Картотека игр и игровых упражнений на развитие чувства ритма
Инструктор по ФЗК: Торопчина И.А. | № 1 «Мы идем та-та-та»
Мы идем: та-та-та. (обычная ходьба) Мы поем: ля-ля-ля. (ходьба на носках) Мы едем: ту-ту-ту. (ходьба топающим шагом, руки согнуты в локтях) Мы кричим: ау-ау. (стоя на месте говорят, сложив руки рупором)
«Ходьба в приседе с одновременным проговариванием текста»
Плыли гусята – красные лапки, Озером, озером – все по порядку. Серые плыли, белые плыли. Красными лапками воду мутили.
|
№ 2 «Прогулка»
Раз-два-три, раз-два-три – по дорожке мы пошли (шаг марша) Петлять тропинка начала Среди высоких трав, По ней шагаем мы легко, Головушку подняв (ходьба змейкой) Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением вперед) Впереди течет ручей, Подходите поскорей. Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем. (ходьба на носках, руки в стороны) Лес осенний увидали, И к нему мы побежали (бег по кругу) | № 3 «Самый внимательный»
Оборудование: бубен.
Бубен звучит тихо – медленный бег мелкими шагами, бубен звучит громко – бег широкими шагами.
«Передай сообщение»
Участники стоят в кругу. Ведущий передает сообщение: один или несколько хлопков в ладони перед собой, над головой, слева, справа, за спиной, над головой, по коленям, по бедрам, указательными пальцами; с разным ритмическим рисунком, с разной силой стоящему с левой стороны, а тот в свою очередь следующему. |
№ 4 «Шумит оркестр»
Дети идут (бегут) врассыпную, колонне (сидят на стульчиках) в соответствии с текстом выполняют движения.
Кыш – кыш (свободное движение рук) Хлоп – хлоп (в ладони) Шлеп – шлеп (ладонями по коленям) Топ – топ (топающий шаг)
«Цепочки»
Все дети идут «цепочкой», ведущий опускается на одно калено, и все дети, по очереди опускаются на одно калено. Ведущий встаёт и собирает всех в «цепочку».
| № 5 «Цепочка дружбы»
Оборудование: музыкальный ряд («Мы - маленькие дети», «Песенка друзей», «Ритмика-импровизация»).
Ход: дети образуют 2 круга, с равным количеством человек, по команде педагога берутся за руки и корректируют круг, делая его ровным. Педагог объясняет правила: первым делом педагог совместно с детьми прослушивает музыку. На 2 куплет дети топают ногами на месте, определяя такт музыки, педагог помогает хлопками. Педагог объясняет, что при хлопке дети под музыку идут в центр круга, танцевальным шагом в такт музыке, при команде педагога «Мы друзья» дети выполняют упражнение «Пружинка», не разъединяя руки. По хлопку педагога, дети продолжают движение в такт из круга, не нарушая целостность формы. |
№ 6 «Ходьба с поочередным поднятием рук»
Ход: педагог начинает занятие с команды построения в шеренгу, после чего дети идут по кругу за направляющими. После чего педагог начинает счет, дети выполняют поднятие рук в процессе ходьбы по кругу. На 1 поднятие рук вверх; на 2 в стороны, на 3 вниз, на 4 на пояс.
«Ходьба» 1. Ходьба под музыку, при смене музыки - дети останавливаются и маршируют на месте и хлопают на каждый шаг. 2.Ходьба под музыку, на сильную долю подпрыгнуть на месте. | № 7 «Река, берег, парус»
Оборудование: музыкальный ряд «Песенка мамонтенка»
Ход: дети встают в шеренгу, по команде педагога проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). Дает установку: На слово «Река!» - делают шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки, упражнение усложняется добавлением музыки, при этом дети должны соблюдать ритм и характер движений в соответствии с музыкой.
|
№8 «Огонь-лед»
Оборудование: музыкальный ряд Песенка Кота в сапогах; Песенка мамонтенка; Песенка моя; Обжоры; Облака).
Ход: по команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой Их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
«Зарядка»
(дети идут по залу или на месте)
Раз-два, Раз- два! Замелькали пятки (идут маршем) Как чудесно босиком бегать на зарядке. (бег) Руки выше подними, а потом их опусти (по тексту) Повернись вокруг себя (по тексту) Как зарядка хороша! (большие пальцы рук выставить вперёд). | № 9 «Танец огня»
Оборудование: музыкальный ряд (Новые детские песни; Сороконожка; Капельки; Песенка капитана Врунгеля; Песенка моя; Обжоры; Облака).
Ход: танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно, в такт бодрой музыке, опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две", три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. |
№ 10 «Ритмическое эхо» Дети идут врассыпную. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка.
«Народные танцы» Дети разбиваются по парам и под русскую народную музыку начинают двигаться по кругу. Например, можно включить «Танец с колосьями» или «Круговой галоп». Сначала дети двигаются шагом, который начинается с носочка. Потом переходят на шаг, который начинается с пятки. Затем переходят на приставной шаг в паре. Чтобы усложнить упражнение, можно добавить шаг с подскоком и шаг с поворотом в паре, а также парные вращения. | № 11 «Быстрее-медленнее» Дети становятся в круг и начинают идти друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения можно несколько раз менять скорость звучания композиций.
Для музыкального сопровождения рекомендуется использовать мелодии «Полька» и «О чижике».
«Свисток – кругом»
Оборудование: свисток или любой ударный музыкальный инструмент, например: бубен. Ход игры. Игроки становятся в круг и бегут друг за другом. Водящий подает сигналы. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону. Если кто-то не успел развернуться, он выходит из игры.
|
№ 12 «Хлопай - топай»
Дети идут по кругу, педагог занимает позицию, чтобы все дети хорошо его видели.
Все ладошки показали, дружно хлопать начинаем: // /// // /// (дети повторяют ритм). То же самое быстрей, хлопать начинай скорей: // /// // /// (дети повторяют в указанном ускоренном темпе). Топать дружно мы начнём, друг от друга не отстаём!: // /// // /// (дети повторяют) Топай веселее, топай побыстрее: // /// // /// (дети топают в заданном темпе)
Педагог меняет ритмические рисунки: // /, // /. / //, / // и т.д., при повторе ускоряя темп, если дети правильно сразу выполнили задание. | № 13 «Паровоз»
Дети стоят по кругу по 4 человека «в вагончиках», руки кладут на плечи впереди стоящего. Чук-чук-чук! Чук-чук-чук! Паровоз – наш лучший друг! (дети дружно выполняют пружинку) Он помчит нас по лесам, По оврагам и холмам! (дети ритмично топают на месте) Крепко за руки держитесь, От друзей не оторвитесь. (дети ритмично хлопают обеими руками по плечам впереди стоящего ребенка) Машинист вперед гляди, Путь веселый впереди. (идут в умеренном темпе с высоким подниманием бедра, по сигналу переходят на топающий шаг, ускоряя темп. По сигналу бубна (свисток) переходят на легкий бег) Тише – тише, не спешите, паровоз остановите («поезд» медленно останавливается) Раз – два, раз – два, мы приехали «Ура»! |
№ 14 «1, 2, 3 шагаем»
1, 2, 3 шагаем ноги поднимем (6 раз) (ходьба врассыпную или в колонне по одному) Посмотрели мы вперед Там лошадка к нам идет (ходьба с высоким поднимаем бедра, руки согнуты в локтях на уровне пояса, ладони вниз) Посмотрели мы вперед Видим в небе самолет (ходьба на носках, руки в стороны) Посмотрели мы вперед Видим, едет грузовик. Руль мы взяли В тот же миг (бег врассыпную (в колонне), в руках «руль») На речном причале Теплоход причалил (ходьба приставными шагами) На трехколесном велосипеде Вместе мы поедем… (ходьба в полуприседе, руки на колени (на пояс)) Вдруг заехали в кювет Оп… упал велосипед (дети присаживаются – «падают с велосипеда») | № 15 «Гулливеры и лилипуты» До начала упражнения педагог делит всех детей на гулливеров и лилипутов. Например, девочки становятся гулливерами, а мальчики лилипутами. Дети рассредотачиваются по залу в произвольном порядке. Педагог включает музыку и командует «играем». По команде лилипуты должны присесть на корточки и двигаться только на корточках, а гулливеры продолжают двигаться в полный рост. Как только звучит новое музыкальное произведение, педагог командует «меняемся», и дети меняются ролями — например, девочки становятся лилипутами, а мальчики гулливерами.
|
Содержание:
- «Мы идем та-та-та», «Ходьба в приседе с одновременным проговариванием текста»
- «Прогулка»
- «Самый внимательный», «Передай сообщение»
- «Шумит оркестр», «Цепочки»
- «Цепочка дружбы»
- «Ходьба с поочередным поднятием рук», «Ходьба»
- «Река, берег, парус»
- «Огонь-лед», «Зарядка»
- «Танец огня»
- «Ритмическое эхо», «Народные танцы»
- «Быстрее-медленнее», «Свисток-кругом»
- «Хлопай - топай»
- «Паровоз»
- «1, 2, 3 шагаем»
- «Гулливеры и лилипуты»
|
|