Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры.
методическая разработка по физкультуре

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры.

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Растить детей здоровыми, эмоциональными, сильными — задача каждого дошкольного учреждения.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.

Существуют разные формы организации физического воспитания, в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

- физкультурный досуг;

- развлечения;

- физкультурные праздники.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Главные задачи в физкультурном досуге:

1. Формировать здоровый образ жизни.

2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.

3. Позабавить детей, доставить им удовольствие.

4. Демонстрировать спортивные достижения.

5. Воспитывать интерес к государственным праздникам.

6. Формировать познавательную активность.

Принципы организации мероприятий

  1. Не следует увлекаться репетициями заданий-выступлений, важно сохранять у детей интерес к разным видам игр и упражнений.
  2. Недопустим отбор детей показывающих отличные результаты, необходимо участие всех.
  3. Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых.
  4. Необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Методика.

Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

Предназначается для одной, двух групп дошкольного учреждения.

Длительность:

- младшая и средняя группы – 20-30 минут;

- старшая группа - 35-40 минут;

- подготовительная группа – 40-50 минут.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации:

Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений). 

Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей.

На основе спортивных игр 

Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Капитаны команд подходят к судье (воспитателю), приветствуют друг друга. Воспитатель дает задание.

На основе спортивных упражнений 

Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку.

На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует сложного инвентаря). 

Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх- эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузках.

Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т. д.). 

Физкультурный досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение музыкальный слух.

Виды физкультурных досугов и развлечений по тематике

- РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ

-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ

- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ПРИВЫЧКУ К ЗОЖ

Физкультурные досуги в детском саду с применением средств народной игровой культуры, наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. Такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры должны использоваться в качестве средства привлечения дошкольников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия.

Таким образом, физкультурные досуги с применением средств народной игровой культуры, представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.

Физкультурный досуг в старшей и подготовительной группах

«Русские народные подвижные игры».

Задачи:

1.Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

3.Доставить детям радость.

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!

Сегодня наш праздник посвящен русским народным играм.

А как вы думаете, кто придумал эти игры? (ответы детей)

На этот вопрос один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

И мы с вами сегодня тоже будем играть в русские народные игры.

«Пустое место»

Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

«Третий лишний»

Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

«Золотые ворота»

Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом говорят речитативом:
Золотые ворота. Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз. Не пропустим вас! Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними.
 Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

«Гуси»

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:

- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

«Мышеловка»

Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть
Все погрызли, всё поели! Всюду лезут вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку.

Переловим в тот же час!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки"

Воспитатель: Наше спортивное мероприятие подошло к концу. До свидания, до новых встреч.

Спортивный досуг в старшей группе

«Игры народов Севера»

Программное содержание:

- познакомить детей с играми народов Севера;

- способствовать развитию координации движений, глазомера, быстроты;

- воспитывать нравственно-волевые качества: решительность, сноровку, смекалку, ловкость, выдержку, уверенность, целеустремленность;

- формировать стремление к достижению положительных результатов;

- обеспечить укрепление здоровья средствами физической культуры.

Оборудование: 

гимнастические палки (10шт.), 2 обруча, скамейка, 3 мяча, 2 больших прямоугольных мягких модуля, канат, 2 «санки» (мягкие модули).

Ход досуга:

Беседа о коренных жителях крайнего Севера.

Рассказать о том, как ненцы выживают в суровых условиях Севера: ловят рыбу, пасут оленей, охотятся на зверей и птиц в тайге, летом собирают грибы и ягоды.

Инструктор ФИЗО: 

Сегодня, ребята, мы отправимся в увлекательное путешествие по Северу.

1часть:

  • Ходьба в колонне по одному.
  • Ходьба на лыжах (ненцы зимой часто ходят по тайге на лыжах).
  • Ходьба согнувшись (в тайге часто встречаются непроходимые места).
  • Ходьба на высоких четвереньках (в тайге водятся волки).
  • Бег на носочках (часто ненцам приходится спасаться от хищников  бегством)
  • Ходьба в колонне по одному.

Инструктор ФИЗО:

 ооо… замерзли, теперь ненцы должны собрать дрова для костра и вернуться домой (дети собирают палки и «разжигают костер»).

 Беседа о жилье ненцев.

Игра «Собери чум»

Дети расходятся под музыку по залу врассыпную, по окончании музыки они должны собрать два чума (круга). Кто быстрей выполнит задание, тот и победил. Игра проводится 2 раза, на 3 раз собирается один большой чум.

  1. часть. ОРУ

Инструктор ФИЗО:  Собрали ненцы чум!

  • «Чум получился широкий и высокий». 

И.п. — Развести руки в стороны, поднять их вверх, встать на носочки. Вернуться в и.п.

«В чуме разложили шкуры мягкие»

И.п. – сидя на полу, ноги немного разведены и согнуты в коленях. Постучать по полу впереди себя, затем лечь на спину и постучать над головой.

  • «Захотелось ребятам поспать, но не спиться им»

И.п.: - лежа на полу. Перекаты на спине вперед - назад.

  • «А снега у чума насыпало много и дети решили построить горку» И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Приподнять корпус вверх и прогнуть спину.
  • «У чума выросли маленькие елочки, стройные елки и высокие ели».  Приседания, полуприседания, подтягивание, руки вверх.

Инструктор ФИЗО: У ненцев много помощников - оленей, их пасут пастухи. Чтобы поймать оленя, пастухи набрасывают им на рога маут.

Игра: «Пастухи и олени»

Дети бегают врассыпную по залу. По сигналу выбегает «пастух» и набрасывает на голову «оленям» маут (обруч). Пойманный отходит в сторону (игра продолжается 2-3 раза).

Инструктор ФИЗО: ненцы в тайге очень много состязаются, показывая свою ловкость, сноровку и силу.

Игра «Охотники и куропатки»

Дети – «куропатки» залезают на скамейку, 2 детей «охотников» прячутся за модулями, по команде дети – «охотники» выбегают из кустов и стреляют «патронами» (мячами). В кого попали «патроны», тот покидает игру (игра продолжается 2-3 раза).

Игра: «Силачи»

Дети делятся на две команды и по сигналу должны перетянуть канат на свою сторону.

Инструктор ФИЗО: ненцы запрягают своих оленей в нарты – сани, но они еще служат им для состязаний.

Игра «Нарты - сани».

Прыжки через бумы с ноги на ноги.

  1. часть.

Инструктор ФИЗО:  Наступает и на Севере весна, бегут ручьи.

Игра «Ручейки и озера».

Дети становятся друг за другом и двигаются змейкой. По сигналу дети должны быстро построить круг — «озеро», взявшись за руки.

Инструктор ФИЗО: На севере часто дуют холодные северные ветры, но иногда подует и теплый южный ветер.

Дыхательное упражнение: «Северный и южный ветер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с Олимпийскими зимними видами спорта через организацию физкультурных досугов в детском саду.

Знакомство с Олимпийскими зимними видами спорта через организацию физкультурных досугов в детском саду....

Организация физкультурного досуга в детском саду

Организация физкультурного досуга в детском саду для воспитателей детского сада...

Дистанционный проект "Организация и проведение физкультурного досуга - игра по станциям "В страну Физкультуры""

Дистанционный годовой проект для детей и родителей в средней группе детского сада, полный перечь ссылок, которые можно давать родителям как домашнее задание....

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....

Мастер-класс педагогов ДОО по организации и проведению физкультурного досуга «Веселые старты»

       Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения. Задачи:Оздоровительные: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата ...

Сценарий физкультурного досуга в детском саду для детей старшей группы «Осенний марафон» (С применением фитнес – технологий) «Наступают холода – физкультура нам нужна!»

Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой, развивать умения творчески использовать свой двигательный опыт в условиях  эмоционального общения со сверстниками...

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры

Организация и проведение физкультурных досугов в ДОУ с применение средств народной игровой культуры...