Пальчиковая гимнастика для детей
картотека по физкультуре

Пальчиковая гимнастика для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_dlya_detey.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика для детей

Большой сборник различных гимнастик

Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений в рифмованных историях и стишках для рук.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

- развитие мелкой моторики рук

- подготавливает ребенка к письму и рисованию

- благоприятно влияет на развитие речи и чувства ритма

- концентрация внимания

        Пальчиковая гимнастика для детей

Арбуз

Посмотрите, вырос мяч!

Левой рукой обхватить правый кулак.

Только он не мчится вскачь (совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч),

На бахче он у меня,

Положить кисти на стол.

И растет день ото дня.

Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу «Шарик»

Братья

Большаку – дрова рубить,

Показать кулачок, по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из кулака.

А тебе – воды носить,

А тебе – печку топить,

А тебе – тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами.

Родных братьев потешать.

Белка

Сидит белка на тележке, Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз),

Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе),

Кому в лапочку. (Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки)

Встреча

Показываем разных животных и то, как они говорят.

Вот пришли к нам два гуся:

Га-га-га! Га-га-га!

Вот пришли два попугая:

Да-да-да! Да-да-да!

Вот пришли к нам два зайчонка: (Шевелим пальцами-ушками.)

Раз-два-три! Раз-два-три!

Вот пришли к нам две собачки:

Посмотри! Посмотри!

Две козы к нам прибежали,

И друг дружку забодали!

В лесу

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел, Ну а этот лишь глядел.

Гусенок

Пальчики, как человечек, идут по ноге до колена.

Шел гусенок по дорожке,

Видит: вкусные горошки. (Указательным пальцем дотрагиваемся до ладошки.)

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Пощипываем ладошку – гусенок ест.)

Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)

Шел гусенок по тропинке.

Видит: вкусные травинки. (Растопыриваем пальчики.)

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Гусенок щиплет пальчики, как травку.)

Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)

Шел утенок через бор

И увидел мухомор. (Показываем мухомор – к кулачку приставляем указательный палец.)

«Знаю точно я, друзья: (Гусенок говорит.)

Мухоморы есть нельзя!» (Качает головой.)

Гули-гули

Люли, люли, люли (хлопать в ладоши),

Прилетели гули (взмахивать кистями рук перед собой, как крыльями).

Сели гули на кровать (ладони поставить друг напротив друга, кончики больших пальцев соединить под прямым углом)

Стали Маше ворковать (сложить пальцы обеих рук щепотью, изображая головки птичек: «клювики» то открываются, то закрываются):

– Баю-бай, баю-бай («покачать» воображаемого младенца),

Поскорее засыпай! Положить ладони под щеку.

Дрова

Раз-два, раз-два, (Ребром правой ладони ударяем поочередно по левой ладони, по левой руке, по правой ноге, по левой ноге.)

Рубим-рубим мы дрова.

И по вербе – тук!

По березе – тук!

По осине – тук!

По рябине – тук!

Раз-два, раз-два.

Будем мы пилить дрова. («Пилим» ребром ладони.)

Вот так, вот так,

Будем мы пилить дрова.

Раз-два, раз-два,

Будем складывать дрова. (Приближаем друг к другу ладони, поочерёдно соединяем пальцы.)

Вот так, вот так,

Будем складывать дрова. (Повторяем упражнение левой рукой)

Дерево

Из-под серых влажных кочек

Появился вдруг росточек. (Поднимаем ладони, прижатые друг к другу.)

Крошкой не остался,

Быстро вверх поднялся.

Ветки появились, (Разводим руки в стороны и вверх, растопыриваем пальчики.)

Листья распустились. (Разворачиваем ладони наружу.)

Ветер завывает, (Дуем на ладони.)

Дерево качает. (Качаем руками.)

Листья на ветру дрожат, (Трясем ладонями.)

Отрываются, кружат. (Крутим кистями.)

Листья падают, кружатся.

Тихо на траву ложатся. (Кладем руки на колет.)

Дождик

Копчиками пальцев стучим по ножкам.

Дождик капает из тучки,

Дождик каплет на дорожки.

Подрастайте, наши ручки! (Гладим руки.)

Подрастайте, наши ножки! (Гладим ноги.)

Первый скоро подрастет, (Тянем за каждый палец по очереди.)

И второй не отстает.

Третий подрастает,

Четвертый догоняет.

Пятый стал совсем большой,

Подрастает и шестой.

А седьмой, седьмой, седьмой Станет больше, чем восьмой.

А потом девятый Станет выше брата.

Дождик все сильней, сильней! (Трясем кистями рук.)

Наши пальцы все длинней! (Растопыриваем пальцы, поднимаем вверх.)

Десять внучат

У нашей бабушки (руки сжать в кулаки).

Десять внучат (разжать кулаки и показать 10 пальцев):

Две Акульки сопят в люльке,

Шевелить мизинцами.

Две Аринки спят на перинке,

Шевелить безымянными пальцами.

Две Аленки глядят из пеленки,

Шевелить средними пальцами.

Два Ивана на лавках сидят,

Шевелить указательными пальцами.

Два Степана учиться хотят.

Шевелить большими пальцами.

Десять внуков,

Показать 10 пальцев.

А бабушка одна.

Показать 1 палец.

Жираф

Он высокий и пятнистый,

Поднять руки и голову вверх, встать на цыпочки.

С длинной, длинной шеей.

Правой рукой изобразить жирафа: поднять руку, согнутую в локте, вверх, большой, указательный и средний пальцы собрать в щепоть, а безымянный и мизинец поднять вверх – это «рожки» жирафа.

А питается он листьями

Листьями с деревьев.

«Жираф» срывает воображаемые листья с дерева.

Забавные пальчики

Загибаем пальчики по одному.

Этот пальчик – одуванчик.

Положу его в карманчик.

Этот пальчик – тараканчик,

Убежал он в свой чуланчик.

Этот пальчик – зайчик.

Барабанит в барабанчик.

Этот пальчик – добрый мальчик,

Он уселся на диванчик.

Этот пальчик – девочка,

Рыженькая белочка.

Белка прячется в дупле,

Не найдешь ее нигде.

Забор

Растопыриваем перед собой все десять пальцев – это забор.

Вот забор большой стоит.

Кто из-за него глядит? (Выглядываем из-за забора.)

Может, зайчик? (Показываем зайчика.)

Нет, нет, нет. (Качаем головой.)

Может, кошка? (Делаем ушки на голове.)

Тоже нет. (Качаем головой.)

Может, северный олень (Растопыриваем пальцы, скрещиваем руки над головой.)

Здесь пасется целый день?

Может, это смелый гусь: (Показываем гуся.)

«Никого я не боюсь!» (Гусь говорит.)

Может, это петушок – (Показываем петушка.)

Золотистый гребешок?

Это пес там лает, (Показываем собаку. Она лает.)

Дом свой охраняет.

Зоопарк

Долго мы шагали —

В зоопарк попали! (Ладонями хлопаем по коленям, имитируя шаги.)

Слоник нас встречает, (Приставляем ладони к голове – это уши. Киваем.)

Головой качает.

Крокодил рот открыл– (Поднимаем одну руку вверх, другую опускаем вниз – это пасть.)

Кушать хочет крокодил.

Обезьянки дразнятся. (Две кисти пред лицом изображают длинный нос, шевелим пальцами.) Ах, они проказницы!

Из-под камня у ручья (Рука извивается.)

Выползает к нам змея.

А у маленьких зайчат (Ладошки сверху на голове. Шевелим ими.)

Ушки серые торчат.

Игрушки-погремушки

Погремушечки гремят,

Потрясти воображаемой погремушкой.

Всех ребяток веселят.

Колокольчики звенят,

Скрестите пальцы рук, ладони округлите. Средний палец правой руки опустите – это «язычок» колокольчика, которым можно без труда шевелить. Выполняя упражнение, повторяйте: «Динь-динь, динь-динь, динь-динь» (рис. 29). При этом покачивать «язычком» колокольчика – средним пальцем, опущенным вниз.

Всех ребяток веселят.

Балалаечки бренчат (левую руку поднять вверх и «зажимать» пальцами воображаемые струны),

Всех ребяток веселят. Кистью правой руки «бить» по струнам.

Игра «Лыжи, санки и коньки»

Лыжи,

Скользить по столу ладонями вперед-назад.

Санки

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад.

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе.

Мчатся наперегонки.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим),

Мы капусту трем, трем (кулачками трем друг о друга),

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой),

Мы капусту мнем, мнем (пальчиками сжимаем),

В баночку кладем и пробуем.

Кукла

Наша куколка гуляла («шагать» по столу указательным и средним пальцами)

И скакала (пальчики «прыгают» на месте),

И плясала. Вращать пальцами, стоящими на столе, как циркулем.

До чего ж она устала! Положить кисть руки на стол: все пальцы, кроме указательного и среднего сжаты в кулак.

И легла под одеяло. Накрыть правую кисть левой.

Кукла спит в кроватке (пальчиковая игра «Кровать»

Сладко, сладко, сладко. Положить руки под щеку.

Кукушечка

Ку-ку, ку-ку, кукушечка!

Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.

Лети скорей в лесок. Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.

Ку-ку, ку-ку, кукушечка! Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.

Подай свой голосок. Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.

Листопад

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики),

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки),

Листья березы, листья осины, листья тополя, листья рябины, листья дуба мы соберем (загибаем пальцы, начиная с большого).

Лодочки

Лодочки красивые

На волнах качаются. (Складываем из ладошек лодочки, качаем.)

Лодочки красивые

С чайками встречаются. (Руки перекрещиваем. Машем кистями – это чайки.)

Начинают волны (Делаем волнообразные движения с большой амплитудой.)

В море подниматься.

Маленькие чайки (Чайки опускаются вниз.)

В лодочки садятся.

Мышки

Правую руку сжимаем в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мышки погулять. (Левой рукой разгибаем по одному пальцы на правой руке.)

По полянке скачут. (Средний и указательный пальцы левой руки прыгают на раскрытой ладони правой.)

Зерна в норке прячут. (Пальцы левой руки скребут по ладони правой.)

Раз, два, три, четыре, пять!

В норке спрятались опять! (Левой рукой загибаем по одному пальцы на правой руке.)

Музыканты

Мы на дудочке играли: (Пальчики бегают перед лицом по воображаемой дудочке.)

Ду-ду-ду!

Ду-ду-ду!

Мы на кнопки нажимали:

Ду-ду-ду!

Ду-ду-ду!

А потом на пианино: (Пальчики бегают перед грудью – играем на пианино.)

Тра-ля-ля!

Тра-ля-ля!

Быстро-быстро заиграем:

Тра-ля-ля!

Тра-ля-ля!

А потом на барабане: (Сжимаем руки в кулаки, барабаним перед собой.)

Бам-бам-бам!

Бам-бам-бам!

Громко-громко барабанит Барабан, барабан!

Сразу папа прибежал, (Прячем руки за спину.)

Барабан у нас отнял.

Моем руки

Моем, моем руки, (Делаем движения, как при мытье рук.)

Моем, моем чисто.

Чтоб не были руки,

Как у трубочиста.

Мы большой помоем пальчик, (Правой рукой трем поочередно пальцы на левой.)

Моем указательный.

И про средний не забудем —

Моем обязательно.

А потом и безымянный,

И мизинчик тоже.

Очень радуются пальцы Чистой, нежной коже.

Мы руками потрясем, (Трясем кистями рук.)

И все капельки стряхнем.

Полотенцем вытираем (Одна ладонь вытирает другую.)

И к обеду приступаем. (Правая рука изображает ложку.)

Повторяем упражнение – «моем» пальцы па правой руке.

Мальчик-с-пальчик

– Мальчик-с-пальчик, в лес ходил? (Пальчики, как человечек идут по ладошке.)

–Да-да-да, да-да-да.

– Сколько ты нашел грибов?

– Целых два, целых два. (Показываем два пальца.)

– А орехов?

– Целых три, целых три, (Показываем три пальца.)

Их в лукошке посмотри, посмотри. (Складываем из пальцев лукошко.)

А потом попался волк. (Показываем волка.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! (Скрещиваем руки на груди, боимся.)

Он зубами щелк да щелк! (Стучим пальцами по большому пальцу – это зубы.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! (Скрещиваем руки на груди, боимся.)

Как же быстро я бежал! (Два пальчика бегут по ладошке.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Ну а волк свалился в яму:

Шлеп-шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп! (Хлопаем ладонями по ногам.)

Наша мебель

Вот это стул – на нем сидят.

Вот это стол (изобразить стол: левую руку сжать в кулак, на который сверху положить ладонь правой руки

За ним едят.

Вот там кровать (пальчиковая игра «Кровать»

Чтобы лежать.

А вот диван (изобразить диван: установить под углом 90 градусов друг к другу ладони тыльными сторонами наружу

Присядьте там.

А этот шкаф – совсем как дом.

Изобразить закрытые дверцы шкафа: держать ладони вплотную, вертикально вверх, тыльной стороной наружу.

Живет одежда в доме том. Раскрыть «дверцы» – установить ладони параллельно друг другу.

Напротив вешалка стоит,

Изобразить вешалку: поднять правую руку вверх, растопырив слегка округленные пальцы.

На ней пальто и плащ висит.

Охотники

По дорожке мы бежали– (Поворачиваем правую руку тыльной стороной вверх. От сгиба локтя до запястья правой руки бегут два пальца левой руки – это человечек.)

Бегемота мы поймали. (Хватаем левой рукой большой палец.)

По дорожке мы бежали —

Крокодила мы поймали. (Хватаем левой рукой указательный палец.)

По дорожке мы бежали —

И слоненка мы поймали. (Хватаем левой рукой средний палец.)

По дорожке мы бежали —

Обезьянку мы поймали. (Хватаем левой рукой безымянный палец.)

По дорожке мы бежали —

Попугайчика поймали. (Хватаем левой рукой мизинец.)

Повторяем упражнение левой рукой.

Обед

Жучка косточку грызет,

(Показываем левой рукой собачку. Она «грызет» указательный палец правой руки.)

Зайчик ест морковку.(Показываем зайчика левой рукой, а правую руку складываем щепотью – это морковь.)

Ежик яблочко везет (Растопыриваем пальцы на левой руке, сверху яблочко – кулачок правой руки.)

На иголках ловко.

Птичка зернышки клюет. (Указательный палец левой руки – клюв, который стучит по ладошке правой руки.)

Лошад ь травку ищет. (Левой рукой пощипываем пальцы правой.)

Каждый зверь на свете ждет

Ему нужной пищи. (Указательные пальцы двух рук касаются груди.)

Повторяем упражнение, поменяв руки.

Огород

В землю семена кладем, (Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.)

Их зароем (Слегка царапаем ладошку.)

И польем. (Трясем кистью над ладошкой.)

Вырастет капуста. (Складываем руки в замок.) Вырастет моркошка. (Ладони прижимаем друг к другу.)

Лук, (Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.)

Петрушка (Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.)

И подсолнух, (Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.)

А еще картошка. (Показали кулачки.)

Будет славный урожай, (Большой палец вверх.)

Поскорее собирай! (Пощипываем ладонь.)

Оладушки у бабушки

Ладушки, ладушки -

Хлопать в ладоши – «печь» пирожки.

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Левая ладонь в горизонтальной плоскости, правая собрана в щепоть и стучит кончиками пальцев по левой.

Детушкам давала.

Обе руки вытянуть перед собой.

Даше – два (показать два пальца на правой руке: средний и указательный),

Паше – два,

Показать два пальца на левой руке: средний и указательный.

Ване – два,

Показать два пальца на правой руке: средний и указательный.

Тане – два,

Показать два пальца на левой руке: средний и указательный.

Всем дала.

Руки вытянуть вперед и в стороны, слегка поклониться.

Повстречались два котенка

Повстречались два котенка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Мяу-мяу! Мяу-мяу! (Соприкасаются кончики мизинцев двух рук.)

Повстречались два щеночка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Гав-гав! Гав-гав! (Касаются кончики безымянных пальцев двух рук.)

Повстречались два козла. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Ме-ме-ме! Ме-ме-ме! (Соприкасаются кончики средних пальцев двух рук.)

Повстречались два барана. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Бе-бе-бе! Бе-бе-бе! (Соприкасаются кончики указательных пальцев двух рук.)

Повстречались два быка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Му-му-му! Му-му-му! (Соприкасаются кончики больших пальцев двух рук.)

Эту вкусную траву (Растопыриваем пальцы на двух руках.)

Не отдам я никому! (Прячем пальцы под мышками.)

Пальчики

Мы пальчики погладим,

Гладим, гладим, гладим. (Левая рука гладит пальцы правой.)

Мы пальчики потрем,

Трем, трем, трем. (Левая рука трет пальцы правой.)

Мы пальчики помнем,

Мнем, мнем, мнем. (Левая мнет пальцы правой.)

Мы пальчики пощиплем,

Щиплем, щиплем, щиплем. (Левая рука пощипывает пальцы правой.)

И в кулачок сожмем.

Повторяем упражнение правой рукой.

Пирожки

Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы.)

Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим.)

Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.)

И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.)

Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.) Угощайся, мой дружок!

Прогулка

Пальцы правой руки растопыриваем (ладонью к себе). Указательный и средний пальцы левой руки бегут по пальцам правой руки, как по горкам, – это человечек.

Мы бежим по горкам,

По крутым пригоркам.

Долго мы бежали,

В ямку мы попали. (Человечек оказывается в ямке между указательным и большим пальцем.)

Выбирались из норы. (Медленно поднимаемся по большому пальцу.)

Покатились мы с горы. (Скользим по руке.)

Повторяем упражнение левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "...

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет.

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроетс...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных с...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...