы. Грамотно подобранное речевое сопровождение можно использовать на этапе автоматизации поставленных звуков, что способствует закреплению правильного произношения.

Художественно-эстетическое развитие.( Под музыку)

Эта форма проведения также включает интеграцию художественно-эстетического развития. В этом варианте задания необходимо выполнять в такт с музыкой. Музыка должна быть ритмичная и без слов. Ребенок, услышав мелодию, должен определить, с какой скоростью ему необходимо двигаться.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Эта форма проведения позволяет интегрировать познавательную область и задействовать математические знания. Такие задания целесообразно использовать с малочисленной группой детей или большим количеством лестниц. В каждой ячейке лестницы я располагаю простой пример, где ответом будет 1, 2 или 0. Пример: 2-1;1+1;3-2; 0+1; 2-2.  Ответ на пример — это количество ног в ячейке. Ребенок перед тем, как прыгнуть считает, затем выбирает прыжок и прыгает. Необходимо заранее договориться о том, какие это будут прыжки. В моем варианте 2-это прыжок двумя ногами в ячейку, 1- прыжок одна нога в ячейке, другая снаружи, 0- прыжок ноги врозь, обе ноги снаружи.

Социально-коммуникативное развитие (ЗАДАНИЯ В ПАРАХ)

Такие задания обеспечивают интеграцию социально-коммуникативного развития. Вариации заданий педагог может придумать самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовленности детей. Я включаю такие варианты:

1. На правую ногу одного ребенка и левую другого надевается резиночка, соединяющая их как сиамских близнецов. Так необходимо пройти всю лестницу. Связанные ноги ставятся в ячейку, свободные снаружи.

2. Один ребенок принимает упор лежа, второй берет его ноги. Опираясь только на руки первый, ребенок шагает по лестнице, ставя поочередно две руки в одну ячейку.

Соревнование

Включив в занятие соревновательный элемент можно увидеть намного большую заинтересованность воспитанников. Я предлагаю детям выполнить задание «Кто быстрее». Стоя в двух колоннах перед лестницами, по два человека дети выполняют определенное задание на скорость. Сразу после выполнения каждой паре озвучивается результат. Также использую эстафеты с лестницей. Вариантов ее использования в этой форме множество. Каждый педагог может придумать наиболее подходящую к его условиям эстафету. Важно присуждать очки не только за скорость выполнения, но и за качество. Основное правило при соревновательных заданиях с лестницей – это использовать только изученные, хорошо знакомые всем детям движения.

По карточкам

На упражнения разрабатываются понятные для детей схемы. На одной карточке одна схема. На схеме указываются только движения ног.  Перед самостоятельным выполнением дети запоминают и сопоставляют схемы и движения, которые они обозначают (уже знакомые!). Можно поиграть в игру, в которой детям необходимо угадать какая схема подходит к движению, которое показал педагог. И наоборот: перед каждой колонной я выкладываю стопкой карточки вперемешку. По очереди дети подходят к карточкам берут верхнюю и выполняют то движение, что указано в схеме. Эту форму проведения можно еще усложнить и добавить в нее соревновательный элемент.

С предметом

Предлагаю занимающимся усовершенствовать свои навыки работы с лестницей, держа в руках мяч или любой другой не тяжелый спорт.инвентарь, при этом ребенок выполняет знакомые прыжки или шаги. Также работаем с мячами на лестнице: ребенок встает в первую ячейку, во вторую ячейку бросает мяч, ловит и перешагивает в нее и .т.д. Это самый простой способ работы с мячами и координационной лестницей. Таких упражнений можно разработать довольно много.

Подвижные игры и игровые упражнения с использованием координационной лестницы.

«Пингвины» (эстафета)

Инвентарь: лестница -2-4пгг. мешочки с песком-2-4шт.

Ход игры: Играющие строятся в две колонны, у первого игрока в руках мешочек. Задание: выполнить прыжки на двух ногах с мешочком, зажатым между колен. Возможны различные варианты прыжков. Возвращаясь в колонну с внешней стороны, отдать мешочек второму игроку команды, самому встать в конец колонны.

«Быстро в дом»

Инвентарь: лестница - 4-5шт.

Ход игры: на полу положить лестницы в виде квадрата. Дети ходят в колонне по одному, вокруг квадрата (клеток у лестницы на два меньше количества детей, бег, переход на ходьбу. Педагог говорит: «Быстро в дом!» Каждый ребенок должен быстро встать в домик. Тот, кто остался без домика, считается проигравшим.

«Пилоты»

Инвентарь: лестница - 4-5шт.

Ход игры: лестницы расположены на полу по краям зала. Дети «пилоты» стоят в своем «ангаре» (в клетке лестницы). По сигналу: «К полету!» - дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью - «заводят моторы». На следующий сигнал: «Полетели!» - дети поднимают руки в стороны и бегают - «летают» в разных направлениях по всему залу.По сигналу: «В ангар!» дети - «пилоты» находят своё место в «ангаре» (лестница).

«Волк и кролики»

Инвентарь: лестница - 4-5шт.

Ход игры: выбирается с помощью считалки Волк. Остальные играющие - Кролики. Кролики стоят в своих «домиках» (лестница). По сигналу: «Гулять» - Кролики бегают, прыгают по всей площадке. В это время педагог складывает одну клеточку лестницы, их становится на одну меньше, чем детей. На сигнал: «Волк» - Кролики убегают в любые «домики». Волк ловит Кроликов, кого поймал, отводит к себе в логово. Играют 2-3 раза.

Вариант: играют до тех пор, пока останется один Кролик; кого Волк поймал, становится Волком и ловит Кроликов вместе с ним; можно складывать по 2-4 клеточки лестницы.

Заключение

      Координационная лестница является эффективным средством развития двигательно-координационных качеств, которые необходимы во многих видах спорта.

     Ежедневная тренировка на координационных лестницах, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит улучшить координацию движению, повысить скорость на коротких дистанциях, а также разнообразить занятия с дошкольниками.

     В своей работе я хотела показать, что необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям физической культуры, подвижным, спортивным играм и соревнованиям.

Список литературы:

• Развитие координации движения в детском саду и начальной школе.

Патрикеев А.Ю.- 18ВК 978-5-4474-6146-1-Создано в интеллектуальной

издательской системе Шдего, 2017.

• Учебное электронное издание «Технология «лестница» как эффективное

средство развития двигательно-координационных качеств. Методические

указания» Сост. Чернышева А.В.

• Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и

спорта. М.: изд-во «Академия, 2003

• Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное

пособие. Ростов –на-Дону, изд-во «Феникс», 2012

• Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук.

Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с

англ.Л.И.Заремской. – М.: АСТ:Астрель. 2011. – 320 с., илл.

• Руководство к использованию скоростной лестницей, 2013. – 15 с., илл.

• Схемы упражнений на КЛ

https://gidlestnic.ru/izgotovlenie-i-montazh/koordinacionnaya-lestnica/amp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видео мастер-класс «Использование координационной лестницы для занятий физической культурой в условиях дома»

Как можно провести занятие физической культурой в домашних условиях по структуре максимально приближенной к НОД по физической культуре в дошкольном учреждении? Причём занятие должно быть доступно для ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с использованием координационной лестницы в ДОУ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»...

Мой успешный проект «Использование координационной лестницы в процессе физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Мой успешный проект «Использование координационной лестницы в процессе физического развития детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...

Мастер-класс для педагогов и родителей по физической культуре. «Использование направления восточных единоборств, как здоровьесберегающую технологию, в физическом воспитании детей».

Использование нетрадиционных форм работы, в частности элементов единоборств, побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворяет интерес к разнообразным видам движений и потребность в н...

Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"

В мастер-классе раскрываются основные особенности психофизического развития детей, имеющих нарушения зрения и слуха. Формулируются основные задачи и формы физического воспитания обучающихся с нарушени...