Картотека игр и игровых упражнений на развитие чувства ритма
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Торопчина Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_chuvstva_ritma.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и игровых упражнений

 на развитие чувства ритма

Инструктор по ФЗК: Торопчина И.А.

№ 1

«Мы идем та-та-та»

Мы идем: та-та-та.

(обычная ходьба)

Мы поем: ля-ля-ля.

(ходьба на носках)

Мы едем: ту-ту-ту.

(ходьба топающим шагом, руки согнуты в локтях)

Мы кричим: ау-ау.

(стоя на месте говорят, сложив руки рупором)

«Ходьба в приседе с одновременным проговариванием текста»

Плыли гусята – красные лапки,

Озером, озером – все по порядку.

Серые плыли, белые плыли.

Красными лапками воду мутили.

№ 2

«Прогулка» 

Раз-два-три, раз-два-три – по дорожке мы пошли

(шаг марша)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв

(ходьба змейкой)

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали

(прыжки с продвижением вперед)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

(ходьба на носках, руки в стороны)

Лес осенний увидали,

И к нему мы побежали

(бег по кругу)

№ 3

«Самый внимательный»

Оборудование: бубен.

Бубен звучит тихо – медленный бег мелкими шагами, бубен звучит громко – бег широкими шагами.

«Передай сообщение»

Участники стоят в кругу. Ведущий передает сообщение: один или несколько хлопков в ладони перед собой, над головой, слева, справа, за спиной, над головой, по коленям, по бедрам, указательными пальцами; с разным ритмическим рисунком, с разной силой стоящему с левой стороны, а тот в свою очередь следующему.

 4

«Шумит оркестр»

Дети идут (бегут) врассыпную,  колонне (сидят на стульчиках) в соответствии с текстом выполняют движения.

Кыш – кыш (свободное движение рук)

Хлоп – хлоп (в ладони)

Шлеп – шлеп (ладонями по коленям)

Топ – топ (топающий шаг)

«Цепочки»

Все дети идут «цепочкой», ведущий опускается на одно калено, и все дети, по очереди опускаются на одно калено. Ведущий встаёт и собирает всех в «цепочку».

№ 5

«Цепочка дружбы»

Оборудование: музыкальный ряд («Мы - маленькие дети», «Песенка друзей», «Ритмика-импровизация»).

Ход: дети образуют 2 круга, с равным количеством человек, по команде педагога берутся за руки и корректируют круг, делая его ровным. Педагог объясняет правила: первым делом педагог совместно с детьми прослушивает музыку. На 2 куплет дети топают ногами на месте, определяя такт музыки, педагог помогает хлопками. Педагог объясняет, что при хлопке дети под музыку идут в центр круга, танцевальным шагом в такт музыке, при команде педагога «Мы друзья» дети выполняют упражнение «Пружинка», не разъединяя руки. По хлопку педагога, дети продолжают движение в такт из круга, не нарушая целостность формы.

№ 6

«Ходьба с поочередным поднятием рук»

Ход: педагог начинает занятие с команды построения в шеренгу, после чего дети идут по кругу за направляющими. После чего педагог начинает счет, дети выполняют поднятие рук в процессе ходьбы по кругу.

На 1 поднятие рук вверх;

на 2 в стороны,

на 3 вниз,

на 4 на пояс.

«Ходьба»

1. Ходьба под музыку, при смене музыки - дети останавливаются и маршируют на месте и хлопают на каждый шаг.

 2.Ходьба под музыку, на сильную долю подпрыгнуть на месте.

№ 7

«Река, берег, парус»

Оборудование: музыкальный ряд «Песенка мамонтенка»

Ход: дети встают в шеренгу, по команде педагога проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). Дает установку:

На слово «Река!» - делают шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки, упражнение усложняется добавлением музыки, при этом дети должны соблюдать ритм и характер движений в соответствии с музыкой.

№8

«Огонь-лед» 

Оборудование: музыкальный ряд Песенка Кота в сапогах; Песенка мамонтенка; Песенка моя; Обжоры; Облака).

Ход: по команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой Их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

«Зарядка»

(дети идут по залу или на месте)

Раз-два, Раз- два! Замелькали пятки (идут маршем)

Как чудесно босиком бегать на зарядке. (бег)

Руки выше подними, а потом их опусти (по тексту)

Повернись вокруг себя (по тексту)

Как зарядка хороша! (большие пальцы рук выставить вперёд).

№ 9

«Танец огня»

Оборудование: музыкальный ряд (Новые детские песни; Сороконожка; Капельки; Песенка капитана Врунгеля; Песенка моя; Обжоры; Облака).

Ход: танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно, в такт бодрой музыке, опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две", три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

№ 10

«Ритмическое эхо»

 

Дети идут врассыпную. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка.

«Народные танцы»

 

Дети разбиваются по парам и под русскую народную музыку начинают двигаться по кругу. Например, можно включить «Танец с колосьями» или «Круговой галоп». Сначала дети двигаются шагом, который начинается с носочка. Потом переходят на шаг, который начинается с пятки. Затем переходят на приставной шаг в паре. Чтобы усложнить упражнение, можно добавить шаг с подскоком и шаг с поворотом в паре, а также парные вращения.

№ 11

«Быстрее-медленнее»

 

Дети становятся в круг и начинают идти друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения можно несколько раз менять скорость звучания композиций.

Для музыкального сопровождения рекомендуется использовать мелодии «Полька» и «О чижике».

«Свисток – кругом»

Оборудование: свисток или любой ударный музыкальный инструмент, например: бубен.

Ход игры. Игроки становятся в круг и бегут друг за другом. Водящий подает сигналы. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону. Если кто-то не успел развернуться, он выходит из игры.

№ 12

«Хлопай - топай»

Дети идут по кругу, педагог занимает позицию, чтобы все дети хорошо его видели.

 Все ладошки показали, дружно хлопать начинаем: //  ///  //  ///  (дети повторяют ритм).

То же самое быстрей, хлопать начинай скорей:       //  ///  //  ///   (дети повторяют в указанном ускоренном

темпе).

Топать дружно мы начнём, друг от друга не отстаём!:  //  ///  //  /// (дети повторяют)

Топай веселее, топай побыстрее: //  ///  //  /// (дети топают в заданном темпе)

Педагог меняет ритмические рисунки: //  /, //  /.    /  //,  / // и т.д., при повторе ускоряя темп, если дети правильно сразу выполнили задание.

№ 13

«Паровоз»

Дети стоят по кругу по 4 человека «в вагончиках», руки кладут на плечи впереди стоящего.

Чук-чук-чук! Чук-чук-чук!

Паровоз – наш лучший друг!

(дети дружно выполняют пружинку)

Он помчит нас по лесам,

По оврагам и холмам!

(дети ритмично топают на месте)

Крепко за руки держитесь,

От друзей не оторвитесь.

(дети ритмично хлопают обеими руками по плечам впереди стоящего ребенка)

Машинист вперед гляди,

Путь веселый впереди.

(идут в умеренном темпе с высоким подниманием бедра, по сигналу переходят на топающий шаг, ускоряя темп. По сигналу бубна (свисток) переходят на легкий бег)

Тише – тише, не спешите, паровоз остановите

(«поезд» медленно останавливается)

Раз – два, раз – два, мы приехали «Ура»!

№ 14

«1, 2, 3 шагаем»

1, 2, 3 шагаем ноги поднимем (6 раз)

(ходьба врассыпную или в колонне по одному)

Посмотрели мы вперед

Там лошадка к нам идет

(ходьба с высоким поднимаем бедра, руки согнуты в локтях на уровне пояса, ладони вниз)

Посмотрели мы вперед

Видим в небе самолет

(ходьба на носках, руки в стороны)

Посмотрели мы вперед

Видим, едет грузовик.

Руль мы взяли

В тот же миг

(бег врассыпную (в колонне), в руках «руль»)

На речном причале

Теплоход причалил

(ходьба приставными шагами)

На трехколесном велосипеде

Вместе мы поедем…

(ходьба в полуприседе, руки на колени (на пояс))

Вдруг заехали в кювет

Оп… упал велосипед

(дети присаживаются – «падают с велосипеда»)

№ 15

«Гулливеры и лилипуты»

 

До начала упражнения педагог делит всех детей на гулливеров и лилипутов. Например, девочки становятся гулливерами, а мальчики лилипутами. Дети рассредотачиваются по залу в произвольном порядке. Педагог включает музыку и командует «играем». По команде лилипуты должны присесть на корточки и двигаться только на корточках, а гулливеры продолжают двигаться в полный рост. Как только звучит новое музыкальное произведение, педагог командует «меняемся», и дети меняются ролями — например, девочки становятся лилипутами, а мальчики гулливерами.

Содержание:

  1. «Мы идем та-та-та», «Ходьба в приседе с одновременным проговариванием текста»
  2. «Прогулка»
  3. «Самый внимательный», «Передай сообщение»
  4. «Шумит оркестр», «Цепочки»
  5. «Цепочка дружбы»
  6. «Ходьба с поочередным поднятием рук», «Ходьба»
  7. «Река, берег, парус»
  8. «Огонь-лед», «Зарядка»
  9. «Танец огня»
  10. «Ритмическое эхо», «Народные танцы»
  11. «Быстрее-медленнее», «Свисток-кругом»
  12. «Хлопай - топай»
  13.  «Паровоз»
  14. «1, 2, 3 шагаем»
  15. «Гулливеры и лилипуты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...

Картотека упражнений для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирова...

картотека "Упражнения на развитие чувства ритма"

Картотека предназначена для воспитателей, логопедов и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Собранный материал может быть использован для развития чувства ритма у детей 3-7 лет....

"Картотека музыкальных игр и упражнений на развитие чувства ритма"

   Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста....

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритмас использованием ИКТ для детей старшегодошкольного возраста...

Танцевально-игровые упражнения на развитие чувства ритма

Танцевально-игровые упражнения на развитие чувства ритма...